Милосердие — в нем нуждаются абсолютно все: больные и здоровые, одинокие и семейные, осужденные и осуждающие, обездоленные и обеспеченные,— всем одинаково дорого теплое слово и поддержка милующего сердца. Какое счастье — в тяжелые моменты нашего бытия ощутить доброе участие ближнего! Но мы порой забываем, что и наше милосердие просто необходимо кому-то.
Десять лет назад 22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, зал для епархиальных собраний наполнился желающими помочь ближнему. Епископ (ныне Митрополит) Саратовский и Вольский Лонгин благословил молодого священника Сергия Кляева, в прошлом детского врача-реаниматолога, создать в Саратовской епархии общество милосердия.
Первые шаги
Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет Его не на пустом
небосводе собственного разума, но в человеческой любви.
Ф. М. Достоевский
Откликнувшихся на призыв оказалось довольно много — сто человек. Такое количество радовало отца Сергия и вселяло надежду, что все устроится легко и быстро. Но реальность показала другое. На второе собрание общества пришло лишь десять добровольцев. И все-таки оно родилось!
Первым шагом сестер милосердия было обращение в детскую больницу, где временно находятся малыши-отказники со всей области. Поначалу отца Сергия встретили там настороженно. Но потом все же администрация попросила о помощи — доверила сестрам убирать территорию больницы. В само же здание их не пустили. За несколько месяцев сестры расчистили двор от мусора, покрасили забор. Готовность выполнить любую работу породила доверие, и тогда появилось новое послушание — мыть туалеты, полы, окна в самом учреждении, а также чинить детскую одежду. Эти труды смогли понести лишь две из сестер — две Натальи. Не всем сразу был понятен смысл такой работы. Все оказалось не так, как представлялось изначально. Но сестер согревало то, что действуют они по благословению, и значит — все должно управиться.
Действительно, управлялось — стали приходить новые добровольцы. Одна из сестер устроилась санитаркой в больницу. Доверие росло. И вот первая радость — врачи пригласили священника для совершения Таинства Крещения над малышами, которых не усыновляют. Многие детки были неизлечимо больны, а некоторые находились при смерти, и рождение их в жизнь вечную через Таинство Святого Крещения было огромным утешением для сестер.
Время шло, медперсонал и волонтеры сдружились. Наверное, переломным моментом в отношении медиков к обществу милосердия стало усыновление одной из сестер умирающего от рака ребенка. Два последних года своей короткой жизни этот малыш прожил в любви. После похорон, спустя недолгое время, семья Ольги усыновила еще одного мальчика.
Следующее и до настоящего времени, пожалуй, главное направление — организация дежурства с детьми-сиротами в больничных стационарных учреждениях, куда они попадают на время лечения или обследования. Первым координатором составления графиков дежурств стала доброволец, которую тоже зовут Наталья.
— Я не знаю, как ей это удавалось, как она молилась, что у нее получалось организовать это все, — вспоминает одна из сестер. — В больнице было много тяжелобольных детей, которым нужен постоянный материнский уход, а сестер человек десять на тот момент всего было. И при этом малом штате Наталье удавалось устанавливать непрерывные круглосуточные дежурства!
Слава Богу, приходили новые люди, общество росло, работать на износ уже не приходилось, и отец Сергий предложил помочь другим медучреждениям — в том числе онкологическому детскому отделению. Дети здесь лежат в основном с родными, но помощь все равно требовалась. Первым делом пригласили священника, который стал исповедовать, причащать, поддерживать вместе с сестрами упавших духом родителей и детей. А дальше все по уже отработанной схеме — покормить, поменять памперсы, посидеть рядом, проследить, чтобы ребенок не вытащил зонд или капельницу…
— Однажды на Рождество, — вспоминают сестры, — мы нарядили елочку для детишек отделения, поставили вертеп, рассказали о рождении Иисуса Христа, Его Пресвятой Матери, накрыли праздничный стол. Хороший получился праздник, как дома! Когда подошло время празднования Пасхи, администрация больницы попросила общество милосердия подготовить по возможности праздничное представление для всех маленьких пациентов.
Это стало новым направлением. В срочном порядке готовили сценарий праздника, шили костюмы, искали людей, которые могут петь и танцевать… И — получилось. С той поры общество милосердия регулярно организует праздничные представления в больницах, приютах и других социальных учреждениях.
Не навреди!
