Слово «мачеха» у каждого второго ассоциируется со сказками и со злостью. И это неудивительно. Мы знаем, что во многих детских сказках мачеха изображается злой, грубой и жестокой женщиной. Есть ли примеры другой трактовки этого образа в отечественном искусстве? Об одном из таких примеров размышляет наш постоянный автор Константин Лукьяненко.
Вспомните «12 месяцев», «Морозко», «Золушку»… Как правило, сказочные мачехи относятся к неродным детям без какого-либо сочувствия. Их отношение лишено доброты, а о любви и вовсе речи быть не может. Они эксплуатируют падчериц и пасынков как собственных рабов, приправляя это садизмом, откровенной завистью и ревностью и даже желанием «со свету сжить». Они тщеславны, горделивы и крайне эгоистичны.
Короче, мачеха — это практически такая же Баба-яга, только живет она не в избушке на курьих ножках. Про роль мачехи в семье сложено множество народных пословиц. Чего стоят хотя бы следующие из них: «Родина — мать, чужбина — мачеха»; «Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать»; «Из дому гонит мачеха, а из лесу — медведь».
Мачеха — это антимама. В этом образе содержится все отрицательное, что искажает образ любящей мамы. Разумеется, разумно любящей мамы, ведь и любовью можно покалечить, если в ней отсутствует настоящая сердечная мудрость…
Падчерица или пасынок в сказках обычно предстают в качестве антипода, который являет собой полную противоположность мачехе и ее кровным детям. Этому идеальному образу сказка призывает подражать каждого слушателя, особенно юного. Основными положительными качествами этого героя-идеала являются терпение, кротость и смирение. Эти персонажи трудолюбивы, всегда готовы прийти на помощь любому живому существу и всему радуются даже в самых тяжелых бедах, за все благодарят и никогда не клянут свою судьбу. Помните ответ Настеньки Морозке в знаменитом диалоге, происходившем в зимнюю пору в лесу? «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» — «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка».
Одним словом, падчерицы и пасынки в сказках исполняют волю Господню, заключенную в апостольских словах всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16–18). Более того, создается впечатление, что люди, писавшие подобные сказки, возвещали и продолжают возвещать «не мудрецам и разумным, а младенцам» посредством своих героев об Источнике святости — о Христе — и Его спасительных словах: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 28–29). Человеку, знакомому с православной культурой, не сложно заметить христианский вектор повествования данных сказок и то, что положительные герои предстают в них как примеры не сказочной, а вполне реальной святости…
***
А теперь представьте себе мачеху, которая обретает качества сказочной падчерицы… Считаете, что это невозможно? Скажем так, это осуществимо только посредством Божественной благодати, которой одной под силу как преобразить самого человека, так и наполнить его сердце необходимой любовью к ближнему…
Именно такую мачеху-наоборот мы встречаем в повести сибирской писательницы Марии Халфиной «Мачеха». Это произведение увидело свет в 1966 году в журнале «Огонек». В 1971 году был поставлен телеспектакль по данной повести, а в 1973 году вышла в прокат экранизация этого произведения с одноименным названием. Режиссер фильма — Олег Бондарёв, а инициатором съемок выступила киноактриса Татьяна Доронина.
Именно Доронина написала заветное письмо писательнице с предложением снять фильм по мотивам ее рассказа. По признанию актрисы, она очень хотела сыграть роль главной героини — мачехи. И в итоге эту роль исполнила прекрасно; это засвидетельствовала как сама Халфина, так и многие кинокритики. Известно, что фильм посмотрели более пятидесяти девяти миллионов советских зрителей, 76 стран мира закупили его копии для показа.
С твердой уверенностью скажу, что произведение «Мачеха» и его экранизация дополняют друг друга. Это тот случай, когда нельзя сказать, что лучше — книга или фильм. Несомненным является лишь тот факт, что их объединяет один и тот же дух — евангельский.
Пред взором читателя/зрителя предстает советская семья. Отец — Олеванцев Павел Егорович — преуспевающий механик-комбайнер, хороший семьянин; Шура Олеванцева — прекрасная жена, отличная домохозяйка, счастливая и заботливая мама двоих детишек: шестилетнего Юрки и грудной Алёнки. А еще негласным членом молодой семьи является мама Шуры — Анфиса Васильевна, с которой супруги прожили три года, пока им не выделили отдельную квартиру.
