+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
«Константинополь на Украине присваивает себе права императоров»
Просмотров: 718     Комментариев: 0

Константинопольский патриархат, претендуя на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине, ссылается на церковные каноны, которые такого права ему не предоставляют. Об этом в интервью Царьграду рассказал архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников), объяснив, почему патриарх Варфоломей не вправе подменять собой самодержцев Восточно-Римской (Византии) и Российской империй.

Владыка уверен, с момента вынужденного отречения от престола последнего русского государя-страстотерпца Николая II Вселенская Православная Церковь вступила в новую историческую эпоху, однако не осознала этого. Именно это, по мнению архиепископа Юстиниана, привело к пробелам в церковном праве.

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников). Фото: pravoslavie.ru— Владыка, сейчас представители Константинопольского патриархата, ссылаясь на каноны Церкви, доказывают, что Русская Церковь была не вправе без их разрешения расширять свои канонические пределы в Малороссии, а Константинопольский патриархат, исходя из своего первенства, вправе разрешать спорные ситуации и выносить решения, обязательные для других Поместных Церквей. Почему, по Вашему мнению, эти доводы не соответствуют каноническому праву?

— Прежде всего стоит вспомнить о том, что в церковном праве не существует того, что в светских государствах называется правом международным. Нет никаких межцерковных судов, нет норм, регламентирующих отношения между Поместными Церквами. В канонах имеется лакуна, которая породила много церковных нестроений и самоуправства, в особенности с того момента, когда в мире перестала существовать последняя православная монархия. Дело в том, что каноны, которыми и ныне живет Православная Церковь, были сформулированы в Византийской империи, в эпоху, когда императоры не только отвечали за сугубо мирские вопросы, но и непосредственно руководили жизнью Церкви. 

Чтобы понять, что сейчас происходит вокруг Украины, приходится копать очень глубоко. И вспоминать, например, что еще император Константин Великий, который сделал христианство государственной религией, в IV веке называл себя «епископом внешних дел Церкви». А в VI веке, ко времени правления императора Юстиниана Великого, в православной среде уже сложилось незыблемое убеждение, что патриархи своей деятельностью пекутся о христианских душах, радеют о духовном спасении своей паствы, а император заботится совокупно и о душе, и о теле византийцев.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.comИмператор мыслился как человек, обладающий сакральной властью. Обращаю внимание, что именно поэтому императора нельзя рассматривать как представителя светской власти. Призванные к правлению Самим Богом, императоры обладали исключительным правом созывать Вселенские Соборы, которые сформулировали догматы христианской веры. Императоры в жизни Церкви не были субъектами, обеспечивающими лишь внешние мирные условия ее существования. Они были искренними сынами Церкви, в чистоте исповедуемой веры и в благоденствии Церкви государи видели залог процветания государства.

Особо отмечу, что знаменитая симфония государственной и церковной властей не предполагала равенства императора и патриарха, ибо император имел первенство подобно ветхозаветному пророку Моисею, который руководил своим братом, Аароном-первосвященником, когда они оба встали во главе еврейского народа. Послушайте, как дерзновенно звучит исповедание императора Юстиниана Великого: «Император есть блюститель канонов и божественных законов, царь через соборы священников утверждает правую веру».

Императоры зачастую самолично выступали творцами церковных канонов, определяли границы епархий и патриархатов, при необходимости назначали епископов, утверждали кандидатуры Константинопольских патриархов. И даже в богослужебном плане они не были обычными мирянами: причащались в алтаре подобно духовенству, благословляли трикирием, произносили с амвона катехизические поучения.

— Эти права касались жизни Византийской империи? Или распространялись за ее пределы?

— Византийского императора признавали и поминали далеко за пределами Византии. Например, до нас дошел исторический документ — грамота патриарха Константинопольского Антония, которую он отправил в 1393 году московскому князю Василию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. Патриарх прямо-таки отчитывает великого князя Московского за то, что тот приказывает митрополиту Киевскому и Московскому молиться за патриарха, но не поминать византийского императора, говоря, что мы, дескать, — независимое от императора государство, почему мы должны его поминать? Патриарх говорит ему: «Ты разве не знаешь, сын мой, что каждый христианин должен поминать и знать своего православного государя, потому что он единственный среди других царей православных, он император. Ты не смотри, что нас со всех сторон одолевают враги (а это было за полвека до покорения Константинополя), это попущение по нашим грехам, однако каждый добрый христианин, независимо от того, где он проживает, все равно должен поминать главу всех христиан — императора».

— И когда не стало византийского императора, образовалась та лакуна в церковном праве, о которой Вы говорите?

— Все несколько сложнее. К началу XVI века, когда после падения Константинополя были покорены последние очаги сопротивления туркам на Балканах, когда надежды на то, что там сохранится какое-то христианское государство независимым, исчезли, тогда сербские книжники пришли на Русь с идеей о том, что Москва теперь есть Третий Рим. Почему? Потому что Константинополь — Второй Рим — и вся Византийская империя как независимое православное государство прекратили свое существование. И Русь осталась единственным независимым православным государством. На наших великих князей, потом царей, а позже императоров легла ответственность за защиту всего православного мира.

