Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на набережной Покровска (Энгельса) — это храм-памятник. Он выстроен и освящен в память о храме, давшем название сначала слободе Покровской, а затем и городу.
Первая деревянная церковь появилась в слободе в 1770 году и была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Через 11 лет на ее месте — на пепелище после пожара — возвели каменный собор на 3000 человек. И это при численности населения в 20 000! Храм занимал территории, на которых теперь находится детский сад, торговый центр «Лазурный» и часть городской площади; он стал центром богослужебной и образовательной жизни. Казалось, все это всерьез и надолго. Только вот во втором пожаре — пожаре русской революции — мало что уцелело. Покровский собор взорвали в августе 1931 года.
— Задумка построить храм-памятник, напоминание современникам и потомкам о времени, когда люди своими руками рушили святыни, пытались переписать историю, витала в воздухе задолго до образования Покровской епархии, но, видимо, Господь судил мне претворить ее в жизнь,— говорит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
Сначала на месте будущего храма установили Поклонный крест. У его подножия стали появляться цветы, а в Епархиальном управлении — многочисленные жертвователи. Однако лишь один ктитор — Алексей Сергеевич Михайлов — решился довести начатое дело до конца. Благодаря ему, храм Покрова Божией Матери на Волге был воздвигнут всего за один год.
От богатого наследства остался крошечный участок земли на набережной. Зато это лучшее место для «наследника» — здесь мимо него точно никто не пройдет. Новый Покровский храм в Покровске невелик размером и в то же время монументален и величествен. Его мощные наклонные стены напоминают стены крепости, а купол — шлем. Это храм-воин, храм-богатырь.
Он выдержан в стиле древнерусского зодчества домонгольского периода. Стиль особенный, сочетающий традиции Восточной Церкви, сложившиеся в V-VIII веках, и самобытность русского мироощущения. За образец наши мастера взяли тип крестово-купольного провинциального храма, появившийся в Византии как раз к моменту Крещения Руси. Первые русские храмы явственно указывали на связь земли и неба во Христе, Богочеловеческую природу Церкви; они преображали сознание человека, учили его созерцать мироздание. Наш покровский богатырь хранит верность древним традициям и при этом органично вписывается в современность — он оборудован аудиоаппаратурой и потому в богослужении можно участвовать, не заходя внутрь.
Белокаменный, с узкими окошками-бойницами, трехлопастным завершением фасадов, барабаном, украшенным полукружиями, и шлемовидным куполом, Покровский храм эклектичен. В его архитектуре соединяются особенности Псковско-Новгородской и Владимиро-Суздальской школ. Расцвет последней пришелся на годы правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а ее отличительной чертой как раз является использование высококачественного белого камня — известняка.
Его единственный купол знаменует Единого Бога. Золотой цвет — Небесную славу, царственность, вечность и нетление, а шлемовидная форма — духовную брань с силами зла.
— Именно шлемовидный, а не луковичный купол изначально был установлен на храме Покрова на Нерли,— напоминает Владыка Пахомий, отмечая, что на облик одного из самых знаменитых и красивых храмов Владимирской Руси повлияла поздняя реконструкция.
Венчает Покровский храм четырехконечный, украшенный полумесяцем (цатой) крест. Такая разновидность креста обнаружена в римских катакомбах около III века и до сих пор распространена на православном Востоке. Полумесяц же с давних времен считается символом Церкви-Жены, Вифлеемской люльки, крещальной купели, корабля церковного, якоря надежды, евхаристической Чаши с Телом Христовым. В православной Византии цата ассоциировалась и с царской властью — ее изображали на иконах Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и Спасителя, на облачениях святителя Николая Чудотворца. К тому же первые изображения христианских крестов с полумесяцем сохранили стены монастыря святой Екатерины (VI век) на Синае, храм Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год). Эмблемой Османской империи полумесяц стал только в 1453 году, после взятия турками Константинополя.
Издревле и на Востоке, и на Западе в храмах не предполагалось яркого освещения: полумрак создавал молитвенную атмосферу. Потому и окошки делали узенькими, щелевидными. Но был в этом и практический смысл — чем меньше окна и двери, тем меньше потеря тепла. Для русских просторов это актуально во все времена. Как и защита от непогоды — с этой целью на кровле конструировали водометы — выносы, позволяющие удалять и как можно дальше отбрасывать от фундамента воду. У нашего храма они тоже есть.
