Заповедь о любви к ближнему в профессии врача проявляется в искреннем сострадании больному. Наверное, медицина и родилась из стремления помочь страждущим людям. Верующий врач, для которого отсутствие веры делает медицину односторонней и даже в чем-то неполноценной, сегодня совсем не редкость. На вопросы о долге врача и долге христианина, а также о том, как вера помогает выполнять свой профессиональный долг, мы попросили ответить главного врача городской поликлиники № 1 г. Энгельса (Покровска) Ольгу Анатольевну Емельяненко.
Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Господь видит наши старания
– Ольга Анатольевна, всегда ли в Вашей жизни была Церковь?
– В городе Николаевске Волгоградской области, где прошло мое детство, храма не было. Но мои бабушка с дедушкой, с которыми я подолгу жила, всегда молились, дома у них был целый иконостас, украшенный рюшечками, вышивкой. Я понимала, как важно для них молитвенное обращение к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым. Благодаря им в моей душе и было посеяно зерно веры.
Очень чтили в их доме церковные праздники, а по воскресным дням бабушка не делала никакой домашней работы. Помню, как однажды, собираясь на первомайский парад, я гладила платье, а Первое мая как раз совпало с Пасхой. Бабушка очень тогда возмутилась: «Что, другого времени не было?»
В родительском доме имя Бога не произносили, икон никогда не было, поэтому я была очень удивлена, найдя после смерти мамы в ее вещах старинную икону. Но такое было время.
После окончания медицинского института я приехала на работу в Новоузенск, где и познакомилась со священником Валерием Генсицким, он строил в городе храм. Но по-настоящему мое воцерковление началось в Марксе, там я возглавила районную больницу и стала прихожанкой Свято-Андреевского храма, настоятелем которого был уже знакомый отец Валерий.
Он как-то не настойчиво, незаметно привел в храм меня и мою семью, и это была первая в моей жизни церковь, в которой я стала полноценной прихожанкой и куда мне всегда хотелось прийти. Я и сейчас не теряю связи со своим приходом, и когда приезжаю в Маркс, стараюсь попасть на воскресную службу. Очень люблю отца Валерия, сыгравшего особую роль в моей судьбе, считаю его своим духовником.
– Человек вспоминает о Церкви чаще всего в трудной ситуации, когда заболевает сам или болеют его близкие.
– Я не исключение. В то время очень сильно заболела моя дочь, скорбь особенно сблизила меня с батюшкой, пришло понимание, что всем в нашей жизни управляет Господь. Что бы ни происходило хорошего или плохого, все равно благодаришь Бога и веришь, что Он никогда от тебя не отступит, хотя грешишь и совершаешь порой ужасные поступки.
Сейчас живу в квартире, окна которой выходят на Свято-Троицкий кафедральный собор, по утрам вижу, как сияют на солнце его купола, и на работу всегда хожу мимо храма, если есть минутка – обязательно зайду. Не всегда хватает утром времени на молитвенное правило, но каждый свой день начинаю с молитвы Оптинских старцев. Она помогает настроиться на новый рабочий день, «всецело предаться воле святой». Сейчас трудно всем, медикам особенно, но Господь видит наши старания и дает силы.
«Правда – верит?»
– Ольга Анатольевна, приходилось ли Вам говорить больному, особенно с тяжелым недугом: молитесь?!
– Верующий человек имеет больший ресурс для исцеления, но я эту тему с больными не затрагиваю. Поймите, говорить с незнакомым человеком о вере трудно. Большинство людей, которые приходят сейчас в поликлинику, раздражены, напуганы, в такой ситуации никак не скажешь: молитесь. Некоторые из них, даже увидев в моем кабинете иконы, наверное, думают: «Что это: дань моде или правда верит?» Люди не видят в руководителе лечебного учреждения церковного человека.
– Могли бы Вы сказать, чем отличается верующий врач от неверующего? Ведь любой врач должен быть милосердным, такая у него профессия.
– Вера оказывает большое влияние на человека, он внутренне начинает жить по-другому. Думаю, что у верующего врача больше терпения, понимания своего долга перед больными, перед Богом. Разве не приятно, что есть врачи, которые молятся за своих пациентов, лечат не только таблетками, но и призывают помощь Божию?
