Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Нательные кресты в традиции русского благочестия
Просмотров: 5127     Комментариев: 1

Часть 3

Чем православный нательный крест отличается от католического? Что может быть изображено на обороте крестика? Что такое «морской крест» и какой смысл он в себе несет? Ответы на этот и другие вопросы — в заключительной части очерка настоятеля Крестовоздвиженского храма города Вольска протоиерея Михаила Воробьева об истории нательных крестов.

XIX–XX века: от модерна к постмодерну

Протоиерей Михаил ВоробьевДуховное состояние общества неизбежно влияет на состояние искусства своего времени. XIX век, особенно во второй своей половине, был временем широкой секуляризации русского общественного сознания, что не могло не найти отражения в церковном искусстве. На смену классицизму, мечте о «золотом веке» человечества, приходит эклектика, которая, не находя в своей собственной эпохе достаточно ярких художественных идей, пытается возродить древние художественные формы, соединяя с ними элементы искусства более поздних эпох. На смену цельному мировоззрению православного человека приходит светское, равнодушное к духовным запросам, зачастую дисгармоничное сознание прагматика.

В иконографии русских нательных крестов духовные процессы XIX столетия получили очень наглядное воплощение.
Начало XIX столетия было временем сентиментально-мистического восприятия духовных ценностей. Такое восприятие прослеживается в стилистике одного типа русских нательных крестов, изготовлявшихся на рубеже XVIII–XIX столетий. На обороте этих крестиков помещены изображения орудий Страстей и артефактов евангельского повествования о распятии Христа. Набор того, что могло изображаться, включал в себя около двух десятков предметов: бич, терновый венец, гвозди, одежды Иисуса, 30 сребреников, петух, пробудивший совесть апостола Петра, и т. д. Часто каждый предмет обозначался еще и буквами, так что оборотная сторона креста превращалась в трудночитаемую аббревиатуру.

В середине и второй половине XIX столетия в ставрографии, так же как и в церковной архитектуре, господствовал тот псевдорусский тяжеловесный стиль, что воплотился в камне в творениях Константина Тона. В производстве нательных крестиков преобладали невыразительные формы, имевшие мало общего с национальными традициями. При этом медные и оловянные тельники, сделавшиеся принадлежностью неимущих классов, были особенно примитивными. В целом господствовала форма латинского креста с удлиненной вертикальной перекладиной и трехлопастным завершением каждой оконечности. Все нательные кресты того времени, за исключением старообрядческих, имеют изображение Распятия. Оно выполнено достаточно реалистично, однако тело Распятого Христа не имеет изгибов, руки вытянуты вдоль перекладины. На обороте нательных крестов помещалась молитва «Да воскреснет Бог…» (обычно умещалось только начало) или краткая молитва «Спаси и сохрани». Золотые и серебряные нательные крестики часто украшались эмалями.

***

В целом православная ставрография — иконография крестов — второй половины XIX века не создала никаких новых художественных форм. Однако на рубеже XIX и XX столетий в русское церковное искусство уверенно вторгся новый художественный стиль — модерн. И именно в церковном искусстве модерн преодолевает свою принципиальную декоративность, точнее, дополняет ее глубокой художественной выразительностью.

В церковной архитектуре и монументальной живописи модерна явно просматривается тоска по традиции. Декоративные украшения храма Марфо-Мариинской обители откровенно напоминают о белокаменной резьбе храмов Северо­Восточной Руси. Полотна М. В. Нестерова, иллюстрирующие житие преподобного Сергия, тяготеют к русской лубочной картине. Эта характерная черта русского модерна просматривается и в немногочисленных нательных крестах, выполненных в этом художественном стиле. Однако сложная линия контура, близкая к линии Орта, которая является графическим символом модерна, замена Распятия символом Святого Духа придают им оригинальные стилистические черты начала XX века. Такие крестики с изображением Святого Духа «в виде голубине» с удовольствием могли бы носить философы и поэты Серебряного века.

Частое использование дешевого медного сплава отражает присущее модерну стремление к эстетизации повседневности, проявлявшееся в интересе к простым материалам: керамике, дереву, стеклу. При этом мастера модерна даже изделия из самых простых и дешевых материалов умели декорировать так, что они превращались в драгоценные шедевры. К примеру, крестики, изготовленные из относительно дешевого серебра, золотились и украшались многоцветными эмалями.
Стилистика модерна проникла и в церковную культуру старообрядцев. В эпоху становления этого художественного стиля появляется знаменитый «Манифест 17 апреля 1905 года» о веротерпимости, позволивший старообрядцам открыто исповедовать свою веру. В стиле модерн строятся многочисленные старообрядческие храмы того времени, он проникает в иконопись и церковно-прикладное искусство старообрядцев.

Одной из особенностей модерна является его способность вбирать в себя черты любого другого художественного стиля. Неоготика, необарокко, неорусский стиль — все это направления, которые интенсивно развивались в искусстве начала XX столетия в рамках модерна как большого стиля. Барочные мотивы, поверенные стилистикой модерна, нетрудно заметить в некоторых нательных крестах той эпохи.

Нательный крест в стиле модернНательный крест начала XX в.Старообрядческий крест начала XX в.Старообрядческий крест начала XX в. Оборот

Модерн был последним художественным стилем, оказавшим серьезное влияние на русское церковное искусство. Трагические события начала ХХ века не позволили ему по-настоящему развиться ни в области храмовой архитектуры, ни в иконописи. Однако сохранившиеся храмы Ф. О. Шехтеля, росписи В. М. Васнецова, М. В. Нестерова свидетельствуют о значительных неосвоенных ресурсах этого художественного стиля.

