Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Митрополит Игнатий совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Японского г. Саратова
Просмотров: 477     Комментариев: 0

16 февраля, в Неделю о блудном сыне, попразднство Сретения Господня, день памяти святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Японского г. Саратова.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; благочинный Саратовского Северо-Западного округа, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Саратова иерей Алексий Булеков; клирик храма протоиерей Константин Ищенко; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.

Владыка Игнатий поздравил собравшихся с престольным праздником и добавил:

«День памяти святого равноапостольного святителя Николая Японского совпал с воскресным днём, с очередной подготовительной седмицей к Великому посту. Сегодня мы слышали притчу о блудном сыне — о юноше, который захотел своей жизни, автономии, захотел, чтобы всё, что достанется ему после смерти отца, досталось сейчас. И он попросил отца отдать ту часть, которая ему причитается. Митрополит Антоний Сурожский нам поясняет, как это звучало: “Старик, я не хочу ждать, пока ты умрёшь, чтобы мне досталось то, что мне положено после твоей смерти. Дай мне сейчас, пока я молодой, чтобы я мог спокойно строить свою жизнь”. И любящий отец с печалью, но отдал то, что ему причиталось, и юноша ушел в другую страну, где шикарно жил, распутствовал, расточая то, что ему досталось. Человек не заработал, а просто получил эти деньги, забыл отца, живя распутно. А вот когда всё закончилось, когда не на что стало жить, он даже стал мечтать есть то, что ели свиньи. Есть такая версия, что эти рожки свиные — это были бананы, но никто ему даже этих рожков не давал. И он тогда подумал, что он здесь с голоду умирает, а у отца столько слуг, которых он нанимает и которые нормально питаются в его доме. И решил пойти к отцу в качестве наемника. Он не знал, как его примет отец и примет ли вообще. Но оказалось, что отец выходил каждое утро и смотрел на дорогу, ждал, не вернется ли его сын. И вот в один прекрасный день он увидел своего сына идущим по дороге, понял, что тот расточил все наследство, так как он шел в бедной разорванной одежде, грязный. И отец первым побежал ему навстречу и заключил его в объятия. Тот только успел произнести: Согрешил я на Небо и перед тобою и недостоин уже быть твоим сыном (Лк. 15, 21). Дальше ему отец ничего не дал сказать, велел принести одежду и перстень, что означало восстановление сыновства, от которого он отказался, и по этому случаю, конечно же, был праздник. Отец радовался, заколол тельца упитанного, и начали праздновать. А старший сын, который в поле с другими наемниками работал, когда услышал, что дома какой-то праздник большой, не захотел войти, ему захотелось сперва узнать, разведать, по какому случаю торжество. Ему сказали, что брат вернулся и что отец устроил праздник. Казалось бы, пришел брат, можно порадоваться. Но старший сын не захотел войти, отец вышел, чтобы его позвать, и он начал отца упрекать, что он, старший сын, все время с ним, верен ему, никогда не предавал, а отец ему даже и козленка ни разу не дал, чтобы попировать с друзьями. На что отец отвечает: Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашёлся (Лк. 15, 31-32). Брат старший не согрешал, но не имел любви ни к отцу, ни к брату, он вроде бы верно исполнял все, а любви не хватало. Человек, которому многое прощается, больше может ощутить эту радость прощения и любви. А человеку, который вроде бы верный, может не хватать любви. Нельзя сказать, что ее совсем нет. Мы тоже порой ропщем, что всю жизнь в храм ходим, свечи ставим, молимся, поклоны делаем, а вот какая-то распутная женщина зашла и — на тебе — сразу подвижницей стала. Мы любим пороптать на таких людей.

Мне вспоминается по этому поводу одна история, которая произошла в мордовской деревне. Один батюшка — сейчас он архиерей — служил в день памяти пророка Давида и рассказал прихожанам о том, как тот приказал убить Урия, чтобы забрать его жену Вирсавию. А потом покаялся и написал 50-й псалом. Когда батюшка об этом рассказал, одна бабушка вдруг в сердцах сказала: “И в Церкви нет справедливости, тут всю жизнь живешь в бедноте, в голоде, и то в ад попадешь. А он всю жизнь шикарно жил, вон что делал, блудил и в рай попал!”. Это состояние тоже можно понять. Но что значит — пойдите, научитесь, что значит — милости хочу, а не жертвы? (Мф. 9, 13). Мы же хотим, чтобы других судили по справедливости, а нас — по милосердию. Но если у нас не будет милости по отношению к другим, то, значит, и к нам милости не будет. Мы часто не можем быть милосердными. Более того, бывает так, что мы сами человека обидим и ждем, чтобы у нас попросили прощения. И у нас, бывает, просят прощения, а мы еще и не прощаем, капризничаем и уже сами верим в то, что это нас обидели, а не мы. А Спаситель, даже умирая на Кресте, молился за Своих мучителей и за всех нас».

«Сегодня, когда мы вспоминаем эту притчу, нам надо посмотреть на себя, понять, что же мы из себя представляем. Кого мы больше напоминаем, блудного сына или старшего сына? Но еще хуже бывает: человек ведёт себя как блудный сын, но пребывает в том душевном состоянии, которое имел старший. Мы должны задать себе честно этот вопрос, и тогда мы поймем, что совсем не в хорошем состоянии находимся. Или вроде в благостном состоянии, но только попробуй нас тронь — наш ближний сразу получит отборную дозу христианской любви, как отец Димитрий Смирнов говорил.

Все мы слабые, немощные, и Господь нам дает перед вступлением в Святую Четыредесятницу образы, благодаря которым мы можем поразмышлять над своей душой, над ее состоянием. От всей души желаю, чтобы каждый из нас, взирая на эти образы, видел свои недостатки и просил у Бога помощи, чтобы Господь уврачевал наши немощи, чтобы мы могли принимать Спасителя с кротостью и смирением, с любовью к другим. И тогда милость Божия никогда нас не оставит», — заключил архиерей.

По окончании Литургии было совершено славление, освящено коливо и возглашено многолетие. Подходя ко кресту, все присутствующие получали от архипастыря на молитвенную память небольшие иконы Сретения Господня. 

ФОТО

ВИДЕО

Пресс-служба Саратовской епархии