Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Кем были первые прихожане храмов?
Просмотров: 350     Комментариев: 0

В предыдущей статье мы говорили о епископах и о положении женщин в церковной общине. Теперь рассмотрим вопрос о том, из кого же состояла церковная община в самый ранний период христианской истории.

Социальный состав

Апостол Павел не случайно выдвигает довольно строгие требования к кандидатам в священнослужители. Если мы внимательно вчитаемся в слова Первого послания к Тимофею, станет ясно: община избирала священнослужителей из числа собственных членов. Нужно учесть, что численность населения древних римских и греческих городов и сел была несопоставима с современной. Во многих поселениях все или почти все жители знали друг друга. Поэтому когда появлялась необходимость выбрать нового епископа, священника или диакона, принадлежавшие к местной общине верующие вполне могли засвидетельствовать о достоинстве или недостоинстве конкретного кандидата.

При этом все члены общины были равны, и каждый имел свои права и обязанности. Мы уже говорили о том, как апостол обличал гордившихся своим родо­словием (см.: 1 Тим. 1, 5), называл лжесловесниками запрещавших христианам вступать в брак (см.: 1 Тим. 4, 2) и требовал соблюдения иерархической подчиненности от женщин, стремившихся учить в храме наравне с епископами (см.: 1 Тим. 2, 12). Но главной идеей среди всего этого была идея равенства всех верующих перед Богом. Что же касается руководителей общины, на них возлагались бОольшие, нежели на остальных, ответственность и требования.

Социальное происхождение верующих внутри одного прихода было различным — так же, как и сейчас. Хрис­тианами могли быть и высокопоставленные чиновники (например, обращенный на Кипре проконсул Сергий Павел, см.: Деян. 13, 6–12), и состоятельные люди (они не раз упоминаются в текстах как Павловых, так и других посланий), и вдовы, и рабы. И к каждой из этих групп апостол выдвигает определенные моральные требования. Об этом и идет речь в двух заключительных главах Первого послания к Тимофею.

Старцы, юноши, вдовицы

Катакомбы христиан в РимеПрежде всего апостол выделяет старцев и стариц, младших и вдовиц (см.: 1 Тим. 5, 1–3). Старцы и младшие — это просто члены общины разного возраста. Хотя в греческом оригинале послания стоит слово «пресвитерос», речь идет именно о старших по возрасту, а не о священнослужителях, которых также называли пресвитерами, — потому что старцы и старицы здесь упоминаются вместе с «неотерос» — «юноши, младшие».

Апостол Павел призывает своего ученика Тимофея не укорять старцев и стариц, а к молодым, особенно к женщинам и девушкам, относиться со всякою чистотою (1 Тим. 5, 2). Несмотря на свое положение епископа, Тимофей должен был сохранять подобающее ему как младшему по возрасту уважение к старшим. Чистота, отсутствие каких-либо помыслов или соблазнительных действий в отношении женщин и девушек диктуются христианским нравственным идеалом. Если епископ был женат, то должен был хранить верность супруге.

Большое внимание апостол Павел уделяет вдовицам. В древней Церкви вдовы занимали особое положение. Не любая потерявшая мужа женщина считалась вдовицей. Только та, чей возраст был не менее шестидесяти лет, жена одного мужа (интересная параллель с требованиями к епископам — одной жены муж), воспитавшая детей, известная добрыми делами (см.: 1 Тим. 5, 9–10). Также апостол выделяет полностью одиноких вдовиц — тех, кому совершенно не от кого получать помощь и поддержку, кроме церковной общины. Такие вдовицы, по его словам, должны пребывать в молениях и молитвах день и ночь (1 Тим. 5, 5), что означает полное посвящение себя служению Богу и церковной общине. Если община брала вдовицу на попечение, такая женщина уже не могла посвящать себя каким-либо мирским делам, и тем более не могла снова выйти замуж. На этом основано другое требование апостола Павла: Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Хрис­ту, желают вступить в брак (1 Тим. 5, 11). Тем самым он подчеркивает, что оставшаяся вдовой, и тем более в молодости, женщина не должна рассматривать хрис­тианскую общину как временный способ поддержать свое материальное положение или место, где можно найти мужа. По­этому апостол прямо пишет: Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию (1 Тим. 5, 14). Вдовицы же должны были постоянно пребывать при храме (или том месте, которое выполняло функции храма), в их обязанности входило посещение больных, особенно женщин-христианок. Интересно и то, что институт вдовиц как отдельной группы внутри церковной общины существовал вплоть до VII–VIII веков. Можно сказать, что служение вдовиц получило свое продолжение в более позднее время. В России похожее служение несли, начиная с XVIII века, насельницы женских монастырей и члены женских сестричеств. Сюда же можно отнести деятельность современных сестер милосердия при больницах.

Рабы и богачи

Сейчас нередко можно встретить укор в адрес апостола Павла, касающийся того, что он не требовал от богатых христиан освобождения рабов. Рабы были у многих более-менее состоятельных людей. Важно понимать, что положение раба в римском обществе (а именно в таком обществе жил апостол Павел и современные ему христиане) отличалось от более позднего рабства (например, в Северной Америке). Конечно, если у кого-то было много рабов, отношение к ним могло быть довольно жестоким. Если же рабов было всего несколько, то доводить их до физического истощения и даже смерти тяжелой работой и наказаниями не имело никакого смысла. Ведь если человек умрет, то найти ему замену — довольно сложное дело. А рабы-врачи и рабы-учителя и вовсе находились на особом положении.

Однако все это не оправдывает того, что один человек лишает свободы другого. Почему же апостол не требовал немедленного освобождения рабов? Для него все основывалось на вере во Христа, на ней же должны были строиться и отношения между людьми. Если богатый человек становился христианином, то было естественно, что и к рабам он будет относиться теперь как христ­ианин, то есть как к братьям по вере, что исключает всякую жестокость. Того же апостол ожидает и со стороны рабов: Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья (1 Тим. 6, 2).

Автор послания подчеркивает, что богатые не должны гордиться своим положением (здесь можно увидеть намек на то, что среди иудеев богатство считалось благословением Божиим, а бедность, напротив, могли считать наказанием): Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго <…>, чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны (1 Тим. 6, 17–18).

Христианская община, по апостолу, должна строиться на взаимной любви и по подобию семьи, поэтому не случайно в послании несколько раз звучат слова о братьях и сестрах во Христе. Вполне логично, что в этой большой семье старшие заботятся о младших, здоровые и обеспеченные помогают немощным и одиноким и никто не старается наживаться на доброте ближнего. Также естественно, что люди более высокого социального положения не притесняют подчиненных и тех, кто на социальной лестнице находится ниже их. Только в такой общине можно было объединить самых разных людей. Ведь центром этого единства был Христос.

Газета «Православная вера», № 10 (702), май 2022 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.