+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
На пути в жизнь вечную
Просмотров: 4859     Комментариев: 0

Каждый человек рано или поздно сталкивается со смертью: родственника или знакомого. И как правило, это известие застает его врасплох и становится для него большим потрясением. Но особенно сложно человеку, самому оказавшемуся перед лицом смерти. Смятение, страх, порой отчаяние становятся его постоянными спутниками. Как подготовиться к переходу в мир иной и не пасть духом?

Сегодня мы начинаем рассказывать о том, как христианин должен относиться к смерти, как подготовить болящего к переходу в мир иной, как самому перенести потерю родного человека, проводить его в жизнь вечную по традициям и Уставу Православной Церкви и, наконец, как правильно молиться об усопшем, избегая душевредных народных суеверий. В этой статье мы остановимся на том, что есть смерть в христианском понимании.

Нет человека, которого минует смерть [1]

 

Фото А. ЛеонтьеваЗакон смерти — общий для всего человечества. Смерть неизбежна всем и каждому. Слово Божие о всеобщности смертного закона свидетельствует: Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? (Пс. 88, 49). Лежит человеком единою умрети (Евр. 9, 27). О Адаме вси умирают (1 Кор. 15, 22).

Смерть постигает человека тогда, когда он достиг предела жизни, какой предопределен ему праведным Судом Божиим, для совершения дела, ему предназначенного; предел, в котором предусмотрено все, что полезно человеку; следовательно, смерть полезна человеку. И нам заповедано за все благодарить Промыслителя Бога; следовательно: слава, Тебе, Боже, строившему все для пользы нашей… буди имя Твое, Господи, благословенно от ныне и до века.

Душе от Бога назначается пройти три состояния, составляющие ее вечную жизнь: в утробе матери, на земле и за гробом. Чему же после того ужасаться, когда во всем воля Божия, а мы Господни? Мы не готовились к первому рождению на землю и ничего не помним о нашем первом состоянии; будем же теперь готовиться ко второму рождению, в загробную жизнь и вечную. Мы имеем руководства, как готовиться, и знаем уже, что будет за гробом.

Вот что пишет [святитель Иоанн] Златоустый о смерти: «Ужасна смерть и страшна для незнающих высшего любомудрия, для незнающих загробной жизни, для считающих смерть уничтожением бытия; разумеется, для таких смерть ужасна, уже самое название ее убийственно. Мы же благодатию Божией безвестная и тайная премудрости Его увидевшие и смерть переселением почитающие, не должны трепетать, но радоваться и благодушествовать, ибо оставляем сие тленное житие и переходим к жизни иной, нескончаемой и несравненно лучшей» [2].

Поэтому верующего человека беспокоит не сам факт смерти, а то нравственное состояние, в котором его смерть настигла.

Когда беда пришла в ваш дом [3]

 

Нет такого дома, который никогда бы не посетила смерть, а вместе со смертью и печаль. Однако разной бывает в этом случае печаль верующего и атеиста…

Но совершенно не скорбеть невозможно. Мы часто слышим эти расхожие слова: «Незаменимых людей нет». И только когда умирает тот, кто был дорог, понимаем, какая это неправда: место рядом с нами — то место, которое занимал ушедший в мир иной,— остается пустым. И его уже никто никогда не заступит, потому что принадлежало оно только ему.

И другое не дает не печалиться: и веруя в Бога и в вечную загробную жизнь, мы не знаем, какой участи сподобился в ней любимый нами человек — ведь никто не чист от греха, хотя бы и один только день прожил на земле.

Но наши слезы, наши страдания не приносят умершим отрады, скорее, наоборот. Единственное, в чем они нуждаются,— это молитва о них. Молитва — в самом широком понимании этого слова: и поминовение на проскомидии, и панихида, и чтение Псалтири и тех заупокойных молитвословий, которые существуют в церковной практике. Мы можем наряду с этим молиться и своими словами: каждый раз, когда вспомнится нам почивший и шевельнется в сердце скорбь о нем, просить, чтобы Господь простил его грехи и сподобил Своего Небесного Царства. Можем творить милостыню в их память.