Исходя из византийской логики, поминовение великого князя — царя — императора России вошло в обиход всех православных христиан, независимо от их национальности. Они стали поминать московского государя, как раньше поминали византийского. Соответственно, вся полнота прав византийского императора по управлению Церковью в масштабах всего православного мира перешла к русскому государю.

— Но осознавали ли в полной мере это сами русские самодержцы?

— Надо сказать, что по понятным причинам московские государи не были обогащены знанием подробностей византийской истории, поэтому не в полной мере представляли себе свои права, зато быстро откликались на многочисленные просьбы о помощи со стороны притесняемых под иноверным игом православных. Это стоило Русскому государству и огромных финансов, и пролитых рек крови. Я говорю о тех жертвах, которые приносились ради блага и защиты христиан, которые были под властью турок.

Каноны свидетельствуют, что привилегии Константинопольского патриарха, его право на первенство чести изначально обосновывались тем, что Константинополь есть Второй Рим, что в нем имеет местопребывание сам император. Естественно, как только прекратила свое существование Византийская империя, это право первенства Константинопольского патриарха потеряло свое каноническое обоснование. Это наше русское терпение, терпение христиан всего остального православного мира позволяло епископам Стамбула и далее продолжать величаться «Вселенскими».

— Получается, именно русские цари были вправе определять каноническую принадлежность Малороссии?

— Совершенно верно. Для укрепления русского православного государства необходимо было взять Малороссию под непосредственное церковное управление Москвы. Так требовала логика развития событий. И для этого нам не нужно никаких указаний, томосов и разрешений Константинопольского патриархата. На тот момент на Руси был независимый православный государь, царь. Поэтому нет никакой нужды в том, чтобы входить в исследование разрешений от Константинопольского патриарха.

Вы признавали, что в Москве в XVII веке был единственный на весь мир независимый православный государь? Вы молились о нем? Вы писали в грамотах, называя его «надеждой и защитником православных людей во всем мире»? Называли его «православным царем» и поминали на службах? Тогда принимайте и его волю как священную и никем не отрицаемую, как это было в Византийской империи.

Фото: www.globallookpress.com— Поскольку Москва была Третьим и последним Римом?

— Да. Что же касается поведения современных украинских властей в отношении канонической Православной Церкви, то это просто самоуправство и церковный разбой. И очень жаль, что в этом деле властям Украины способствует патриарх Варфоломей, являя тем самым предательство по отношению к православному страдающему разделенному русскому народу, который всегда искренне сопереживал и щедро помогал братскому единоверному народу греческому.

Еще каких-нибудь сто лет назад на Волыни и в Галиции жили люди, которые и не знали, что существует какая-то самостоятельная и независимая от русской нации народность украинцев. Пришла революция, и большевики активно украинизировали русские области. Остается только предполагать, что на Фанаре не имеют подлинного знания истории русского народа, ведь не сознательно же своими действиями патриарх Варфоломей причиняет нам такую сильную боль!

Я думаю, что давно назрела необходимость того, чтобы братские Поместные Православные Церкви осознали, что нельзя отмалчиваться по поводу происходящего на Украине, ведь ни одна из Поместных Церквей не застрахована от возможного желания Константинополя влезть в их внутренние церковные дела. Для начала необходимо признать нерушимым нынешний статус-кво границ церковных юрисдикций, которые нам достались от имперского периода существования Православия. А далее нужно мирно садиться за стол переговоров. Есть срочнейшая потребность в осмыслении того, как Православной Церкви жить дальше без участия в ее жизни и управлении православного императора. Потому что такового больше не будет.

Царьград

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Действия патриарха Варфоломея произвели немалые разделения даже внутри его собственного патриархата. То, что ряд афонских монастырей отказался принимать в общение тех, кого принял в общение патриарх, это такой знак для Константинополя, на который невозможно не обратить внимание

Просмотров: 425
Комментариев: 1

Решение Константинопольского патриарха Варфоломея о вторжении на Украину отозвалось для всей Православной Церкви огромными потрясениями, которые не прекращаются уже много месяцев. Православные разных стран с недоумением и ужасом наблюдают, как предстоятель уважаемой Церкви вдруг объявляет своей канонической территорией то, что более 300 лет признавалось всеми без исключения частью другой Поместной Церкви, а тех, кого все Православные Церкви единодушно признавали раскольниками, объявляет частью канонической Церкви, грозя в то же время объявить раскольниками тех, с кем в евхаристическом единстве пребывают все Поместные Церкви

Просмотров: 813
Комментариев: 0

Светлый Праздник Рождества Христова в этом году отмечается на трагическом фоне падения одной из древнейших и почтеннейших кафедр православного мира — Константинопольской. Это глубоко прискорбно — и может вызвать ощущение, что привычный нам православный мир рушится. Однако мы можем вспомнить, что бывало и хуже, много хуже — и Церковь Христова выстояла

