+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Мы ничего не должны друг другу, кроме любви
Просмотров: 474     Комментариев: 0

На обложке новой книги настоятеля Петропавловского храма Саратова, известного церковного публициста игумена Нектария (Морозова) изображен пеликан. Он напитывает птенцов собственной кровью, расклевывая себе грудь. Так он, согласно древним народным представлениям, спасает своих чад при укусе ядовитой змеи. В ранней христианской Церкви изображение этой птицы было символом Христа и Его любви. Неужели и мы, имея заповедание этой любви, должны, пусть и образно, отдавать кому-то свою кровь, самих себя? Книга называется «Долг любви» — разве любовь может быть по долгу? Эти и другие вопросы читатели задавали автору на двух презентациях издания, прошедших весной в Саратове и Москве.

В основу книги, вышедшей в издательстве «Вольный странник» в этом году, легли воскресные беседы отца Нектария с прихожанами Петропавловского храма — на ее создание ушло несколько лет. На таких встречах за чашкой чая завязываются порой глубокие и откровенные диалоги — люди пытаются разобраться с чем-то, что их мучает, беспокоит, как житейским, так и духовным. И большинство этих вопросов в самой сути можно свести к одному: что делать с тем, что иссякает любовь? Как быть, если меня не любят или любят губительно и неправильно? Что предпринять, если я сам не могу дать любви достаточно?

Можно сказать, что читатель, ищущий ответы на такие вопросы, сможет из этой книги многое для себя почерпнуть. Сможет, если отвлечется от удрученного нелюбовью «эго» и задаст самому себе другой вопрос: как быть христианином всегда? Отец Нектарий выносит его в подзаголовок книги и рассмотрению ситуаций, в которых трудно, но необходимо остаться христианином, посвящает большинство ее страниц. Человек, вне зависимости от обстоятельств и порой через большое усилие над собой поступающий по-христиански, и есть — любящий. Это та любовь, которой почти не знает современный мир: не чувство, не эмоция, не желание завладеть другим, а состояние сердца, в котором оно открыто любви Божией и этой же любовью, отзываясь на нее и наполняясь ею, любит само.

— Когда мы совершаем те или иные поступки потому, что любим человека, в основе этого лежит желание сделать для него что-то хорошее и ему объективно нужное. Если же в основе лежит человекоугодие, то мы не думаем о другом человеке — мы думаем о себе. О своей выгоде, о своем страхе не угодить ему, о том дискомфорте, который нам причинит то, что мы сделаем что-то не по его воле. Здесь порой достаточно тонкая грань, но мы научимся ее чувствовать, если будем жить внимательной к себе жизнью и приобретать внутренний опыт. Где-то мы по ошибке скажем человеку «да», где-то по ошибке скажем «нет», но в целом мы уже будем понимать, где наша любовь к человеку проявилась, а где ее и близко не было», — отметил отец Нектарий на одной из встреч с читателями.

Сочетание «долг любви», по словам священника, не только не парадоксально, но и не содержит в себе никакого контраста:

— Это практически цитата из Священного Писания: апостол Павел говорит, что мы ничего друг другу не должны, кроме взаимной любви (см.: Рим. 13, 8). Это долг не в нашем обыденном понимании — что мы заняли и что-то отдаем, это не что-то довлеющее — это просто констатация того, что христианство есть прежде всего любовь, и без нее его не может быть.

