Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Храм, победивший смерть
Просмотров: 2470     Комментариев: 0

Крепкие стены из красного кирпича, купола и кресты устремлены к небу, от высоты, на которой жаром горит их золото, захватывает дух. На протяжении нескольких веков Свято-Воскресенский храм в Пугачеве боролся за право существовать, хранить Божественную благодать и слышать молитвы верующих. Ради этого он прошел через искушения и скорби. Через саму смерть. В апреле 2020 года он, освященный в честь победы Христа над адом и тлением, празднует 75-ю годовщину со дня возрождения литургической жизни — со дня своего собственного воскресения.

Символ любви во Христе

Храм в честь Воскресения Христова г. Николаевска. Конец XIX - начало ХХ векаГород Николаевск (ныне Пугачев) — один из духовных центров православного Заволжья. В городе, что возник в 1764 году как слобода Мечетная на месте Золотоордынского поселения, рос и креп под колокольный звон деревянных церквей и монастырей и удостоился чести быть под защитой двух покровителей — святителя Николая Чудотворца и императора Николая I. В честь небесного заступника государя в 1835 году Мечетную и нарекли Николаевском.

Свято-Воскресенский храм появился в землях на Иргизе не случайно. Ему надлежало стать символом мира, всеобъемлющей любви во Христе. Его величие, монументальность должны были демонстрировать значимость Православия в крае, который издавна населяли раскольники. На протяжении десятилетий правительство предпринимало безуспешные попытки обратить их в единоверие. Власти то возлагали надежды на военные акции — одну из таких в 1828 году организовал саратовский губернатор Голицын, то взывали к религиозному чувству. Действенным же оказался путь проповеди, предложенный епископом Саратовским и Царицынским Иаковом (Вечерковым). Владыка привлек к участию в миссии высокообразованных священников, открыл три духовных училища, одно из них — в Николаевске, в 1845 году. Но наиболее яркой страницей в этой истории оказалось строительство Воскресенского храма — дело, объединившее сотни людей и угодное Единому Богу.

Родительское попечение

— Перед этим грандиозным храмом испытываешь особый трепет. Он — оплот Православия и символ веры в Господа. Он — памятник культурного наследия и каменного зодчества, что с такой любовью и верой возводили предки,— описывает собор нынешний настоятель протоиерей Владимир Растопшин.

Свято-Воскресенский храм видели грандиозным собором, жемчужиной города и губернии, рукотворной святыней. Талант Алексея Марковича Салько сумел соединить чаяния верующих и каноническую традицию храмостроительства. Придерживаясь популярного в архитектуре второй половины XIX века эклектичного стиля, зодчий создал пятиглавый соборный храм, который поражает размерами и имеет особый статус — он является вторым по значению после кафедрального собора.

Инициатором строительства каменного исполина считают купца Семена Осиповича Локтева — городского главу, храмоздателя, благотворителя, церковного старосту первого Иоанно-Предтеченского собора (1843). Локтева не пугало, что к проекту храма, разработанному в 1873 году, прилагается небольшой запас камня и скромный бюджет в 400 рублей. Он заручился поддержкой властей, попечительского совета, куда вошли состоятельные горожане, купцов Антона Безрукова, Василия Елагина и благословением Владыки Герасима (Добросердова), Епископа Самарского и Ставропольского. Храмоздателя не пугали ни тяжелая болезнь, ни приближающаяся смерть. Его только тяготило предчувствие, что многолетняя стройка, близившаяся к завершению, не закончится. Но этого не случилось. После смерти Локтева в 1895 году труды принял на себя купец Елагин. Он не обладал достаточными средствами для продолжения строительства и потому все силы отдал на благоукрашение. Он сделал храм отапливаемым, устлал полы цементными плитами, заказал в городе Ельце позолоченный иконостас с иконами живописной работы, двери из кованого железа, купил полное белое облачение для троих священников и одного диакона. По его примеру и по любви к храму действовали и другие меценаты. Сверкающая утварь, расшитые престольные облачения, резные киоты, позолоченные подсвечники — за каждым предметом имя: вдов Локтевой и Мокроусовой, купцов Желаева и Менькова. Стараниями жертвователей у недостроенного собора появилась и высокая трехъярусная колокольня, которую в один осенний день увенчали колокола весом в 600, 300 и 200 пудов.

Рождение храма

Епископ Гурий (Буртасовский)Архимандрит Тихон (Оболенский)Жизнь вошла в Воскресенский храм 12 сентября 1899 года с первой Литургией, к которой Дом Божий готовили под руководством приходского священника Василия Парадоксова, нового председателя церковного попечительства.Освящения ждали со дня, когда Владыка Герасим заложил первый камень — с 9 мая 1876 года, когда весенняя погода внезапно сменилась холодом и архипастырь, и верующие совершали молебен в «нарочито наскоро сделанном шатре», чтобы укрыться от ледяного ветра и снежной вьюги.

