В минувшем году сайту Саратовской митрополии (до 2011 года — епархии) исполнилось 20 лет. Не перечесть всех журналистских материалов — очерков, репортажей, статей, интервью, эссе, которые прошли через него за два десятилетия. В этих публикациях — живая вера, живая мысль, неповторимые переживания, моменты истины, частички истории: истории епархии, митрополии, Церкви, нашей земли, России… И личной духовной истории каждого из нас — тоже. Каждого, кто писал и каждого прочитавшего.
Что касается нас, авторов, мы действительно росли с каждым нашим текстом, с каждой встречей, с каждой проблемой, которую приходилось обсуждать. Наши границы расширялись, отодвигая мрак неведения; стремясь побольше рассказать другим, мы больше узнавали сами. Но и наша аудитория тоже, наверное, росла. Ситуация вокруг менялась, она не только радовала, она могла и огорчать, и преподносить новые вопросы, но неизменной оставалась вера: Господь поможет тому, кто искренне хочет служить Ему словом и просвещением.
Нам часто приходилось обращаться к темам, которые волнуют каждого — нравственное здоровье общества, семья, воспитание детей, старение человека, его отношение к смерти. Мы старались познакомить читателя с христианским взглядом на эти проблемы. Вместе с нашими собеседниками мы искали ответы на вопросы о том, какой должны быть жизнь православного христианина сегодня, что необходимо, чтобы она оставалась живой и подлинной. И теперь мы возвращаемся к самым значимым и глубоким, на наш взгляд, публикациям, чтобы вместе с вами переосмыслить прожитое время и его плоды.
* * *
Продолжая тему «Как овладеть временем?», мы беседуем о причинах возникновения глобального конфликта человека и времени и о способах его преодоления со специалистом по тайм-менеджменту, кандидатом социологических наук, доцентом кафедры общей и социальной психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Алексеем Алексеевичем Понукалиным.
— Алексей Алексеевич, когда мы говорим о тайм-менеджменте, или об управлении временем, что мы имеем в виду? Разве можно временем управлять?
— На этот вопрос трудно ответить однозначно, потому что «управление» — это сложное понятие. Еще труднее ответить на вопрос о том, чем же именно мы пытаемся управлять? Прежде чем управлять временем, нужно разобраться с его природой. Физика предлагает несколько концепций того, что есть время, но нам в рамках нашего разговора важнее данные психологии. С точки зрения психологии, время может быть абсолютным и относительным. Абсолютное время — это время объективное, измеряемое в единицах времени и совершенно не зависящее от человека, а зависящее от законов физики. Понятно, что абсолютным временем человек управлять никоим образом не может.
Когда говорят об управлении временем, речь идет о времени относительном. Относительное время — это время, увиденное сквозь призму моего субъективного восприятия, а само это восприятие неразрывно связано с тем, чем мое время наполнено.
Если я буду сейчас рассказывать анекдоты, то для нас время нашей беседы пролетит очень быстро, а если вы сейчас будете считать от 1 до 600, то тот же самый временной промежуток будет для вас тянуться очень долго. То есть мое ощущение времени зависит от моего отношения к происходящему. Если нам интересна деятельность, которой мы занимаемся, то нам кажется, что время идет быстрее, а если наоборот, то медленнее.
Если день у меня интересный, если он, что называется, задался, то я буду жалеть о том, что у меня мало времени, мне захочется продлить это интересное занятие. А когда я служил в армии, особенно первые месяцы, мне казалось, что это время никогда не закончится. То есть речь шла не о нехватке времени, а о том, что его было слишком много, оно казалось мне бесконечным, растянутым.
Строго говоря, тайм-менеджмент помогает управлять не временем, а деятельностью, которая во времени протекает, помогает ответить на вопрос, устраивает ли меня то, каким образом моя деятельность встроена во время.
— Если человеку не хватает времени, значит, его деятельность встроена во время неправильно? А в чем здесь может заключаться ошибка?
— Нужно сказать, что время — это невосполнимый и очень ценный ресурс, необходимый для удовлетворения наших потребностей, поэтому у нас может возникнуть ощущение нехватки времени, даже если мы распоряжаемся им достаточно разумно. А ошибка может заключаться в том, что мы неправильно расставили приоритеты, а это приводит к тому, что человек хватается за все подряд, хочет все успеть, и в итоге не успевает ничего…
— А научное планирование времени может предложить нам такие приемы, которые помогут избежать бестолковой суеты?
— Приемов планирования времени очень много, но это не значит, что все они нам подходят. Все мы разные и по-разному реагируем на попытку структурирования нашей деятельности, тем более если речь идет не о нашем внутреннем импульсе, а о внешнем принуждении, связанном, например, с этикой организации, в которую заложено планирование времени. Для многих попытка структурировать их жизнь может стать сигналом о вторжении в личное пространство, и такое вторжение может восприниматься достаточно болезненно. В этом случае структурировать свое время довольно сложно.
