За долгие годы в фондах Радищевского музея сформировалась интересная коллекция произведений графического искусства, посвященная теме сохранившихся и утраченных храмов города Саратова. Она представлена работами нескольких поколений художников XIX – XXI веков. Более тридцати листов оригинальной и печатной графики раскрывают многовековую историю культовой архитектуры города.
Как известно, Саратов был основан в 1590 году и являлся форпостом восточной окраины государства. По сложившейся древней традиции русские православные люди, где бы они ни жили и в каких бы местах ни селились, не мыслили свою жизнь без церковного богослужения и храма. Так более четырехсот лет назад появилась в саратовской крепости первая деревянная церковь – светоч православной веры в диком степном краю. В народной памяти до сих пор живет прекрасная легенда о первых поселенцах города, стрельцах-москвичах, пожелавших иметь на чужбине храм, именованный в честь величайшей древней святыни Руси – Троице-Сергиевой Лавры.
В настоящее время величественный Свято-Троицкий собор, выстроенный в камне на рубеже XVII – XVIII веков, является не только самым древним сохранившимся памятником культового зодчества Саратова, но и своеобразным духовным символом города. Неслучайно его образ является одним из излюбленных в творчестве различных мастеров графического искусства.
К числу ранних музейных работ, посвященных облику главного храма города, принадлежит произведение «Вид на Троицкий собор» (1939) саратовского художника Александра Никитича Чечнева (1907–1995). Не секрет, что в период с февраля 1936 по октябрь 1942 года храм был закрыт для верующих и фактически находился на грани уничтожения. Возможно, такое положение дел побудило художника обратить внимание на красоту старинного церковного здания, заметить его органическую включенность в городской пейзаж.
Свой бесценный вклад в сохранение памяти об облике Свято-Троицкого собора внесла уроженка Санкт-Петербурга, художница Елена Георгиевна Эккерт (Морозова) (1903–1990), связавшая свою жизнь на долгие тридцать пять лет с Саратовом. В серии «Старый собор» (1945) она не только воспроизвела знакомые архитектурные формы, но и создала позитивный, светлый образ, к тому времени уже действующей, церкви.
Это произведение, как, вероятно, и рисунок «Старый собор и угол Краеведческого музея» саратовского мастера Евгения Федоровича Тимофеева (1910–?), были выполнены для неопубликованной книги из серии альбомов «Родные города», посвященной Саратову.
Несомненно, одним из шедевров современного графического искусства является офорт «Троицкий собор» (2010), виртуозно исполненный художником Вячеславом Николаевичем Морковиным (род. 1954). Эта панорамная работа представляет Свято-Троицкий храм как живую саратовскую легенду, связавшую прошлое и настоящее. Мастер заставляет вглядеться в известный архитектурный силуэт и восхититься необычайным величием и красотой собора, возвышающегося над необозримыми просторами Волги.
В начале XX века помимо Свято-Троицкого храма в Саратове насчитывалось более двух десятков церквей: Александро-Невский кафедральный собор, Вознесенско-Горянская церковь, Князе-Владимирская церковь, Духосошественская церковь и многие другие. Однако в годы советской власти большая часть городской культовой архитектуры была уничтожена.
Значительной потерей Саратова по праву можно считать безвозвратно утраченный в 1930-х годах величественный Александро-Невский кафедральный собор, великолепное архитектурное сооружение русского зодчего Василия Петровича Стасова (1769 – 1848). Храм-памятник был заложен в 1815 году по инициативе горожан в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. В народе церковь именовали «Новый собор». Именно так называется миниатюрный офорт художника-графика Алексея Ильича Кравченко (1889 – 1940), исполненный весной 1916 года. В это время художник, будучи на службе в действующей русской армии, прибыл в отпуск в Саратов. Возможно, радость встречи с семьей и родным городом после долгой разлуки послужила импульсом к созданию этого графического произведения. В нем мастер запечатлел уютный уголок сада «Липки» и узнаваемые очертания храмового здания, словно притаившегося за ветвями молодых деревьев.
Тема сохранения памяти о культовом зодчестве Саратова стала отчетливо звучать в 1980-е – начале 1990-х годов – в период постепенного возрождения православия в России. В музейном собрании это время отмечено работами мастера офорта Николая Александровича Белавина (1912 – 1993) и саратовского художника-графика Валентина Григорьевича Евграфова (1930 – 2002). Открыв для себя своеобразие и богатство русской религиозной архитектуры, художники создали ряд обширных графических серий, посвященных церквям и храмам Саратова, уцелевшим в перипетиях истории.
