+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+
Научиться джазовать
Просмотров: 888     Комментариев: 0

Куда мы бежим? Остановитесь! Как куда? У нас же есть цели, вот к ним и бежим. Ведь если не бежать, нас обгонит кто­то другой и займет желанное место. И тогда всё! Крах! Зачем шел, куда, кто я без своей цели? Но так ли важны «цели всей жизни» для самой жизни? Ответы на эти вопросы предложили поискать создатели мультфильма «Душа» (2020, режиссер Пит Доктер). Мультфильм стал победителем премии «Оскар» в двух номинациях — «Лучшая музыка к фильму» и «Лучший анимационный фильм».

Мультфильмы со смыслом

Пит Доктер — режиссер, чьи работы можно узнать по особому авторскому почерку. Это не просто продукты для развлечения представителей общества потребления — каждый раз это глубокий, тонкий разговор о смысле жизни, заставляющий зрителя задуматься: «Кто я?», «Для чего я живу?». Из­под руки Пита Доктера вышли такие шедевры мультипликации, как «История игрушек», «Корпорация монстров», «Вверх», «Головоломка».

В детстве режиссер даже не предполагал, что станет мультипликатором, ведь рисовал он не очень хорошо. А вот мастерить игрушки любил. Мальчик сам создавал кукол и «оживлял» их при помощи хитрых приспособлений. Бурная фантазия помогала ему придумывать интересные истории про кукольных персонажей, которые впоследствии легли в основу его первых мультфильмов.

Увлекся анимацией Пит в студенческие годы, тогда же и создал свой первый мультфильм, за который получил первого «Оскара» — студенческого. Оборачиваясь на прожитые годы, режиссер говорит, что мультипликация стала для него способом скрыться от мира и людей, ведь он был «социально неловким». Зато зритель обрел автора, которому удается через мультфильмы добраться до самой сути жизни человека. Пит говорит, что перед тем как взяться за воплощение очередной идеи, он изучает много исследований. Так, перед созданием мультфильма «Головоломка» он со своей командой прочел много психологической литературы про то, что такое эмоции.

Работая над «Головоломкой», Пит Доктер уже вынашивал идею анимационного фильма «Душа». «Нам пришлось привлечь сотни людей, от экспертов по религии до шаманов и преподавателей йоги <…> чтобы обсудить, откуда приходит душа», — рассказывал он в интервью. Но сам фильм, как он считает, не о мистике, а о том, как подросткам разобраться в своих эмоциональных проблемах.

Нельзя сегодня умирать!

Главный герой мультфильма «Душа», 45‑летний чернокожий музыкант Джо Гарднер, преподает музыку в средней школе. Пытаясь заинтересовать детей игрой на инструментах, он рассказывает, как полюбил джаз. Мы видим человека горячо влюбленного в музыку, но несчастного, творчески нереализованного. Дело в том, что Джо Гард­нер всю жизнь мечтает стать джазменом, но его не берут ни в один джаз-бэнд. И вот наконец удача улыбнулась герою: Джо приглашает к себе в группу известная саксофонистка Доротея Уильямс.

Джо Гарднер от счастья сам не свой, он настолько опьянен предвкушением выступления, что буквально не видит ничего вокруг. По пути домой музыкант падает в открытый люк и… умирает. Но на этом история неудачливого джазмена не заканчивается. Она только начинается!

Джо попадает на трап, ведущий его в «мир после». «Мне нельзя умирать, я сегодня выступаю», — кричит Гарднер и бежит, бежит к выходу, падает, летит и попадает в «мир до». А там маленькие души с номерами вместо имен ищут «искру», чтобы, найдя ее, получить возможность попасть на землю человеком. Зритель видит, какое счастье испытывают те, кому удается получить заветный недостающий элемент для земной жизни. Жить хочет и Гарднер, ведь он всю жизнь так упорно шел к этому дню — дню своей славы.

