Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (†2006), духовника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря — настоящая школа духовной жизни для современных христиан. Первые и самые главные уроки в этой школе посвящены спасительному покаянию.
Дорогая о Господе А.!
Милость Божия и снисхождение к немощам человеческим так велики, что на всякий грех, как бы велик и чудовищен он ни был, есть покаяние. И за это нам надо постоянно Бога благодарить.
Мы были мертвы, а теперь живы. Однажды исповеданный грех и прощенный при Таинстве исповеди больше исповедовать не надо, чтобы этим не выразить своего недоверия к совершившемуся уже Таинству. Собороваться надо каждый год, ибо в этом Таинстве нам прощаются и те грехи, которые мы в жизни не осознаем, как грех, но которые в Очах Божиих являются грехом.
О сыне молитесь, все в нем хорошо по Вашему определению, но по-Божии так ли хорошо? Душа пуста не бывает. Или в ней зреют светлые плоды с Богом, или ею обладает враг, а тогда что тут хорошего?
Дорогая о Господе С.!
Вспомните, как учились Вы в школе и как неприметным для себя образом научились читать и писать; и в духовной жизни есть нечто подобное. Наше дело — трудиться, делать то, что мы осмыслили и поняли. Остальное — дело Божие; не видим, как в земле сердца прорастает брошенное туда слово жизни. Не мните увидеть себя праведницей, а всегда просите: "Даруй ми, Господи, зрети моя согрешения и не осуждати брата моего". О сестре молитесь, если она была крещена. Ведь сердце знает только Господь, не нам судить других.
Дорогая Ю.!
А ты попробуй, сама поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты-то есть по отношению к людям? Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а, узнав, научишься снисходить к немощам человеческим и не будешь никого осуждать. Два греха самых страшных для спасения в человеке — осуждение и соблазн. И ведь оба они тебе портят жизнь, да и другим. Бог тебе какие грехи простит непрощаемые, а мы с тобой малость другим простить не можем.
Умудри тебя Бог!
Т., Вы отошли от Бога не тогда, когда ушел от Вас чужой муж, а тогда, когда он к Вам пришел и Вы его приняли.
Читайте Священное Писание: "Блудники и прелюбодеи Царства Божия не наследуют". А Вы со своим "другом" есть и то, и другое.
Вам необходимо осознать свое падение и то, что грех Ваш смертный стоит стеной между Вами и Богом. Вам нужно покаяться, пособороваться и принять епитимию во очищение души своей. Она у Вас во мраке пребывает, и враг тешится Вашим безрассудным желанием иметь сожителем чужого мужа.
Просьбу о молитве выполню, а Вы побойтесь за свою душу: жизнь коротка, а вечность бесконечна.
Н., Н.!
Что же ты делаешь?! Ведь из рабы Божией ты стала рабой вражией.
На словах просишь помощи Божией, а делами отвергаешь Бога — продаешься врагу ради желания заглянуть в будущее врагу.
Но враг истины не знает: он всегда лжец и отец лжи, а ты, если не успеешь или не сумеешь принести покаяния, готовишь себе вечную тьму. Я не могу простить тебе твоего безумия. На покаяние надо идти в церковь.
Сколько приходит ко мне бесноватых после такого же любопытства, как у тебя. Спеши же к покаянию, непременно пособоруйся да все расскажи священнику, у которого будешь каяться.
А мои молитвы о тебе и о твоем сыне сейчас не примет Господь, ибо Ты тяжко согрешила, обращаясь к гадалкам.
Дорогая о Господе Т.!
Письмо Ваше получил и просьбу о молитве выполняю. Дай Вам Бог терпения в несении нелегкого жизненного креста, а подсказать, в чем еще надо каяться Вам, я не могу. Нас, монашествующих, величие Божие повергает в покаяние ежеминутно, а не только ежедневно.
Может, Вы в своих молитвах не того просите у Бога, что было бы полезно для спасения. Просите не изменения или упразднения своего спасительного креста, а помощи от Бога и сил, чтобы нести его во спасение.
Умудри Вас Бог!
Дорогая о Господе Л.!
Начните свое восстание с благодарности Богу, что Он вошел в Вашу жизнь, не вспомянув страшных Ваших падений и измен Истине — "Правде Божией на жизненном пути".
Вот и храните память об этом безграничном милосердии Божием в сердце своем как залог и начало нового восприятия жизни. Покаяние Вам надо принести за всю жизнь, особенно за обращение к темным силам. Когда врага рода человеческого сами вводят в свою жизнь, то освободиться от него бывает крайне трудно.
После исповеди пособоруйтесь и причащайтесь не реже, чем через две недели. После соборования и 40-дневного чтения покаянного канона опять идите к врачу и сделайте все, что он Вам порекомендует. Болезнь тела есть следствие болезни души. Душу лечим Таинствами, а тело по Божьему определению должно предать врачам.
Умудри Вас Бог и укрепи встать на путь покаяния.
Дорогая о Господе В.!
Суров путь покаяния, ибо то, что Вы переживаете теперь, есть покаяние самим делом. И для тех, от кого не отступился Господь, кто восчувствовал под собой бездну ада, изрытую своими деяниями, другого пути нет.