Роль тещи исполняет известная актриса Надежда Федосова. Это один из ключевых персонажей в фильме. Анфиса Васильевна — очень уверенная в себе женщина, которая считает, что только благодаря ее заслугам семья дочки так счастлива. Судя по всему, она верующая, так как именно по ее указке Шура тайком от Павла «Юрку в город крестить таскала». Режиссером фильма был осуществлен прекрасно продуманный ход, с помощью которого он смог показать религиозность тещи. В ее доме поместили святой уголок с образом святителя Николая Чудотворца.
Но суть в том, что вера у этой женщины была либо на уровне обряда (обрядоверие), либо вовсе пустой (суеверие), так как события, происходившие в ее доме, говорят или о полном отсутствии веры, или о фарисейской религиозности — о «христианстве наизнанку».
В рассказе повествуется о том, как в один ненастный день девочка семи лет по имени Света, дочка Павла от первой любви, становится членом этой семьи, а Шура — ее мачехой. Стоит сказать, что девочка была чрезвычайно странная, «несуразная», что выражалось и в ее поведении, и в общении с окружающими. Эти странности она унаследовала от покойной мамы Наташи — «больной, ненавистницы», с которой «и взрослый человек смеяться бы разучился и разговаривать отвык». Из «истории невеселого Светкиного детства» всплывают такие факты, из которых становится определенно ясно, почему у ребенка была нарушена психика.
Наталья дочку «растила строго и очень уж была неласкова. Жили они бедно, на одну зарплату; ни огорода она не имела, ни куренка, ни поросенка… От людей отгораживалась… Свету от себя ни на шаг не отпускала и не любила, чтобы к ней дети ходили… Читать Светку она на пятом году обучила, книги ей покупала безотказно, а игрушек не признавала никаких. А к работе приучала прямо без всякой жалости».
Мы видим, что родная мать всячески стращала ребенка своей скорой смертью и настраивала против людей: «Вот помру я — узнаешь тогда, как без матери жить. Всё тогда вспомнишь, как останешься одна посреди чужих людей… Лучше бы я тебя с собой рядом в могилу уложила. Никому ты, кроме меня, не нужна, всем ты чужая, лишняя, обуза тяжелая. Ребенка только родная мать может любить. Чужого ребенка люди из милости, из жалости терпят. И всё это — притворство».
В лице Светиной мамы мы видим пример того, как не нужно любить, неправильную любовь — любовь-надрыв. А еще мы видим то, что наши дети — это результат нашего воспитания.
Мне кажется, что лейтмотивом к произведению «Мачеха» может послужить фраза, которая принадлежит Федору Михайловичу Достоевскому: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих». Благодаря любви в этом произведении развенчивается весь негатив, который имеет в народе понятие «мачеха». Шура, мачеха поневоле, оказывается способной на настоящую, неподдельную любовь, с которой она терпением и лаской приучает падчерицу к новой, полноценной жизни в семье.
Но прежде, нежели преобразить с помощью тепла, времени и любви эту девочку, главная героиня фильма должна была победить себя, свой собственный эгоизм, смириться с психологически тяжелой и крайне неприятной для себя ситуацией и принять ее с тем чувством и произволением, о котором верующий человек говорит: «Господи, да будет воля Твоя». Образ Шуры в фильме — христианский образ. Обладая всеми свойственными человеку слабостями, она тем не менее исполняет закон Христов — добровольно решается разделить с мужем его крест и воспитать его ребенка.
Интересно, многие ли в наше время отважились бы поступить так же?..
Мария Халфина не говорит, но намекает на то, «какая сила подняла» Шурочку и что заставило «бежать глухой ночью вслед за Павлом», чтобы разделить его беду. Эти намеки режиссер завуалированно изобразил в киноленте. Например, мы видим голубя над письменным столом Светы — для верующего или просто знакомого с христианством человека это, конечно же, символ Утешителя, Духа Истины, свидетельствующего о Христе (см.: Ин. 15, 26–27). Еще одним намеком на то, каким образом происходит преодоление себя и обретение любви, является большой православный храм, который несколько раз как бы случайно, фоном, попадает в кадр. И икона Николая Чудотворца, и «хождение по водам», и лодка — всё это, присутствуя в пространстве картины, отсылает нас к евангельским смыслам.
Без преувеличения можно сказать, что фильм «Мачеха» — это фильм именно о евангельской любви. Это пример того, как по-настоящему нужно любить ближнего.
Газета «Православная вера» № 19 (614)