Воинственный наш покровский богатырь только с виду. На самом деле он имеет очень тонкое устроение. Он лишает дара речи, обезоруживает, но лишь потому, что защищает сокровенное — близость Бога. За тяжелой дверью — другой мир, где нет суеты, где тишина, где «только Бог да я». Предстоять перед Творцом, созерцать Священную историю — подарок из глубины веков. Роспись храма выполнена в византийском стиле. Его переосмысление пришлось на IX-XII века — послеиконоборческий период — и выразилось в иконографическом каноне. Согласно ему, горний мир допустимо изображать, опираясь только на сдержанные, строгие книги Нового Завета. Зато с оттенками, деталями, ритмическим решением сцен можно экспериментировать смело. Следовать канону — значит писать не предмет, а его суть, делать роспись частью церковного действа, диалога с верующими.
Храм расписывала палехская артель «Лик» под руководством Олега Шуркуса. С середины 90-х годов эти художники пишут иконы и украшают храмы в России и за рубежом.
В куполе виден детский лик, отмеченный духовной зрелостью. Образ СпасаЭммануила — Христа в отрочестве — изображение редкое, и как раз оно украшало древние храмы. По словам Владыки Пахомия, нам этот образ очень подходит, ведь наш храм тоже «древний» — в плане архитектуры, внутреннего убранства и смыслового наполнения.
Ниже, в основании купола, или барабане, написаны предвозвестившие пришествие Господа пророки — Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. На парусах — стенах, идущих к куполу, — символы евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна — ангел, лев, телец и орел. Это тоже следование древней византийской иконографической традиции. Живые существа заимствованы из Откровения Иоанна Богослова. Ангел означает посланничество в мир, лев — могущество и царственное достоинство, телец — жертвенное, искупительное служение, а орел — высоту учения и божественных тайн.
На темном фоне множество светлых, легких фигур в струящихся одеждах — ожившая Священная история. Вот праведные Иоаким и Анна приводят Отроковицу в храм, вот Архангел Гавриил благовествует Деве, вот Богородица передает Младенца Христа старцу Симеону и Анне Пророчице, а вот Она вместе с учениками видит вознесение Своего Божественного Сына. Храм посвящен Покрову Божией Матери, поэтому и на фресках запечатлены главные события Ее жизни.
Изображение Благовещения находится на алтарной стене. За иконостасом — ярко вызолоченный свод (конха) над апсидой и икона Божией Матери «Знамение», появившаяся в IV веке. В алтаре над Горним местом на престоле восседает Господь Пантократор — Вседержитель. Он держит Евангелие и преподает благословение. Этот образ — центральный в иконографии Христа — образ Владыки мира, Небесного Царя и Судии. С незапамятных времен в алтаре, как идеал для служащих Литургию, изображали преемников апостолов — святителей, предстоящих Христу. В нашем храме это святые Древней Церкви, ближайшие ученики апостола Иоанна: рукоположенный им святитель Поликарп Смирнский, священномученик Игнатий Богоносец — муж апостольский, пострадавший за веру, святители Афанасий Александрийский и Василий Великий, потрудившиеся в утверждении православной истины и борьбе с арианской ересью.
Проповедники учения Христа, столпы Церкви — двенадцать апостолов со свитками Евангелия в руках — взирают со стен храма. Здесь же — кивоты с иконами благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского. Икона Покрова Божией Матери — в иконостасе. А мы снова лицом к лицу с удивительными подвижниками и священными событиями. Мы видим, как преподобному Пахомию является Ангел, как преподобный старец Зосима причащает Марию Египетскую, а святой Герасим Иорданский перевязывает лапу раненому льву. Всех изображенных здесь святых объединяет причастность к Древней Церкви, подвижнический образ жизни. «В нашем храме необычные, редкие фрески. Мы подражали древней традиции, но при этом не забывали о практической стороне,— говорит Владыка Пахомий. — И внешний вид храма, и его убранство, росписи способны без слов рассказать о многом».
А над нами — темное небо, усыпанное золотыми звездами: свод храма, украшенный по образцу мозаичного убранства в мавзолее императрицы Галлы Плацидии (V век) в Равенне. Внутри храм светится, его основной фон, насыщенный, темно-синий, цвета арабской ночи, оттенен поверхностями, покрытыми сусальным золотом, словно отражающими сияние горнего мира. Храмовое пространство освещает хорос — одноярусный центральный светильник, символизирующий небесные светила. Как и в древних храмах, он подвешен на цепях и повторяет размер купола.
Алтарная апсида расписана под мрамор, тонкий орнамент выведен на окнах и стенах, над дверью вьется текст ктиторской надписи с указанием даты основания, имен патриарха, епископа, при которых велось строительство, и ктитора. А у дверей — Архангелы Михаил и Гавриил. Они стоят на страже, напоминают: входить в храм нужно с чистым сердцем, а покидать его — с твердым намерением сохранить то доброе, что получили мы здесь в общении с Богом.
«Ведомости Саратовской митрополии», № 10, 2019