Просмотров: 486
Комментариев: 0

В ответ на письмо Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, в котором он извещал о «восстановлении в сане» украинских раскольников и «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, о проведении в Киеве «поместного собора» принятых в общение неканонических сообществ, а также о намерении в ближайшие дни предоставить учрежденному на этом собрании обществу «автокефалию», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание, в котором выразил глубокую боль, недоумение и возмущение в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата

Просмотров: 393
Комментариев: 0

Бывают события "исторические" в том смысле, что они ставят каждого человека перед выбором - чем он руководствуется в своей жизни, что для него действительно важно. И недавний "объединительный собор" в Киеве, на котором была создана новая, подчиненная Константинополю структура, разделил людей на тех, кто руководствуется, собственно, церковными соображениями, и тех, для кого определяющей является совершенно другая идея

Просмотров: 528
Комментариев: 0

Расформирование Западноевропейского экзархата русских приходов и отзыв Томоса, который был дан этой структуре в 1999 году, произошло в привычной уже фанарской манере — без каких-либо консультаций с людьми, которых затрагивает это решение, без какого-либо предварительного разговора с архиепископом Хариупольским, экзархом патриарха Константинопольского Иоанном, который узнал о резком изменении своего статуса уже после того, как решение было принято

Просмотров: 697
Комментариев: 0

Учреждение украинской национальной церкви, объявленное П. А. Порошенко в числе трех важнейших задач (две другие — национальный язык и национальная армия), поначалу шло, вроде бы, успешно. Вселенский Патриарх Варфоломей принял самое деятельное участие в украинской церковной смуте на стороне Порошенко, ради этой задачи нарушив все каноны. При очевидной поддержке смуты со стороны такого признанного защитника веры во всем мире, каким рекомендуют себя США, многим начало казаться, что против такого наката каноническая Украинская православная церковь не устоит

Просмотров: 771
Комментариев: 0

15 октября 2018 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о невозможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом по причине его антиканонических действий — вступления в общение с раскольниками и посягательство на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине. В заявлении Синода говорится о том, что это решение принято с глубочайшей болью. Вопросы прихожан саратовских храмов о причинах этого шага и о том, как в связи с этим вести себя мирянам, мы задали Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину

Просмотров: 1947
Комментариев: 2

В целом план привлечь на сторону автокефального проекта сколько-нибудь значительную часть Украинской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Онуфрием, не сработал. В условиях, когда Украинская Православная Церковь состоит из примерно 12 тысяч приходов, филаретовский раскол - примерно из пяти, и еще одна тысяча набирается у УАПЦ, это приводит к глубоко ироничной ситуации, когда энергично продвигаемая официальная, государственная церковь нации оказывается при этом церковью меньшинства - случай, неслыханный в истории

Просмотров: 624
Комментариев: 1

Свобода, которую мы отстаиваем, имеет несколько измерений. Для начала, это свобода от контроля и насилия над Церковью со стороны политических властей. Конечно, для наших борцов с режимом мантрой, которую они повторяют утром и вечером по длинным четкам, является утверждение о “слиянии церкви и государства в России”. Но одно дело - мантры, а другое - факты

Просмотров: 672
Комментариев: 0

Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске

Просмотров: 1483
Комментариев: 0

15 октября 2018 года в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Просмотров: 1664
Комментариев: 0

Одностороннее предоставление автокефалии Константинопольским Патриархатом на Украине разрушит единство православного мира, считает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович)

Просмотров: 723
Комментариев: 0

Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием — единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. 

Просмотров: 1348
Комментариев: 0

14 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Просмотров: 931
Комментариев: 0

У Украинской Православной Церкви есть все необходимое для служения Богу и народу. Об этом сказал Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в эксклюзивном интервью телепрограмме «Утро на Интере»

Просмотров: 764
Комментариев: 0

В ситуации, сложившейся в церковной жизни Украины – и в той роли, которую в текущем кризисе играет Константинопольский Патриархат, можно выделить, среди прочего, три аспекта – политический, этический и канонический. Но, сначала, еще раз ответим на вопрос, который часто задают – "а что ужасного будет в появлении независимой Церкви на Украине?"

Просмотров: 640
Комментариев: 0

Римский папа, в принципе, властен вмешиваться в любые церковные дела. Патриарх Варфоломей рассудил, что он ничуть не хуже. И начал действовать: вознамерился дать автокефалию Церкви, которая об этом его не просила и которая у него в каноническом подчинении не находится, прислал незваных экзархов из-за океана, а чтобы показать всевластие нового папы, разрешил второбрачие священников

Просмотров: 1026
Комментариев: 0

Продолжающиеся разговоры об обращении Рады к Константинополю с просьбой о легализации филаретовского раскола выдают определенный тип парадоксального патриотизма — то есть такого, который делает все, чтобы разрушить ту самую родину, именем которой клянется

Просмотров: 1285
Комментариев: 0

19 апреля 2018 года Верховная Рада Украины поддержала инициативу президента Украины П.А. Порошенко об обращении к Константинопольскому Патриарху с просьбой о признании независимости Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. По просьбе портала «Интерфакс-Религия» глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион озвучил позицию Русской Православной Церкви по этому поводу

Просмотров: 1260
Комментариев: 0