Но основанием молитвы за усопших, лучшей жертвой за них является наша собственная жизнь — жизнь, согласная с Евангелием, жизнь в Церкви, устремленная к вечной цели — спасению. Живя так, мы в сердце своем будем ощущать мир с Богом и людьми, и оно само будет удостоверять нас в том, что Господь слышит нас, когда мы взываем к Нему.

И нередко бывает, что трагическая смерть близкого человека становится для его родных и знаемых поворотным моментом в их отношении к Богу и Церкви, с нее часто начинается тот процесс, который получил сегодня наименование воцерковления. Становится понятно, что Церковь — единственный источник утешения и надежды, успокоения для измученной души. И хочется быть как можно ближе к ней, жить в ней, ее жизнью. И по мере того, как все глубже погружается христианин в церковную жизнь, очевиднее становится для него, что и он, и тот, кого оплакивает его душа,— в одной Церкви, расставание временно, как временна и наша собственная жизнь.

Бывает, что человек не может поверить в смерть своего близкого: ведь он действительно жив, только жизнь его и наша — пока еще две разные жизни. Мы все на самом деле встретимся в будущем и, прежде всего,— на Страшном Суде, на который предстанем, без сомнения, все. Но, конечно, не это должно быть главной целью. Главное для нас — встреча с Самим Богом и то, чтобы всегда быть с Ним. И Он один знает, как утешить и успокоить нас. Нам же нужно прожить эту земную жизнь со всем тем, что пошлет в ней Господь, Который Сам управит Ваш жизненный путь.

Смерть — это великое таинство

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Слове о смерти» писал: «Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной, временной, жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе... Что совершилось и совершается с душою, покинувшей тело? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным.

Сокровенное таинство — смерть! До озарения человеков светом христианства, большею частью они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако сердце падшего человека, как ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические верования служат тому доказательством; все они обещают человеку загробную жизнь — жизнь или счастливую, или несчастную, соответственно земным заслугам.

Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу участь в вечности. Если во время краткого здешнего странствования наши заботы сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным, тем более должны мы озаботиться об участи нашей в вечности. Что совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеками на земле произвольно и невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, необходимо нам раскрыть таинство смерти, и увидеть невидимую телесными очами загробную будущность человека.

Таинство смерти объясняется нам словом Божиим, а посредством действия Святаго Духа соделывается даже доступным и открытым для чувств, очищенных и утонченных благодатью: Святый Дух, сказал апостол Павел, испытует глубины Божия, не только человеческие (ср.: 1 Кор. 2, 10).

Смерть — разлучение души с телом, соединенных волею Божией, и волею Божией паки разделяемых. Смерть — разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть — казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога» [4].

Многие места Священного Писания повествуют о жизни вечной и Царствии Небесном, раскрывая нам их тайны и показывая, что истинная вера в Бога совершенно невозможна без веры в будущую жизнь, в Воскресение Христово и грядущее Всеобщее воскресение. Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15, 17), — пишет апостол Павел.

Наиболее полно о вечной жизни говорит нам Святое Евангелие. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16)… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47).

Так устроена душа человека, что, размышляя о смысле жизни, он загоняет себя в тупик, если думает, что жизнь его оканчивается гробовой доской.

Смерти нет! Бессмертие ожидает нас за гробом. Но как осознать это, как увериться в вечной жизни, живя здесь, на земле?

«…Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие,— пишет святитель, врач-хирург, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).— Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что вся жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты… теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела...

Но, по ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных и нескончаемым мучениям грешников.

В этом тоже камень преткновения для неверующих и глубокая тайна для верующих…

Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится организующая и творящая форму власть духа? Ничто не исчезает, а только видоизменяется» [5].

 


[1] Митрофан, мон. Всеобщность смертного закона // Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти (По учению Православной Церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки). Т. 1. СПб., 1887.

[2] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 83.

[3] Нектарий (Морозов), иг. Совет священника // Информационно-аналитический портал Саратовской епархии «Православие и современность»

[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. СПб., 1886.

[5] Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Бессмертие // Дух, душа, тело. [М.], б. г.

По книге: Со святыми упокой: О церковном поминовении усопших:
Сборник / Сост. мон. Иулиания (Самсонова).
Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007.

[Подготовила Марина Новакова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.