В начале 90-х годов по благословению Архиепископа Пимена предпринимаются первые шаги по созданию православных общественных объединений. Одними из первых стали «Православное молодежное движение», «Православный киноклуб», «Православное братство Святого Креста». Начала работу православная гимназия. На средства спонсоров при храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» была открыта благотворительная столовая (в помещении Поволжского кадрового центра) 1.
Круг общественного служения Церкви стремительно расширялся: настоятелем Свято-Троицкого собора протоиереем Евгением Зубовичем был отслужен благодарственный молебен для офицеров школы МВД, окончивших учебу, подобный молебен был отслужен для окончивших военное училище ПВО, по просьбе немцев Поволжья и лютеранского пастора отца Августина была отслужена панихида по немцам, погибшим во время репрессий 1941 года, совершено освящение технического училища СПТУ № 41, совершено освящение Саратовского театра оперы и балета, филармонии, детской больницы и т.д.
Клирики епархии по приглашению различных учреждений многократно выступали с лекциями о Русской Церкви 2, приглашались к служению молебнов, панихид в день Победы, к освящению крестов, памятников, при открытии обелисков, презентации и открытии новых больниц, зданий, различных предприятий, банков и даже школ 3. Как отмечает в последнем своем годовом отчете Владыка Пимен: «Преподавание в воскресных и в средних школах, выступления по радио и телевидению и в прессе на религиозные темы стали обычным явлением в Саратовской епархии» 4.
С начала 1991 года возобновилось издание официального органа Саратовской епархии — церковного журнала «Саратовские епархиальные ведомости», редактором которого стал священник Лазарь Новокрещеных. На страницах издания освещалась жизнь епархии и приходов, публиковались проповеди, статьи богословского, историко-религиозного, духовно-просветительского характера.
В конце 80-х — начале 90-х годов в стране процветало протестантское миссионерство, хорошо организованное и финансируемое. Популярность протестантских проповедников, не в последней степени и из-за материального фактора, была очень велика — слишком много было у протестантских организаций ресурсов, методик, волонтеров.
Все мероприятия и самый дух миссии имели откровенно прозелитический характер. Не миновала протестантская миссия и Саратовскую епархию. Отношение Владыки к этому явлению было однозначно отрицательным: Россия и Саратовская область — каноническая территория Русской Православной Церкви. «Они пользуются нашей бедностью»,— с горечью говорил Владыка, когда ему рассказывали о раздаче бесплатных Евангелий или посылок гуманитарной помощи во время протестантских собраний. Вместе с тем, Архиепископ Пимен был противником запретительных мер и мероприятий агрессивного противодействия миссиям типа антипротестантских крестных ходов, случавшихся в некоторых поволжских епархиях. В связи с активизацией сектантской деятельности Владыка призывал православных пастырей постараться усилить духовную заботу о пастве. Как отмечал Владыка: «К служителям Церкви возросли требования, не только обрядоисправления, к чему многие привыкли, но, в первую очередь, массовой проповеди Слова Божия при непредвиденных обстоятельствах и местах общественных».
Однако Владыка Пимен сумел вынести из этой непростой ситуации пользу для Церкви и епархии. Миссионеры проводили собрания вечером, когда люди возвращались с работы. Эти встречи продолжались несколько часов. Владыка распорядился не закрывать храмы до поздней ночи, и нередко, возвращаясь с протестантской беседы, человек заходил в православную церковь. Впервые такая тактика была применена во время проведения широкомасштабной протестантской миссии «Волга-92», и это оказалось эффективно — храмы по вечерам заполнялись. Саратовский Архиепископ, едва ли не единственный из поволжских преосвященных, нашел возможным встретиться в своей резиденции с руководителем миссии «Волга-92» финским проповедником Калеви Лехтонненом и в обстоятельной беседе рассказать ему о тысячелетней истории христианства на Руси и грядущем 200-летнем юбилее Саратовской епархии. Понял ли пастор, что опоздал лет на тысячу?
При всем внешнем демократизме Владыка Пимен был консерватором в вопросах веры. Он ставил в тупик журналистов, когда говорил, что перестройка в общественной жизни никак не отразилась на Церкви. И пояснял: «Разве можно что-то изменить в алгебре или геометрии?». Он не боялся казаться ретроградом и церковные традиции, не говоря уже о догматах, отстаивал твердо. Например, перевод богослужения на русский язык не допускал ни при каких условиях…
За почти 29 лет служения Владыки Пимена в Саратовской епархии им было совершено 328 пресвитерских и диаконских хиротоний 5. Заметным и важным деянием Владыки стало открытие летом 1992 года храма в честь святой блаженной Ксении Петербургской в исправительно-трудовой колонии № 33 — одного из первых в России православных храмов в местах лишения свободы, который стал окормляться причтом Свято-Троицкого собора. Домашняя церковь была устроена в колонии № 1, также окормлялась колония № 13 в Красноармейском районе.
К концу 1993 года в Саратовской епархии насчитывался 91 приход (8 храмов в Саратове), которые были разделены на три благочиннических округа 6. На участке земли, выделенном Саратовской епархии, планировалось приступить к ведению епархиального фермерского хозяйства, для чего был приобретен трактор «Беларусь», гусеничный трактор, грузовик, борона, сеялка и культиватор 7.
В 1993 году по инициативе командования военно-химического училища Саратова, которое располагается на месте бывшего Свято-Преображенского мужского монастыря, началась реставрация единственного уцелевшего храма обители. Реставрация производилась за счет воинского училища. Настоятелем храма был назначен протоиерей Всеволод Кулешов. Этот первый в России воинский храм был освящен уже после кончины Владыки Пимена.