Чтобы любить друг друга, нужно бороться с собой.
Ф. М. Достоевский
Детское отделение хирургии. Знакомлюсь с сестрой милосердия Светланой. Она координатор данного направления, а сегодня в смене: дежурит в палате больницы с единственным пока ребенком. Красивый кареглазый малыш улыбнулся мне во весь рот, как только я зашла в палату, и протянул свою игрушку.
— Знакомьтесь, это наш замечательный Савелий, — тоже улыбается Светлана. — Сейчас он один, и совсем несложно с ним сидеть, а вот когда их сразу пятеро — тут, конечно, не расслабишься… На сегодняшний день штат сестер у нас приличный и график дежурства выстраивается. Но когда у нас действует одновременно несколько дежурных постов — тогда время горячее. Поэтому сестер всегда может не хватить, и очень важен приход новых добровольцев. Вновь пришедший доброволец сначала получает благословение священника, а затем выходит на пробное дежурство с опытной сестрой милосердия. Важно не навредить малышу переполняющим тебя чувством. Для этого существуют выстраданные правила. Например, нельзя без надобности брать ребенка на руки и беспрерывно «играться» с ним. Он ведь вернется на свою кроватку в доме ребенка, и там уже не сможет получать столько внимания. Но будет ждать его и получит стресс. Однако если действовать с рассуждением, можно дать малышу в какой-то мере импульс развития. Зачастую именно здесь, в больнице, под опекой наших сестер дети начинают сидеть, ходить, даже говорить. Это радость для нас огромная!
Бывают в нашей работе и огорчения. Могут и обидеть, но обязательно нужно потерпеть, не отвечать тем же, иначе навредишь и малышу, и другим сестрам. Отец Сергий на собраниях общества говорит, что необходимо смиряться и терпеть; объясняет, что можно делать, а чего делать категорически нельзя. Самое главное — не навредить! И еще — очень дороги установившиеся добрые отношения с медперсоналом, взаимная готовность прийти на помощь в трудных ситуациях.
О себе Светлана рассказывает не очень охотно, впрочем, как и другие сестры. Она еще не замужем, по профессии юрист, а где именно работает — не хочет говорить:
— На работе не знают о том, что я участвую в делах милосердия, и не нужно, чтобы знали.
За время своего рассказа Светлана покормила жизнерадостного Савелия, поиграла с ним в игрушки, переодела, и в каждом ее движении чувствовались сноровка и материнская любовь. Откуда она в молодой девушке, которая еще не имеет своих детей?
В «Маленькой стране»
Без детей нельзя было бы так любить человечество.
Ф. М. Достоевский
И опять Наталья — еще одна сестра милосердия; с ней я познакомилась в Свято-Алексиевском женском монастыре, когда общество трудилось, очищая прилегающую к обители территорию от мусора. Наталье 48 лет, у нее семья, две взрослые дочери. Работает в детской спортивной школе, преподает физическую культуру. И вот уже шестой год раз в неделю проводит занятия по физкультуре в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Маленькая страна». Это такой приют, куда дети поступают на время, пока не решится их дальнейшая судьба. У кого-то из них умерли родители, кого-то забрали из семьи алкоголиков или наркоманов…
— Очень сложно наладить контакт с таким ребенком, завоевать его доверие и расположение, — говорит Наталья. — Сначала я просто занималась с ними физкультурой, потом отец Сергий попросил меня, общаясь с детьми, нести им слово Божие. Я подумала: какой из меня проповедник, как же я смогу? Да и разве услышат они меня — находясь в таком напряжении от незнания своей дальнейшей судьбы?.. И вот, в очередной раз пришла на занятие, а дети только распрощались со священником. И как же горели их глаза! Они наперебой рассказывали мне о том, что приходил дяденька, рассказывал о Божией Матери… Ребята засыпали меня вопросами. Вот так и состоялась моя первая беседа с детьми о Боге.
Самая большая сложность, по словам Натальи, в том, что, как только ребенок начинает оттаивать и раскрывать душу навстречу тебе, его переводят из приюта в детский дом или как-то иначе решается его судьба. Поступают новые детки — и все заново.
Наталья рассказывает, что и другие сестры милосердия посещают «Маленькую страну». Организуют творческие и музыкальные занятия, помогают ребятам заниматься английским языком. А когда наступают двунадесятые праздники, в приют приезжают сестры милосердия с концертной программой, дарят ребятам подарки и накрывают праздничный стол.