И вот спустя двадцать с лишним лет теплым сентябрьским вечером от Иоанно-Предтеченского собора, получившего прозвание «старый», река крестоходцев во главе с Владыкой Симбирским и Сызранским Гурием (Буртасовским) и архимандритом Тихоном (Оболенским) понесла к новому Воскресенскому храму антиминс и дарованные ему иконы. Богослужение длилось пять часов. Казалось, верующим не хочется, чтобы долгожданная первая Литургия, чтобы этот праздник веры закончились так быстро. Да и Владыка не торопился расставаться с паствой. Через прихожан он приглашал к воссоединению с Церковью Христовой «на началах чистого Православия или единоверия» всех «блуждающих братий» — раскольников разнообразных «согласий». Епископ Гурий пробыл в городе до 15 сентября — до Литургии, за которой помолился о храмоздателях, не доживших до освящения собора. А прощаясь с Николаевском и его жителями, архипастырь навестил вдову Локтева. Напоследок он сказал ей: «Всюду, куда ни посмотришь в вашем городе… на храмы ли Божии, или на дома священнослужителей, всюду рука покойного».

На грани полного уничтожения

Первомайская демонстрация под стенами Воскресенского храма, 1917 г.Страшный революционный, атеистический век сломал сотни тысяч людских судеб. Безбожники ссылали, расстреливали священнослужителей и мирян, уничтожали все, что дорого верующему сердцу. К высшей мере наказания приговорили множество храмов. Свято-Воскресенский тоже.

Расправа началась с колокольни. На праздник Крещения Господня 1931 года окрестности огласил страшный грохот — это падали и разбивались о мостовую колокола. Самый большой колокол взорвали прямо у храма, так и не сумев вывезти из центра города. Позже от взрыва погибла и колокольня. Когда пыль и пепел осели, безбожники могли наблюдать дела рук своих — безобразные руины и оскверненную красоту. Говорят, будто от уничтожения храма заставили отказаться груды обломков — вывезти их слишком сложно, а вот испортить ими общую картину советского благоденствия в советском Пугачеве легко. Да, прежнее название — Николаевск — верующие больше не увидят ни на одной карте, поскольку в ноябре 1918 года власти переименовали город. Порог храма прихожане тоже больше не переступят — ведь в 1937-м в нем устроили зернохранилище. Но все равно в душах теплилась надежда, что, по слову местного священника Константина Самуилова, «собор будет стоять до тех пор, пока найдутся люди, которые не пожалеют себя за него».

Возвращение к жизни

Протоиерей Симеон МакашовСобор вернули верующим в 1942-м. С трудом веря происходящему, прихожане вновь спешили под его своды на молебны — поблагодарить и вымолить чудо. И не одно — победу в войне и возобновление святой Евхаристии. Господь исполнил всё в 1945: именно с этого года в храме стали совершать Литургию. Ранее, вероятно, по причине отсутствия священников, здесь проходили только молитвенные собрания мирян.

Однако то, что храм отдали, еще ничего не значило. Могли закрыть снова. В 1960-х годах нужен был ничтожный повод. Это понимал протоиерей Симеон Макашов, настоятель, сумевший на протяжении 12 лет не допустить ни единой провокации, и к тому же служить в одиночку, ведь на причт разрешения не было. Кроме того, действительность омрачалась тем, что двери храма открыли, а открыто исповедовать веру не позволяли. Времена, когда в Пасхальную ночь крестный ход совершали в храме, потому как всякое священнодействие за его стенами по закону было под запретом, помнит воспитанник, а теперь клирик Воскресенского храма священник Игорь Павловский.

Настоящее становилось прошлым очень медленно. Но верующие ценили каждую минуту, проведенную с Богом и посвященную храму. В безбожное время они сохранили верность Христу, помогли возродить богослужение: принесли в храм богослужебные книги, иконы, научились церковному пению и составили клирос. По слову архимандрита Иннокентия (Третьякова), настоятеля храма с 2010 по 2017 год, среди ревностных благочестивых и жертвенных помощников была нынешняя игуменья Свято-Никольского женского монастыря матушка Севастиана (Власова). В 1970-80-х она вдовицей несла послушание в алтаре. К возрождению собора верующие шли одним, тесным, путем вместе со своими батюшками.

Батюшки же несли весть о Боге — так, в середине 1990-х в центре города открыли воскресную школу, в светских учреждениях стали вести занятия по ОПК. В 2007-м — 19 декабря, на праздник святителя Николая — при настоятеле отце Алексие Субботине храму вернули голос, а городу — колокольный звон.