Владыка Пимен начал работу по сбору материалов о духовенстве и мирянах, невинно пострадавших в годы массовых политических репрессий. В свое время уполномоченный высказывал Владыке упреки по поводу того, что «пишут записки за умученных за веру» (поскольку, как записал его Владыка: «у нас, видите ли, никого за веру не мучили»). Почитанию подвига новомучеников Владыка придавал большое значение — Саратовская епархия не имела местночтимого канонизированного подвижника благочестия.
30 октября 1991 года на площади Революции (ныне пл. Театральная) протоиереем Николаем Агафоновым и протодиаконом Василием Султановым была отслужена панихида по репрессированным в годы советской власти. Когда это стало возможно, по инициативе Владыки из саратовского управления ФСК в епархиальное управление были переданы списки подвергшихся репрессиям христиан. Эта работа, прерванная после смерти Владыки, была официально возобновлена только в 2004 году указом Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского.
За труды на благо Святой Церкви Владыка Пимен был награжден орденами Русской Церкви святого равноапостольного великого князя Владимира I степени, а также орденами преподобного Сергия I и II степени и орденами святого князя Даниила Московского I и II степени 8. Однажды из-за путаницы в оформлении документов в Москве засомневались в законности награждения Владыки орденом святого Владимира I степени. В своем кабинете Владыка искал вырезку из ЖМП об этом награждении, но она потерялась. Владыка записал: «Сегодня твердо решил, что надо так сделать, что вроде у меня не I степень, а II-я, и я тут же начал соскабливать ножницами позолоту, решив, что так все станет на свои места. Еще не успел закончить, случайно в спальне увидел зеленую папку с бумагами и там нашел вырезку. Там сказано, что я и митр[ополит] Никодим награждаются I степенью „в память совместного служения” и в связи с 50-летием архиерейства Патриарха Алексия. Вот здорово! Не чудо ли это? Когда решил смириться и унизиться, тут же появилось возвышение».
Летом 1993 года Саратовская епархия удостоилась визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его Святейшество посетил вновь открытые храмы города Саратова, Свято-Алексиевский скит, Саратовскую Духовную семинарию. 22 июня совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе и панихиду по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны на Соборной площади. Во время торжественного акта в семинарии в своем слове Высокопреосвященный Пимен рассказал Святейшему о преобразованиях церковной жизни в Саратовской епархии — о повсеместном открытии новых храмов, монастыря, духовной семинарии. Тогда никто не думал, что речь перед Святейшим является, по сути, подведением итогов земной жизни Владыки Пимена.
Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен мирно почил о Господе 10 декабря 1993 года. Как записал его секретарь: «Правая рука была сложена для крестного знамения. Пытались расправить, но пальцы вновь сходились вместе» 9. При большом стечении саратовской паствы отпевание Владыки совершил Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман. Погребен Архиепископ Пимен у алтарной апсиды Свято-Троицкого собора.
Шесть бесед с Владыкой были опубликованы в книге саратовского писателя Б.В. Дедюхина «Сердца сокрушенные» (1990). По благословению Владыки Пимена были начаты исследования, плодом которых стала книга А.П. Новикова «Святители земли русской» (2000), повествующая о первых саратовских архиереях и жизни Саратовской епархии с момента ее образования до первой четверти XIX века. В 1998 году были проведены два вечера, посвященные 5-летию кончины выдающегося архипастыря — в Областном краеведческом музее (по инициативе А.А. Боровского) и в Саратовской консерватории (организованный Т.И. Кан).
В 2000 году был издан сборник, посвященный Владыке Пимену «Всегда с Богом», включивший в себя фрагменты дневников, подготовленных Владыкой для печати, часть его богословской работы, проповеди, предваряющийся блестящим эссе о Владыке Пимене священника Александра Мурылева. В том же году вышла книга «Саратовские подвижники», в которой было опубликовано краткое жизнеописание Архиепископа Пимена.
Спустя 10 лет со дня кончины Владыки, в 2003 году, по инициативе назначенного на Саратовскую кафедру Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, были организованы и стали ежегодно проводиться Межрегиональные Пименовские чтения, послужившие продолжением трудов Владыки Пимена по налаживанию контактов Церкви с представителями научного сообщества и творческой интеллигенции.
Однажды на последней неделе Великого поста в апреле 1971 года Владыке Пимену приснился необычный сон, который он доверил своему дневнику: «Ко мне в комнату входит Христос, я волнуюсь: благословит ли Он меня и не ослепит ли Своим сиянием. Он благословил, и я проснулся. Как я понял, это был просто сон, но сон очень приятный и благодатный»10.
Саратовская паства — духовенство и миряне, соприкасавшиеся в своей жизни с личностью Архиепископа Пимена,— с благодарностью вспоминают Владыку в своих молитвах.
Авторы выражают признательность протоиерею Лазарю Новокрещеных, В. И. Корниловой за помощь в работе.
1 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1993 год. Л. 31.
2 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1991 год. Л. 13–14.
3 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1992 год. Л. 9.
4 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1993 год. Л. 11.
5 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1992 год. Л. 5; СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1993 год. Л. 7.
6 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1993 год. Л. 1.
7 СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1993 год. Л. 11.
8 Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (биографический очерк) // Саратовские епархиальные ведомости. 1993. № 3. С. 29–30.
9 Мурылев А., свящ. Записки об эпохе архиепископа Пимена // Пимен (Хмелевской), архиеп. Всегда с Богом. Саратов, 2000. С. 27.
10 Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 5. С. 16.