— Посещая приют, — говорит Наталья, — я поняла, как важно советоваться со священником, исповедоваться и причащаться. Без этого не выдержишь — сломаешься.
Наши — самые беспомощные
Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
Ф. М. Достоевский
Второй год сестры милосердия посещают взрослое неврологическое отделение городской больницы. Это одно из самых сложных направлений деятельности общества. И там меньше всего добровольцев — трое. Далеко не всем это по силам — помощь в уходе за лежачим взрослым человеком. Я встретилась с сестрами милосердия в больничном храме. Ольга, Татьяна и Александра — у каждой свои проблемы, работа, семья. Но они находят время ухаживать за самыми беспомощными из больных.
Меня сестры приняли очень радушно, выдали белый халат и косынку. Прочитав молитву на начало всякого дела, мы пошли в больницу.
— Сначала необходимо навестить одного больного из хирургии, — сообщает мне Татьяна. — Его зовут Игорь, он упал со второго этажа — сломал позвоночник и теперь парализован. Надежды на выздоровление нет, лежит в больнице уже более полугода. Молодая жена ушла, когда случилось несчастье, взрослые дети тоже не появляются. Сейчас необходимо собрать документы для получения пенсии и оформления в дом инвалидов. Тем и занимаемся.
Игорь очень обрадовался гостям. Сестры выкладывали из своих больших сумок фрукты, молоко, булки и разговаривали с Игорем обо всем на свете, легко перепрыгивая с одной темы на другую. Я с удовольствием наблюдала за их общение
— Смотри, что мы тебе купили! — Александра достает из огромной сумки эспандер.
— Ура! — немедленно реагирует Игорь.
Он сразу же пробует необходимый для него подарок в деле. Вдоволь налюбовавшись эспандером, Игорь берет тетрадь и читает сестрам стихи собственного сочинения. Строчки пронизаны печалью и болью, но сестры улыбаются, чем вызывают у Игоря ответную улыбку.
В отделении неврологии к нашему приходу как раз начали раздавать обед. У многих больных не было посуды, но из бездонных сумок сестер появились и тарелки, и ложки. В каждой палате кого-то кормили, кого-то приподнимали, переворачивали… И главное — всем необходимо доброе слово, участие. Желающим сестры раздавали православную литературу.
— Ко мне подойдите, пожалуйста, поменяйте мне памперс, — попросила лежачая бабушка Татьяну и меня.
— Света, подай в сумке перчатки, — говорит Татьяна, — и себе возьми — поможешь мне.
Надеваю перчатки на дрожащие руки. Смогу ли сделать то, что сейчас требуется этой бабушке? Может, лучше сразу сказать, что не смогу? Да стыдно как-то…
— Отбой, Света, бабушке показалось, памперс на самом деле чистый.
Не могу сдержать вздох облегчения… Потом, уже когда мы шли из больницы, я сказала сестрам, как сильно испугалась.
Они добродушно смеялись:
— Мы тебя прекрасно понимаем, не переживай!
* * *
Что дает душе человеческой такое служение? На этот вопрос отец Сергий Кляев, на сегодняшний день руководитель епархиального отдела по делам благотворительности и социального служения, ответил так:
— Для души такая деятельность, безусловно, полезна. Но если не помнить о правильной духовной жизни, не иметь духовного руководства, то она может нанести вред и самому помогающему человеку, и тому, кому помогаем. Можно не рассчитать своих сил, сломаться, выгореть. Сестры нашего общества — прихожанки разных храмов, но все они приходят ко мне за советом, и мы индивидуально с каждой разбираем сложные ситуации. Это очень важно!
Одна из сестер говорит о своем служении в обществе милосердия так:
— Я часто думаю: какое счастье, что Владыка благословил создание общества! Как хорошо, что я смогла заниматься деятельностью, от которой теплеет сердце и душа наполняется любовью и состраданием. Общество милосердия — это такие пути смирения, которые в одиночку я не прошла бы. Оглядываюсь на себя прежнюю, какой я была раньше, до вступления в общество, и диву даюсь — насколько я изменилась!
За десять лет существования общества десять сестер усыновили детей, две сестры милосердия приняли монашество.
Фото Светланы Попенко, Алексея Леонтьева, Ольги Новиковой
и из архива Общества милосердия Саратовской епархии
Журнал «Православие и современность» № 30 (46)