Кроме того, священники стремились вернуть храму благолепие, приличествующее Дому Божиему. После революционной бури и времен запустения Свято-Воскресенский храм являл страшное зрелище. Покоробленный пол — память о том, что через боковую северную дверь загоняли тракторы, ветхая крыша — железо не снимали, его сметали метелкой, в дождь вода текла по иконостасу, а в алтаре некуда было подставлять ведра. У икон вместо подсвечников стояли алюминиевые рукомойники, лампады заменяли подстаканники и железная мыльница. «И это в 2010 году!» — восклицает отец Иннокентий и добавляет, что над восстановлением храма, в том числе интерьера, потрудился Владыка Пахомий, а тогда еще игумен, руководитель реставрационного отдела Саратовской епархии.

— Он вникал в мельчайшие детали, подобрал теплую цветовую палитру для отделки стен, нашел специалистов, которые оштукатурили потолок храма, а ведь его высота — с пятиэтажный дом, — вспоминает архимандрит, умалчивая, что в годы настоятельства ему удалось позолотить купола и заказать иконы для фасада храма.

Сокровищница духовная

С восточной стены на горожан взирают Воскресший Господь, Его Пречистая Матерь, святители Николай и Спиридон. Пять больших икон на железных листах приковывают внимание. Особенно редкие изображения Богородицы — «Порт-Артурская» и «Объятия Отча». Иконы подобраны не случайно — они созвучны с образом Покрова и образом Казанским, в честь которых освящены боковые приделы храма. Центральный — в честь Воскресения Христова.

Эти образы — дар храму от верующих Дальнего Востока, где когда-то служил в военном чине и в священном сане отец Иннокентий. Оригинал Порт-Артурского образа находится во Владивостоке. А икона Богородицы «Объятия Отча» — в Уссурийске, который когда-то носил название Никольск-Уссурийский.

Но и это не все. Под образами скрываются цветные фрески, а вместе с ними — история их реставрации. Обновление старинных изображений в 1980-х осуществил бывший настоятель, ныне заштатный клирик Покровской епархии протоиерей Анатолий Капцов. Батюшка пригласил ленинградского реставратора и художника Анатолия Трескина — обладателя золотой медали Академии художеств, человека, восстанавливавшего живопись Мариинского и Малого оперного театров, залов Эрмитажа и Русского музея, Царского Села, соборов Новгорода, Пскова и Суздаля, Павловского дворца. Вместе с коллегой Александром Смирновым и четырьмя помощниками художник «оживил» фрески и расписал алтарь иконами Воскресения Христова, Воздвижения Креста Господня, Благовещения, апостолов Петра и Павла. К сожалению, образы на фасаде, выполненные по штукатурке, со временем обветшали, потому их и заменили иконами на металлических полотнах.

Икона святителя Николая ЧудотворцаА внутри храма всё дышит святостью и историей. Икона святителя Николая — хранительница города — находится в соборе со дня его освящения! Ее и утраченную Албазинскую икону Божией Матери, подарок Владыки Гурия, в 1899 году несли крестным ходом от старого собора в новый. Еще один образ из Иоанно-Предтеченского храма — икона Божией Матери Курская Коренная «Знамение». Подаренная в богатом киоте купцом Поповым, святыня спаслась, «спрятавшись» в одном из магазинов под видом столешницы. В собор ее тайно вернула продавщица. Святыня сразу же заняла видное место — раз в неделю батюшки читали перед ней акафист, а после вечернего богослужения — коленопреклонно молились. Другую старинную и написанную на Афоне в 1888 году икону Богородицы «Скоропослушница» принесли сюда после войны жители из села Жестянка.

Не пройти в храме и мимо старинного Распятия, на оборотной стороне которого запечатлены голгофские страдания Господа. «Этот крест из набранных икон академического, очень высокого письма купцы заказали к открытию собора»,— говорит отец Иннокентий. Следующая святыня, на которую он обращает внимание,— мощевик. В деревянном ковчеге — частички мощей святителей Иоанна Златоуста, Димитрия Ростовского, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Лаврентия Черниговского, Афанасия Серпуховского, благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, мучеников лавры святого Саввы Освященного и др. Благословение одарить храм такой святыней дал Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Немало святынь среди церковной утвари. За многоярусными иконостасами в алтарях хранятся настоящие реликвии. Соборное Евангелие, которым пользовались служители прошлых столетий. Две чаши — большая изначально принадлежала Воскресенскому храму, а та, что поменьше — Иоанно-Предтеченскому. Покровцы, изготовленные в 1920-х годах, с вышитыми фамилиями мастериц.

Жертва не напрасна

Николаевск — он же пока Пугачев — хранит дух и своих основателей — богобоязненных земледельцев, и коренных жителей — крестьян, простых рабочих. На его улицах старинные купеческие особняки соседствуют с постройками советской эпохи. И лишь единственный, чудом уцелевший Свято-Воскресенский храм напоминает, что в любое время и при любых обстоятельствах людей объединяет вера, Святая Евхаристия и молитва людей. Эту главную ценность, без которой даже идеально отреставрированный храм пуст, нужно сберечь, чтобы жертва прежних поколений, прежних священнослужителей не оказалась напрасной.