По преданию, предмет зрелого творчества Николая Александровича Белавина определило личное воспоминание о трагической гибели храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 года. Тяжелые жизненные испытания помогли художнику понять свое истинное предназначение – посредством искусства сохранять память о русской церковной архитектуре.
В музейном собрании особый интерес представляют гравюры из уникального графического альбома «Возрожденные храмы Саратовской епархии», выполненные Н.А. Белавиным в 1979 – 1992 годах. Из двадцати четырех произведений семь посвящены ныне действующим храмам города. Монохромные, тщательно проработанные изображения, будто фотографические снимки, фиксируют определенный момент жизни каждого известного архитектурного сооружения.
Глубоким смыслом наполнен графический лист с образом Покровской церкви, выполненный в смешанной технике офорта и акватинты. В сплетении слегка размытых линий и пятен Н.А. Белавину удалось передать идею быстротечности и зыбкости времени. Художник не только документально запечатлел внешний облик полуразрушенного здания, но, прежде всего, смог разглядеть его былую красоту и выразить надежду на преображение в будущем. О чуде возрождения Покровского храма лаконично сообщил в своем дневнике известный церковный деятель XX века Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (1923 – 1993): «18 апреля 1992. Суббота… В 17 часов состоялось освящение Покровской церкви в Саратове. Сказал проповедь о Лазаре, воскрешенном из мертвых, – так и церковь воскресла из мертвых».
Творческие устремления художника Валентина Григорьевича Евграфова отражены в двух десятках монохромных и цветных линогравюр нескольких художественных серий «Саратов» (1986), «Все, что осталось» (1990 – 1991) и «Волжский район» (1996). Каждая работа – результат кропотливого труда и глубоких размышлений мастера. Обращение художника в своем творчестве к теме сохранения религиозного архитектурного наследия – знак особого внимания и уважения к истории самого города. Влюбленный в родной Саратов, В.Г. Евграфов художественно преобразил его в своих произведениях. Он смог не просто увидеть, а, скорее, почувствовать в цвете особую поэтику и очарование городcкой архитектуры. Понимая культурно-историческую значимость каждого сохранившегося объекта культового зодчества, художник приложил колоссальные усилия по защите от уничтожения северных ворот ограды утраченного Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря – обители, основанной в XVII веке. В музейном собрании представлен графический лист с образом чудом уцелевшей арки.
Тему истории саратовских монастырей продолжает самое раннее произведение коллекции – масштабная гравюра «Вид Спасо-Преображенского монастыря» (1818) Ивана Алексеевича Иванова (1779–1848), мастера перспективной живописи, архитектора, академика Императорской Академии художеств. Как известно, Спасо-Преображенский мужской монастырь ныне является самой старейшей действующей обителью Саратова, основанной более трехсот лет назад. Произведение художника – уникальное документальное свидетельство облика существовавшего грандиозного монастырского комплекса. Остался в веках запечатленный в гравюре несохранившийся соборный Спасо-Преображенский храм, выстроенный во втором десятилетии XIX века у подножия Лысой горы по проекту петербургского архитектора Луиджи Руска (1762–1822).
В 2020 году в музей поступил интересный рисунок карандашом «Саратов. Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (2017) современного петербургского художника Александра Олеговича Флоренского (род. 1960). Известно, что произведение было выполнено с натуры в период пребывания мастера в Саратове. Прежде всего, в данной работе привлекает внимание необычное авторское прочтение архитектурного образа и оригинальное исполнение. Однако важным остается то, что этот памятник новейшего времени воплощает собой идею преемственности сложившейся традиции запечатления в художественных произведениях облика саратовской религиозной архитектуры.
В настоящее время общероссийская проблема сохранения культового историко-культурного наследия актуальна и для Саратова. В этой связи велика ценность художественных памятников, отражающих многовековую историю храмового зодчества города. Произведения из собрания Радищевского музея являются убедительным примером необходимости сохранения для потомков памяти об утраченной и сохранившейся церковной архитектуре Саратова. Общенациональное значение этого неоценимого вклада в формирование понимания православного храма как памятника вечности, хранителя духовности и культуры русского народа.