Горькая и непростая тема – ведь в наше время так многим не хватает времени, сил, а порой решимости на отцовскую любовь. А ведь она не менее материнской необходима детям, в том числе и вполне уже взрослым. Мать спасает молитвой и всепрощением, отец – мудростью, уроком, наказом, советом. Об этом — притча о блудном сыне. Об этом же — наша беседа с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска священником Димитрием Вразовским.
– В чем разница между отцовской и материнской любовью? И есть ли она?
– Конечно, есть. Матерью становятся, почувствовав дитя под сердцем, а отцом – взяв его на руки. Матери тонко, до конца своих дней, переживают жизнь своих детей, они даже могут предвидеть какие-то опасные ситуации. Отцы же более олицетворяют голос разума.
Что интересно, в первой половине жизни важнее образ матери. Ты всегда идешь к ней, чтобы пожалели, обняли. Но чем ты старше, тем больше становится в твоей жизни отца – его советов, житейской мудрости…
– А если отца нет – родители в разводе?
– Да, в этой разнице родительской любви и кроется источник проблемы. Если бы ее не было, мать могла бы восполнить недостающее.
– Погибший героически отец может восполнить эту пустоту?
– В этом случае можно говорить о сформированном образе отца. И это уже лучше, этот образ помогает ребенку возрастать.
– Удел отца – строгость и справедливость, почему же блудному сыну в притче он отдает наследство? Зная наверняка, что впрок не пойдет…
– А в этом и проявляется мудрость отца. Мы видим в легендах, преданиях много примеров, когда отец отказывал в наследстве, и ребенок становился изгоем. Особенно, если это младший сын. Дорога его ждала одна – стать разбойником с большой дороги.
Отец из притчи дает возможность сыну поразмыслить, прекрасно понимая, как дальше будет складываться его судьба. Он дает время на покаяние и сохраняет возможность вернуться домой.
– Отец не идет искать сына, а ждет дома его возвращения. Почему? Это пример для подражания?
– Да, конечно. Отец не идет на поиски заблудшего сына, чтобы он понес урок до конца. Если бы слуги или сам отец нашли его в тот момент, когда у него кончилось наследство, и сразу ввели его в семью, сын ничего бы не понял.
– Но ведь это очень страшно – дать близкому человеку со свиньями пожить. Жалко ведь…
– Да, конечно. Но нужно.
– Блудному сыну рады, ради него устраивают пир. Не повод ли это к потаканию греху? И не основание ли для пословицы, в прежние времена столь любимой нашим народом: «Не согрешишь – не покаешься»?
– Слишком длительное наказание может стать поводом для отчаяния, здесь важно не перегнуть палку. Сын уже принес покаяние. Вкушая рожки со свиньями, он понял, до чего докатился и что потерял. Он решил стать у отца наемником, в этом и есть его покаяние. И если бы отец проявил жесткость, если бы сын стал рабом, он остался бы в унынии и самоуничижении. Сын, конечно, остался бы при дворе отца, ведь пойти-то и некуда, да и уничтоженная личность никогда не покинет пределов отчего дома. Но урока, а самое главное – возрождения, не последовало бы.
Родитель должен осознавать, когда нужно наказать и в какой мере. Мера должна быть обязательно. А ее подсказывает совесть. Любые шаблоны теряют вес, когда вперед выступает личность. Для кого-то полезна та или иная система, для другого она будет погибельна.
Мы должны понять: наказываем, чтобы ребенок вынес урок, или от обиды, чтобы потешить свою гордость? Надо помнить, что мы воспитываем детей для их будущего. Ведь мы уже имеем опыт жизни, в дальнейшем, получив опыт, они будут вспоминать о наших уроках с благодарностью.
– Вы воспитываете двух младенцев четырех и полутора лет. В таком возрасте есть ли место наказаниям? Или о них уместно говорить лишь в отрочестве?
– Есть. И, конечно, наказывать нужно обоих. Ведь если одного только наказываешь, а другого только любишь, то у недолюбленного возникнут вопросы (улыбается). Во взаимоотношениях братьев и сестер всегда есть место конфликтам, и решить их могут только родители. Не нужно бояться при этом кого-то недолюбить, просто нужно ровно относиться ко всем детям. И не надо стараться восполнить в жизни детей то, что нам недодали родители.
– А нет ли в этом «недодали» тонкого осуждения своих родителей?
– В том числе. Не нужно мыслить шаблонно, судить путь детей по своей жизни. Не нужно к травмам своего детства привлекать детей. Наши дети – это не мы. У них свой уникальный путь.
– Став отцом, Вы стали лучше понимать своих родителей?
– Что-то, конечно, ты понимаешь только в тот момент, когда на руки берешь своего ребенка. А что-то в жизни твоего ребенка происходит впервые, и ты не сталкивался с этим в родительской семье. Даже и посоветоваться не с кем.
– «Никогда не делай…» Как бы Вы продолжили эту фразу, обращаясь к сыновьям?
– Знаете, мне всю жизнь цитировали Александра Сергеевича Пушкина: «На службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». И сегодня я бы посоветовал это юным. Сегодня очень много чего делается второпях, человек себе просто времени на раздумья не дает, чтобы понять, что он делает, зачем он это делает и что он из себя в целом представляет. А Господь всегда нам дает возможность послужить, главное – ее увидеть и правильно понять.
– А к родителям? В особенности к отцам.
– Не бойтесь, что дети вырастут вами. В чем-то они повторят наши поступки и наши ошибки. Но опыт они вынесут свой. Все в мире меняется. А когда мы боимся за детей, то теряем из виду реальность и образ настоящих детей, а в первую очередь, образ живой любви.
– Вы отец не только для своих деток, но и для прихожан, несмотря на Вашу молодость. Но как же понимать слова Христа: и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23, 9)?
– Отцовство ведь не только биологическое понятие, это, прежде всего, воспитание. Признавая непреложный авторитет Бога, мы выступаем в качестве отцов-советчиков для взрослых людей. Кормчих, которые, не вмешиваясь в жизнь экипажа, влияют на прокладываемый курс. А Жизнедавцем и Жизнетворцем является, конечно, Бог.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям в период подготовки к Великому посту?
– Не унывать, что он приближается так быстро (улыбается). В некоторые годы этот период начинается чуть ли не сразу после Крещения. Великий пост выступает тоже своего рода нашим духовным отцом, мы помним, что он приближается и потребует отчета о нашей жизни, о проделанной работе. Поэтому подготовка к посту связана с притчами, чтобы дать задуматься: к чему мы ведем свою жизнь? Осознали ли мы себя блудными сыновьями, которые устремились в отчий дом? Или все еще вкушаем рожки со свиньями.