Если врач христианин, он осознает, что исцеление телесной болезни не может происходить без исцеления души, и постарается обратить на это внимание. Верующий врач может посоветовать, как сохранить в позитиве свою душу, потому что гнев, раздражительность, агрессия приводят к телесным недугам.
Могу сказать, что коллектив, которым я сейчас руковожу, самый сложный за всю мою жизнь. Никого из своих коллег я ни разу не видела в храме. В каждый церковный праздник или в день памяти моих близких приношу из трапезной угощение. Кстати, теперь они знают, какую замечательную выпечку готовят в пекарне нашего храма, действительно очень вкусную. Мне, конечно, приятно, когда люди благодарят и, самое главное, узнают о том, что и когда празднует Церковь. Они так и говорят: «Спасибо, Ольга Анатольевна, хоть Вы нас просвещаете».
– Да Вы просто миссионер в своем коллективе!
– Это громко сказано. Не так давно мы решили освятить нашу поликлинику, я очень благодарна сотрудникам Покровской епархии Т.Г. Беляковой и Е.А. Гранкиной, они все хорошо организовали. Пригласили весь коллектив, это был выходной день, но пришли всего два человека. Больше ни у кого не нашлось времени. Так что пока мои миссионерские усилия результата не дали.
– Ольга Анатольевна, у Вас большой опыт работы в здравоохранении. На Ваш взгляд, какая сегодня главная проблема в медицине: дефицит кадров или все-таки дефицит доверия между врачом и больным, любви?
– Это взаимосвязано. Сначала дефицит кадров, а потом любовь к своему делу – вот в такой последовательности я бы сказала о проблемах нашей медицины. Если бы за спиной каждого врача стоял хотя бы еще один, готовый прийти ему на смену, отношение к делу и внимание к больным было бы другим. А сейчас все чаще врачи говорят о синдроме выгорания. Но прежде чем выгореть, надо что-то сделать.
Я спрашиваю у молодых врачей, почему они выбрали этот путь, – они не могут ответить. Все чаще после мединститута идут в косметологи или вовсе уходят из профессии. Терапия уже мало кого интересует, не знаю, кто через несколько лет будет оказывать в поликлиниках терапевтическую помощь. В этом году к нам на работу пришел всего один врач.
Такими нас хочет видеть Господь
– Я вижу у Вас на стене икону святителя Луки Крымского. Скажите, что для Вас значит этот святой?
– Это любимый святой, икону мне подарили в нашей епархии. Знаете, святитель Лука был одно время связан с нашей Саратовской землей. Молодым начинающим врачом он совершал поездки по России, принимал больных, оперировал, обучал своих коллег в нескольких губерниях, в том числе и в Саратовской. Выдающийся врач и священник, он никогда не делал различия между богатыми и бедными пациентами, его и называли мужицким доктором.
Меня всегда поражала его невероятная преданность Господу и своей профессии. Пройдя через столько испытаний, тюрем, пыток, владыка ни разу не усомнился в правильности выбранного пути. Люблю перечитывать проповеди святителя Луки, особенно о любви к людям. «Живи просто, люби щедро, вникай в нужды другого пристально, говори мягко, а остальное – предоставь Господу. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку». Ох, как далеко многим из нас, в том числе и мне, до такой любви… Жизнь святого – человека с золотыми руками и любящим сердцем – это пример настоящего врача. Такими нас хочет видеть Господь.
– Сейчас все медики испытывают огромные нагрузки. Как Вы их выдерживаете, чем укрепляетесь?
– Мне достаточно зайти в храм, и меняется настроение, уходят тревоги, накопившиеся за день отрицательные эмоции. К сожалению, на службы редко успеваю, раньше, чем в восемь часов вечера, из поликлиники не ухожу.
Ситуация с заболеваемостью сейчас настолько сложна, что даже в воскресенье не всегда удается побыть на Литургии. Только настроишься на молитву, как начинает дребезжать телефон, надо что-то срочное решать, куда-то бежать.
Когда все-таки удается отдохнуть, уезжаю на природу, включаю запись молитв и слушаю, никто не мешает. Это происходит не часто, но когда удается совершить такую прогулку, наслаждаешься тишиной и красотой природы. И чувствуешь Божию благодать.