Можно много читать и молитв, и акафистов, но вырвать желаемое прощение у Бога невозможно.
Прощение придет к Вам, когда окончится срок Богом данной епитимий. А пока плач, стон и горе. И под все это надо смиренно подклонить свою главу с мыслью, что достойное по делам своим приемлю.
Молиться продолжайте, но не надрывно, а с полным преданием и себя, и сына воле Божией. У Бога неправды не бывает, как и милости у Него бездна. Надо же Вас спасать и Вам спасаться. А как? Это знает один Господь. Смирения и терпения Вам в несении своей епитимии просите от Бога. Остальное Господь даст Сам.
Умудри Вас Господь и укрепи на пути покаяния.
Дорогая о Господе Т.!
Нет рецепта, чтобы ты в один день стала спокойной и счастливой христианкой. Царствие Божие вызревает в душе и сердце постепенно, в трудах и во времени. И эти труды длятся всю жизнь! Ты же только начинаешь изучать все, что касается Православия, и в первую очередь ежедневно читай 1 гл. Св. Евангелия и 2 гл. Апостола. Делай это неукоснительно каждый день независимо от того, понимаешь или нет, чувствуешь или нет.
А Господь за труды и верность преобразит постепенно твоего внутреннего человека, но ты это не сразу и приметишь. А остальное тебе будут говорить священники на исповеди, всегда исходя из насущных потребностей сегодняшнего дня. Рецепта на все случаи жизни нет.
Одно несомненно — надо учиться жить в Боге. Учиться так же, как Вы учились грамоте в школе. Сейчас и Вам, и сыну Вашему надо постигать азы духовной грамоты, они в Святом Евангелии и Апостольских посланиях.
Умудри Вас Бог!
Дорогая о Господе Р. Г.!
Я бы внес некоторые коррективы в образ Вашего религиозного мышления в настоящий момент — источник всех неприятностей и зол надо искать не вовне, не вокруг себя, а в себе. Если же Вы останетесь и закоснеете в нынешнем понимании, то, поверьте мне, до истинно христианского понимания жизни и христианского мировоззрения Вы не доживете. Свободу воздействовать на нас враг получает только нашими собственными грехами и падениями, а не потому, что этого захотелось кому-то из наших недругов. Если бы Вы, дорогая Р. Г., жили в Боге, имели бы понятие о грехе, о покаянии, то, постоянно внимательно живя и очищая себя от всякой греховной скверны, были бы недоступны врагу. А раз этого нет, то приходится терпеть насилие вражье. Слава Богу, что хоть теперь появилось желание знать о духовном. Вот и остается мне пожелать Вам, чтобы науке о духовной жизни Вы начали учиться так же последовательно, и терпеливо, и осмотрительно, как в свое время постигали премудрость светской науки. Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостольских посланий, начиная с деяний, и просите Господа о познании Истины.
Умудри Вас Бог!
Дорогой о Господе В.!
На первое Ваше письмо я бы отвечать не стал, ибо я — не то, что Вы предполагаете этим своим письмом. Думаю, что тех старцев, которых ищете Вы, нынче нет. И знаете ли, почему отобрал Господь у мира такую великую помощь и утешение? А потому, что нет послушников, но только одни со-вопросники.
И я это говорю Вам из опыта жизни — духовник отступает, когда не принимают Божьего с первого раза, а дальше замолкает.
Прочитав приложение Ваше к первому письму, возьмусь помолиться о Вас и дам для начала точный адрес, где получите ответы неложные, но глубоко и чисто православные. Сейчас жить сломя голову нельзя, ибо до прихода к вере человек запасся таким тяжким багажом, что забраться на небо он сможет только по лестнице прелести с помощью вражией, но и падение затем следует великое. А ведь именно это часто и делает человек, войдя в Церковь теперь. Опомнившись от угара жизни, надо осмотреться, в себя заглянуть и в тех, кто рядом, и, поняв свою немощь, найти ту Силу, что восполнит нашу немощь. А эта сила — в Церкви, а эта сила — в Боге. Да, священник не всякий может сейчас стать надежным духовным руководителем, и на это наше внимание есть, наше понимание происходящего, и все это с Божией помощью, Который искреннему искателю Истины не даст ошибиться. А помощником Вам, если захотите, сейчас мог бы быть святой святитель Феофан Затворник. Для начала почитайте его книгу "Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться". Да почаще причащайтесь Святых Христовых Тайн.
Так и будем проходить курс обучения жизни в Боге, начиная с первого класса, а не с институтской скамьи. Главное — вооружитесь терпением, а наипаче вниманием к своему внутреннему состоянию. Сообразуйтесь с евангельскими истинами. От падений, если они и случатся, не унывайте. Господь попускает их для научения, для познания нашей немощи, чтобы живее обращались к Могущему восполнить нашу немощь Своей силой.
Дорогой В., часто я повторяю: "Жизни учит сама жизнь", и это наука из наук — самая важная для человека. Берегитесь осуждения и скоропалительных выводов. Если себя познаем с трудом, то что скажем о других. Умолчим! Помолимся о тех, кто так или иначе внес смущение в нашу душу. И Господь помилует и нас, и того, кто согрешает. Ведь все мы так нуждаемся в милости. Умудри Вас Бог!