Зритель видит, что кроме мыслей о будущем успехе в жизни героя ничего нет. Нет прошлого, нет настоящего, только очень туманное будущее. Смотришь на Джо и узнаёшь себя. Как часто, сидя на работе, мы думаем, как будет хорошо вечером дома, а придя домой, вместо того чтобы поговорить с родными, поиграть с ребенком, уже готовим речь для завтрашнего совещания. Мы всё время чего-то ждем. И получается, что в сегодняшнем дне жизни-то и нет? Именно так живет главный герой мультфильма «Душа», пока не попадает в мир иной, где встречает Душу‑22.

В поисках искры

В «мире до» Джо Гарднер становится наставником Души‑22. «22» — очень тяжелая, сложная душа, у нее были великие наставники: Мать Тереза, Мухаммед Али, даже Коперник, но никто из них не смог помочь найти ее искру. У Души‑22 было столько разочарований, что она в унынии, не хочет ничего.

В мультфильме Джо Гарднер сразу поймет, что нужно «22». Джаз! Ведь однажды он уже разжег искру в душе самого маленького Джо. Поможет это и его новой подруге. Гарднер будет учить Душу-22 джазовать, ведь это он умеет лучше всего. Но способ Джо выберет непростой: впервые за всю историю существования «мира до» наставник и его подопечный спустятся на землю до того, как будет найдена искра. Правда, всё получится не так, как задумывали Джо и Душа‑22, их ждут удивительные приключения и перевоплощения. Джо, например, придется побыть котом.

Котом? Это провал! Ведь Джо уломал идти с ним на землю Душу-22 прежде всего для того, чтобы сыграть на концерте вместе с Доротеей Уильямс. А быть котом никак не вписывалось в его планы. И он злится, торопится всё исправить, ведь дело всей жизни может в любой момент рассыпаться на мелкие осколки.

А что же «22»? Кажется, она уже учится джазовать. Этот непривычный нашему слуху глагол можно заменить на более знакомые выражения «получать удовольствие от жизни», «жить с полной отдачей», но они всё-таки не могут вполне передать суть, которую хотели донести до нас создатели мультфильма. Шаг за шагом режиссер показывает нам, что значит «джазовать». Это значит проявить искреннюю заинтересованность к другому человеку, которого мы до того особо не замечали, неторопливо, смакуя каждую крошку, съесть кусок пиццы, увидеть красоту «самолетика», спустившегося с дерева на ладонь. Всё это — мелочи жизни, наполняющие красотой, добротой и гармонией саму жизнь.

Цель не стоит жизни

Мультфильм «Душа» показывает нам, как важно жить настоящим моментом. Нет, в нем не говорится о том, что цель — это плохо, что у нас не должно быть мыслей о будущем. Главное, чтобы эти идеи не позволяли нам терять день сегодняшний. Эта мысль блистательно показана Питом Доктером через образ места, куда попадают люди, одержимые идеей, страстью или целью. Сначала люди получают удовольствие от пути, по которому они идут к своей цели. Но однажды человек теряет связь с реальностью и становится «заблудшей душой». И то, что так манило и звало, становится пустыней, где все серо, уныло и однообразно, где душа существует «на автомате».

А что же наш герой? Достигнет ли он своей цели? Да, наконец, настает тот день, когда мечта Джо сбывается и… тут он понимает, что эффекта «Вау!» не произошло. Оказывается, всё это не стоило жизни.

И тогда Джо снова придется учиться «джазовать», ведь у него будет на это второй шанс.

Тема жизни и смерти — главная в мультфильме «Душа». Православному зрителю тоже будет интересно его посмотреть. Хотя, казалось бы, он ничего нового не может нам открыть — ведь у людей верующих с ценностями, смыслами и приоритетами все определённо. Но при просмотре мультфильма что-то новое в нашей собственной душе мы, пожалуй, найдем. Например, глубочайшее чувство благодарности Богу за эту жизнь и стыд за то, что не каждое мгновение, подаренное Им, мы ценим. А может быть, и огромное желание научиться «джазовать», чтобы помнить о важности каждой секунды, данной нам свыше.

Газета «Православная вера», № 12 (680), июнь 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.