Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Нам отвечает святитель Феофан
Просмотров: 375     Комментариев: 0

Вопросы, вопросы – сколько их возникает у человека на протяжении жизни. А когда мы начинаем воцерковляться, вопросам, кажется, нет числа. Мы обращаем их к нашим современникам – священникам, опытным мирянам. Но ведь многие вопросы возникли задолго до нашего рождения. Открыв наставления святых отцов, мы можем получить ответ. Вот, к примеру, спрашивают наши современники – отвечает святитель Феофан Затворник.

Место спасения

– Я одинокий человек. Для спасения души мне обязательно уходить в монастырь?

– Спастись везде можно, и спасение не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих, если общение с Церковью и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь.

В монастыре спасаться лучше; но лучше ли сие для вас, это другой кто мог бы вам сказать, я же не могу. Приложите молитву, чтоб Господь определенно указал вам, как поступить. Господь близ, всех любит и всем хощет спастися. Не презрит и вашей молитвы. Только молитесь от всего сердца. От монашества не отрицайтесь.

Говорите, что вас приглашают, смотря на вашу монашескую жизнь (среди мира). Следовательно, поступивши в монастырь на монашество, вы не новое что восприимите, а обычное уже вам. Прибавка одна, что все должно уже быть не по своей воле. Но это хоть и тяжеловато иной раз, но имеет преимущество, что все делаемое по сему благоприятнее Богу и на нравственный строй влиятельнее.

Господь да устроит путь ваш, как Ему благоугодно и для вас спасительно. Предайте себя в руки Его, и Он сотворит. Божие приходит незаметно.

Суета и скорби

– Как достойно терпеть беды и проблемы? Как не впасть в уныние?

– Много у вас скорбного. Жалею, что так есть. Но помочь этому нечем, кроме терпения, с упованием на милость Божию. Все от Бога – и приятное, и неприятное. Благодарить же за все надо. Ибо и неприятное посылается во благо: для очищения, для смирения, для укрепления доброго нрава и упования на Бога. Роптать же не надо.

Перетерпите это время, наступят светлые дни. Благодушествуйте. Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение.

– С детства водили детей на богослужение. Сейчас они подросли, идут в храм с неохотой. Видно, что сомневаются в своей вере. Что делать?

– Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ее приемлемость пресекается возмущением веры.

Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры; или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость – исстари ведомого.

– Большую часть жизни поглощают работа и рутинные дела по хозяйству. На молитву, храм, на любимые хобби не остается ни времени, ни сил. Что делать?

– Жалуетесь на хлопоты по хозяйству, что это отбивает от других любимых занятий. Что же делать? Таково уже дело хозяйское. Ничего тут не остается, как терпение. На то и обречена настоящая жизнь, чтобы работать в поте лица, а не философствовать. Это наша всеобщая епитимия. Но умудряйтесь как-нибудь облегчать эту тяготу. Чем? Когда умовыми занятиями, когда эстетическими удовольствиями, когда утешениями взаимно-общения братского с другими. Наиболее же удовлетворением религиозных потребностей и стремлений.

Самая большая опасность от неустанных хлопот есть подавление религиозных чувств. И очень жаль; совсем охладеть, как вы боитесь, очень можно. Но это неот природы житейских дел, а от нашей оплошности, по которой попускаем себе погрязнуть: и мыслями, и чувствами, и желаниями, и заботами – в одно житейское.

А ведь этого может и не быть. Начинайте все с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте благодарением. Всякое дело и будет окутано Божеским одеянием, а не выбьет Бога из души. Затем, переходя от дела к делу, на переходе выгоняйте из души все житейское, и будьте с Богом вниманием и чувством или повторяйте какой-либо стишок из псалмов.

Берите книгу о молитве и читайте углубляясь. Понемножку и оживет молитвенное к Богу восхождение. Заботу о сем помните и Господа молите, чтобы Он не лишил вас молитвенных утешений. Ничего в человеческих делах без труда не достигается. Духовные же делания требуют напряженнейшего труда и притом непрерывного.

Правила диалога

– На работе и дома постоянно вспыхивают конфликты. Как не допустить их развития? Ведь потом бывает сложно наладить с человеком отношения.

– Очень сожалею, что у вас там кое-что не клеится. Но ведь это обычное течение дел человеческих. Взявшимся благоугождать Богу надо, во-первых, все принимать спокойно и терпеть благодушно, а во-вторых – уметь держать себя при сем и действовать.

Первое – легко. Стиснул зубы и молчи, а второе – очень трудно, особенно потому, что неспокойный дух тотчас наружу лезет, и чрез слова, и чрез дела, и чрез движение, и чрез мину; это обстоятельство все и портит, как сами видите. Но имеете опыты, извольте учиться.

Наука проста, но трудно заучиваема. Именно в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать. Надо наперед успокоиться и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтобы и следа ее не было. Больше ничего не требуется. Тогда и речь, и дело пойдет ладно. Можно тогда и сурово и строго говорить, даже бранчиво, и речь не произведет худого действия, ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный.

Извольте теперь из того случая взять себе урок. Сядьте и осмотрите, что бы следовало вам подумать, чтоб изгладить неприятное чувство, и вперед по сему действуйте.

– Сложно управлять – и подчиненными на работе, и детьми в семье, да и самим собой тоже. Что посоветуете?

– Слышу, что у вас там опять неурядицы, и опять (из-за них) тягота и скорбь. Бог даст, все уладится, только не следует борзиться, а потихоньку, не следует так: сказал, и чтоб было. Люди свободны, а команда – не подходящее дело. А надо и говорить, и делать все, что требуется по долгу и совести, а успеха ожидать от Господа. Потому, когда нет, надо сказать только: буди воля Твоя, Господи!

Но и рук опускать не должно, а все и говорить, и делать, предаваясь в волю Божию. Серчание на неисправности есть своей воле угождение: как смели, ведь «я» сказал. Это о том, что по должности вашей.

Что у вас (во внутреннем человеке), и тут тоже не борзясь надо. Вы думали, что начал, и тотчас на третье небо. Надо прежде труды и поты подъять, потом уж начнут показываться плоды. Но условие не отложное: не жалеть себя. Не жалеть себя – не значит горы на себя наваливать, а ту же обычную жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.

 «Православное Заволжье»

[Подготовила Марина Шмелева]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.