***

В советские годы выпуск нательных крестов в нашей стране был сильно ограниченным. При этом воспроизводились далеко не лучшие, но самые простые в изготовлении образцы XIX столетия. Созданные в 1949 году «Мастерские по производству икон и церковной утвари» Московской Патриархии (с 1980 года художественно-производственное предприятие «Софрино») использовали для изготовления крестиков алюминий и пластик — материалы, по своей природе лишенные всяких эстетических свойств. Всё те же алюминиевые крестики, ставшие теперь разноцветными, с непропаянным колечком для гайтана и по сей день встречаются в свечных лавках православных церквей. Художественная ценность этих личных святынь близка к нулю, хотя духовная ценность подобных аскетичных крестиков иногда оказывается весьма велика.

Многие верующие бережно хранят алюминиевые крестики, полученные при крещении, а некоторые постоянно носят их, перепаивая то и дело ломающиеся колечки и считая, что никакой внешней красотой эта личная святыня отличаться не должна. Такую позицию можно назвать близкой древней русской традиции, в соответствии с которой нательный крест должен быть изготовлен из простого материала, чаще всего медного сплава. Однако стоит сказать: роскошь неуместна в отношении к Распятому Христу, но красота в высшей степени Ему присуща. Поэтому нательные крестики домонгольской Руси и немного более позднего времени были изысканно красивы, хотя изготовлены из дешевейшей латуни или оловянистой бронзы. К сожалению, современные тельники массового производства далеки не только от роскоши, но и от какой бы то ни было красоты. И это тоже одно из знамений эпохи.

***

В 1990-е годы появились первые мастерские, взявшиеся производить нательные кресты по старинным образцам. Наиболее интересную церковную утварь начали изготавливать мастерские «Кавида» и «Калежа». Возродилось производство литых серебряных крестиков и образков в мастерских Красного Села в Костромской области и в нескольких селах Нижегородской губернии, которые были крупными центрами изготовления церковной утвари еще в XIX веке. Здесь мы имеем дело не с простым копированием древних изделий, а с разработкой новых художественных форм, опирающихся на многовековую традицию, но в то же время приносящих в ставрографию новые художественные идеи.

Замечательные нательные кресты изготавливаются мастерскими Александро-Невской Лавры. Многие из них являются точными копиями серебряных, украшенных многоцветными эмалями северных крестиков XVIII века.

На рубеже XX–XXI столетий можно было наблюдать поиск стиля отдельными мастерами, обладавшими немалым церковным вкусом, которые запустили в серийное производство десятки образцов авторских крестов с непривычно объединенными сюжетами. Наиболее известными мастерами, работающими в этом направлении, стали Сергей Акимов и Юрий Федоров. Последний даже издал книгу об истории форм православного нательного креста.

Морской крест. Мастерская С. АкимоваМорской крест. Мастерская С. Акимова. Оборот

Рассмотрим для примера так называемый морской крест из коллекции С. Акимова. Этот крест, выполненный в форме якоря, основывается на древнейшей традиции Церкви: водная стихия и весь связанный с нею круг понятий с первых веков использовались для символического раскрытия учения о спасении. Согласно этой символике, жизнь — бушующее море, переплыть которое можно только на церковном корабле. При этом, по словам апостола Павла, христиане имеют возможность взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий (Евр. 6, 18–19).

На лицевой стороне креста изображено Распятие. Над Распятием в оглавии изображен образ Пресвятой Троицы, внизу — апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего Христа нашим языческим предкам. По преданию, апостол был казнен на кресте в форме буквы Х, который изображен на флаге у него за спиной. Этот флаг — символ Российского флота со времен Петра I. С двух сторон от Распятия — русские святые, покровители флота и мореплавателей: святитель Митрофан Воронежский и преподобный Арсений Коневецкий.

На обороте «морского креста» — фигура Ангела Хранителя с крестом и мечом. Он стоит на волнах, осеняя собою парусники, кажущиеся рядом с ним маленькими и непрочными. Это образ стража душ человеческих как на море, так и в буре житейских страстей и искушений.

Рядом с Ангелом — изображения двух чудес хождения Христа по водам. Властью над морской стихией Бог наделяет и избранных Им угодников. Один из них — святитель Николай Мирликийский. Образ Николая Чудотворца венчает оборот креста. В нижней же части изображено его известное чудо спасения в бурю корабля.

Отмечая мастерское исполнение и технологическое совершенство изделий современных авторских мастерских, следует сказать, что никакой новой художественной формы в ставрографии они предложить не смогли. Для нынешних мастеров характерно использование многочисленных готовых форм, обильное цитирование ставрографических образцов предыдущих эпох, изящное соединение разнородных элементов. Иконография креста в ХХI веке несет в себе отчетливые признаки постмодернизма — художественного стиля последних десятилетий.

Современные нательные крестики, сделанные по образцам XVI–XVIII столетий, убеждают нас в том, что формы нательных крестов в русском Православии были весьма многочисленными и разнообразными. Сталкиваясь с таким многообразием, наш современник часто задается вопросом: какая же форма нательного креста является канонической? Ответить на этот вопрос, с одной стороны, легко, а с другой — непросто. В истории Русской Церкви бытовали кресты самых разных форм и разновидностей: четвероконечные, шестиконечные, семиконечные, осьмиконечные, двенадцатиконечные, с Распятием и без Распятия, с изображениями Божией Матери и различных святых, с разнообразными орнаментами. Все они считались правильными и допустимыми. Единственной формой, которая не была признана, является характерная для Католической Церкви форма Распятия, в котором обе стопы Христа прибиты к древу Креста единственным гвоздем. Такие кресты с исторически недостоверным изображением Спасителя следует считать недопустимыми для православного христианина.

Газета «Православная вера» № 12 (632)