Содержание сборника может показаться на первый взгляд слишком пестрым, но начиная читать книгу страница за страницей, понимаешь, что она похожа на слоеный пирог. В своих статьях и беседах отец Нектарий, опираясь на святых отцов, нередко сравнивает процесс покаянного познания человеком себя с чисткой лука — за снятым слоем открывается новый слой, и тем больше он вызывает сокрушенных слез, чем ближе к сердцевине. Тогда человек познает свою греховность не только в явных поступках, но и в сокровенной глубине сердца. Христианский образ действий тоже охватывает все сферы жизни человека, все ее уровни. Поэтому среди глав книги можно встретить, например, беседу «Об откладывании дел на потом», «О культуре общения» — они соседствуют с такими «высокими» главами, как «О предназначении человека», «О христианском служении» и ничуть не умаляются ими. Продвигаясь от начала книги к концу, понимаешь, что в христианском подвиге нет мелочей. И отдельно подвига тоже нет — все эти мелочи, «случайные» встречи, «сложные» люди на нашем пути, сквозь сон дочитанная все-таки страничка молитвослова — он и есть.

«Было бы огромной ошибкой считать, что если мы не можем совершать подвигов, подобных подвигам древних отцов, то поприще подвига для нас закрыто в принципе. Речь идет не только о подвигах телесных, но и о подвигах душевных. Не сказать никакого плохого слова об обидчике, но молиться о нем, ничем дурным не воздать за причиненное нам зло — подвиг гораздо более трудный, чем пост, чем всенощное бдение и даже чем ношение вериг, потому что многие люди, которые вериги носили, когда их кто-то оскорблял, стерпеть этого не могли, и вериги им в этом совсем не помогали. Словом, каждая ситуация, в которой нам нужно с самими собой справиться, противостоять своему ветхому человеку, являет нам обстоятельства, побуждающие к подвигу».

Автор подчеркивает, что хотя по форме эта книга представляет собой монолог, по сути она является полилогом. В ней множество незримых действующих лиц — тех самых прихожан с их проблемами и чаяниями, недоумениями и сомнениями. «Что делать, если выбирать приходится из двух зол?», «Как быть, если никакого развития в своей христианской жизни уже давно не ощущаешь?», «Как реагировать, если человек не просто не симпатизирует нам, а проявляет лютую и открытую ненависть?» Жизнь в этой книге предстает такой, какая она есть — полной неожиданностей, переменчивой и сложной; на этих страницах нет выхолощенных «советов для православных» в духе «ходи еженедельно в храм, читай эту и эту молитву — и всё будет хорошо». Каждая проблема, каждый поворот мысли здесь — прикосновение к больному, воспаленному в нас, требующему терпения, воли и труда. Всё это нужно для того, чтобы, прежде нежели даже стать настоящим христианином, стать настоящим человеком.

«Очень важно во всем происходящем видеть некие условия, которые могут способствовать нашему взрослению, перерастанию самих себя. Причем совершенно не важно, какой эта ситуация на самом деле является: очень сложной, не очень сложной или только кажущейся сложной нам. И второе, что очень важно, — помнить, что в мире существует только одна норма общения между людьми — это уважение и любовь. Это не просто принцип человеческого общежития, не просто некий установленный обществом порядок — это признак нормальности человека. И значит, человек, который полагает своей целью холодную войну с нами, не просто переходит этические границы — он находится в ненормальном состоянии, то есть в большой беде. Так что вместо того чтобы на него обижаться, нужно обязательно постараться почувствовать это его несчастье и таким образом перейти из состояния жертвы в состояние человека милующего».

По словам отца Нектария, когда современный человек читает Евангелие, когда он вслед за тем начинает читать святых отцов, ему все время кажется, что между его жизнью и той жизнью, о которой говорится там, пролегает пропасть. И он на многое из того, что написано, не обращает должного внимания, не относя это к себе. Но всё можно увидеть иначе, если понять, что восхождение каждого из нас по лествице к Небу начинается с некоего нулевого уровня. Достаточно встать на ступеньку, которая для нас находится почти вровень с землей, но при этом — решиться идти дальше. И задача современных авторов, пишущих о христианстве, как раз заключается в том, чтобы перекинуть мостик через эту мнимую пропасть — между нашей сегодняшней жизнью и тем святоотеческим преданием, которое дает человеку непревратное представление о пути спасения.

Газета «Православная вера» № 10 (630)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.