Универсальный же совет, который подошел бы всем, заключается в том, что нужно уметь отделить важное от второстепенного.
В психологии управления есть такая история, которую мы в шутку называем «совет на 25 000 долларов». Директор одного крупного американского предприятия обратился к психологу с просьбой о помощи: он ничего не успевал. И психолог ему ответил: «Я дам вам один простой совет. Но он стоит 25 000 долларов». А совет был такой: составьте список из всех ваших проблем и расположите их по степени значимости: какую проблему я решил бы в первую очередь, какую — во вторую, а какую — в третью. А потом распишите время, которое вы готовы потратить на решение каждой из них. Этот вопрос я решу за час, этот — за два часа и т. д. А те проблемы, которые окажутся в конце списка, — просто отбросьте. Директор ушел от специалиста в пасмурном настроении. Он не поверил, что все так просто. А через некоторое время на имя психолога пришел чек на указанную сумму.
В чем тут секрет? А секрет в том, что нельзя решать все проблемы одновременно. Необходимо выделить главное и второстепенное, уметь разбивать сложные проблемы на ряд простых. А те проблемы, которые претендуют на то, чтобы занять наше время, а на самом деле являются неважными, нужно просто отбросить.
— Но как быть, если на работе с твоими приоритетами нисколько не считаются, а все нагружают и нагружают? Как справиться с этой ситуацией?
— Прежде всего нужно понимать, что силы наши небезграничны и требования к нам должны быть разумными. Если мы не будем это понимать, то действительно окажемся в сложной ситуации. Предположим, я понимаю, что у меня есть рабочий день и мне его не хватает. Но раз не хватает рабочего дня, то велик соблазн использовать время, предназначенное для отдыха. Не хватает дня — используем ночь. Здесь и заключается ловушка. Мы работаем 8 часов в день и за это время должны успевать сделать порученный нам объем работы. Это время рассчитано научно, с учетом того, что нам необходим отдых. И наш отпуск спланирован с учетом того, что мы работаем 8 часов в день, и не больше. Между временем работы и отдыха должна быть гармония. А если я прибавлю к восьми часам рабочего дня всего-навсего два часа, а потом умножу и прибавлю это время к отпуску, что будет? Успею я восстановиться? Ничего подобного! Оказывается, если мы будем работать, скажем, по 12 часов в день, то потом нам придется приходить в себя минимум полгода.
А теперь представьте себе, что некоего работника вызывает начальник и спрашивает: «А вы можете делать в два раза больше, но за удвоенную плату?». Он, конечно, согласится. Но возникает вопрос: а что же он раньше делал, как он работал до этого предложения? Получается, что вполсилы. А теперь он за повышенное вознаграждение готов работать нормально. Значит, начальник должен просто-напросто выгнать этого сотрудника.
— Если мы работаем все же не вполсилы, то на подобные предложения лучше отвечать отказом?
— По возможности — да. Мы должны оценивать свои возможности объективно и помнить, что наши силы не безграничны. Я хочу подчеркнуть, что проблема нехватки времени связана не только с нагрузкой на работе, но и с определенными запросами человека. Нам кажется, что времени не хватает всем и всегда, но психологические исследования показывают, что это не совсем верно. На самом деле есть определенный тип людей, которым времени не хватает чаще, чем другим. Речь идет о психологическом типе, мотивированном на успех. Времени, как правило, не хватает тем, кто хочет развиваться, например получить второе высшее образование или научиться писать не только стихи, но и музыку. Поэтому за вопросом: «Почему мне не хватает времени?» — должен следовать вопрос: «А на что мне его не хватает?». И дальше нужно как-то соотнести свои запросы со своими возможностями и ответить себе на вопрос, что для меня важнее.
— Может ли знание о научном планировании времени помочь нам в том, чтобы найти время на молитву, посещение храма, чтение духовной литературы?
— Боюсь, что приемы тайм-менеджмента вряд ли помогут вам в ваших изысканиях. Здесь проблема не в нехватке времени, а в мотивации. В подтверждение своих слов я приведу, может быть, грубоватый пример из моего личного опыта. У меня никогда не было собаки, потому что я понимал: времени на уход за ней у меня нет. Но так случилось, что собаку завел мой сын, а потом уехал жить в Питер. Теперь собака у меня есть. И я должен, как минимум, час утром и час вечером посвятить ей. И у меня вроде бы его не было, но я его нашел, потому что у меня не было выбора.
Еще очень важный вопрос: зачем мы экономим время? Ну, появились у меня лишние двадцать минут или час, и что? Я же не могу просто положить их в карман. Кто сказал, что я потрачу их на молитву, а не на что-то другое?
Вопрос поиска времени — это вопрос мотивации, причем не внешней, а внутренней. Моя мотивация — это моя ответственность перед определенным действием. Если человек считает себя религиозным, то у него должна быть ответственность перед религией. И если он реально чувствует эту ответственность, то вопрос времени стоять перед ним не будет. Он найдет время на молитву и утром, и вечером, каким бы занятым он ни был.