Никто из жителей Константинополя, переживших ту ночь, до конца дней своих, наверное, не мог ее забыть. Представим себе: город осажден врагами — дикими, злобными, не знающими пощады. Их цель ясна как день: все разграбить, половину жителей вырезать, половину — угнать в рабство. Каждая молодая женщина и девушка прекрасно понимает, что может ждать ее — и столь же хорошо это понимают ее близкие. Какой же ужас, какая боль… и какая надежда привела жителей византийской столицы во Влахернский храм! В нем негде упасть яблоку, люди отчаянно молятся, каются и плачут всю ночь. С ними и император Лев Мудрый, и Патриарх Евсевий…
Вот уж истинно: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия (Пс. 145, 3). Бессильны человеческие сыны, еще вчера мнившие себя могущественными и непобедимыми.
Вся надежда только на Бога. И еще — на Ту, Которую Он избрал для Своего воплощения; Ту, Которая стояла у Креста, видела Его смерть, знала, что Он умирает за всех людей, и училась от Него этой любви; Ту, Которая первой из всех людей вошла в Царство Небесное целостным человеком, в преображенной плоти, чтобы молиться там, у Престола небесного, за каждого из нас…
И вот, в полутемном, битком набитом храме раздается радостный возглас юродивого Андрея.
Его знал весь Константинополь. Он бегал по городу в лохмотьях, вел себя странно, выпрашивал милостыню — и тут же отдавал полученное кому-то другому. По происхождению своему этот Андрей был славянин и раб — после успешного похода на варваров-славян его, тогда еще мальчика, в числе других купил для своего дома богатый византиец по имени Феогност. Со временем Андрей занял в доме Феогноста выгодное и даже почетное положение, а потом и вовсе получил свободу. Казалось бы, живи да радуйся… Но Андрей делает другой выбор — юродство, крайнюю, исключительную меру христианского подвижничества.
Древние жития рассказывают о чудесных видениях и откровениях, дарованных этому святому. Что же касается жителей византийской столицы, они относились к нему по-разному, как и ко всем юродивым в церковной истории. Кто-то со злобой и презрением гнал, а кто-то, как Епифаний, юноша из знатной семьи, приходил и просил взять в ученики.
Вот эти двое — Андрей и Епифаний — и увидели в ту страшную ночь во Влахернском храме Пресвятую Деву с сонмом святых и ангелов. Они и свидетельствовали: Пречистая Дева сняла со Своей главы покров и простерла его над собравшимся в храме народом. Наутро врагов и след простыл.
Она выручала Константинов град не впервые. Знаете ли вы, с каким событием связан всем известный кондак «Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых…»? В 626 году Константинополю угрожали объединенные силы славян, аваров и персов-сасанидов. Патриарх Сергий обошел город с иконой Богоматери — и христианская столица была спасена. Тогда и сложили благодарственную песнь, которую мы поем по сей день.
А позже, в 866 году, в патриаршество святого Фотия, город осадило войско Аскольда и Дира, скандинавских князей, правивших тогда на Руси. После долгого и многослезного богослужения Патриарх Фотий вместе с императором Михаилом вынесли из Влахернского храма хранившуюся там ризу Божией Матери и опустили ее в воды Босфора. Поднялась буря и потопила корабли русов. По данным средневековых византийских хронистов, именно после этого неудачного для варяжской Руси похода на греков русы попросили у Патриарха Фотия первого для себя христианского миссионера. Поражение смиряет и вразумляет… Крещение Руси исподволь начиналось задолго до князя Владимира.
Праздник Покрова живет на Руси с XII века, со времен святого владимирского князя Андрея Боголюбского, который весьма почитал своего небесного покровителя — того самого Андрея, Христа ради юродивого — и построил церковь Покрова-на-Нерли. Этот дивный храм был, скорее всего, первым, а после него — сколько Покровских храмов было построено на нашей земле? Нет епархии, да, наверное, и города большого нет такого, чтоб не было в нем Покровской церкви, старинной или совсем новой…
Почему же праздник Покрова, который, кстати, не во всех православных народах почитается, так прижился в России? Может быть, потому, что нам издревле присуще особое отношение ко Пресвятой Богородице… Или потому, что Она любит Русь. Сколько Своих чудотворных икон явила Она здесь, и во всех войнах эти образы были щитами России. И не было в нашей истории такой грозы, такой беды, в которой мы, русские, не молились бы Ей — и не почувствовали бы Ее помощи. Конечно, эта помощь не всегда так очевидна, как тогда, в 910 году в Константинополе, но она всегда есть — надежда на Пречистую не постыжается. «Честнейшая херувим» утешает в горе, просвещает помраченные и отчаявшиеся души, показывая свет Царства Божия, укрепляя в человеке надежду на блаженную вечность со Христом.
Она с нами во всем и всегда. А мы?.. Мы должны быть благодарны за это счастье — и благодарны действенно; мы призваны ответить на Ее к нам благоволение. Вот как пишет об этом святитель Николай Сербский:
«И если Она радует нас Своей защитой, Своими явлениями, и прежде, и теперь, и всегда — должны и мы, братья, Ее радовать. Мы воистину можем принести радость Пресвятой Богородице. Вы спрашиваете, как? Если мы веруем в Сына Божия и Сына Девы Марии, мы радуем Богородицу. Если мы любим Его так, как Она любит нас, мы радуем Богородицу. Если мы соблюдаем заповеди Христовы, этим мы радуем Ту, Которая родила Господа Христа.
Если мы каемся в своих грехах, Она радуется с ангелами и всеми небесными силами Божиими. <…> Но если мы грешим и не каемся, мы оскорбляем Пречистую Матерь Божию и оскорбляем светлых Божиих ангелов и все праведные небеса. Что нам пользы от празднования? Что нам пользы от молитвенных собраний и духовного пения? Господь смотрит не на уста, а на сердце».
А вот — святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический:
«Что же должна производить в нас сия драгоценная уверенность в покровительстве нам Матери Божией? Беспечность в деле нашего спасения? Бесстрашие в преступлении закона Божия? Откладывание со дня на день покаяния? Нет, братие, это значило бы злоупотреблять милосердием небесным и оскорблять в лицо нашу Святейшую Покровительницу. Чистейшая из Дев не может покровительствовать грехам; Она покровительствует токмо грешникам, и притом кающимся. Кто хочет постоянно быть под Ее благодатным Покровом, тот должен постоянно удаляться от всякого греха, ибо всякий грех расторгает союз с Нею. Она молится о тебе горЕ, а ты молись о себе долу; Она покрывает тебя заслугами Сына Своего, а ты облекайся в них верою и любовью».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей в праздник Покрова Пресвятой Богородицы обратился к недавней российской истории, говорил о том, как, по предстательству Царицы Небесной, вышел наш народ «из жесточайшего безбожного плена, когда стоял вопрос о самом существовании веры православной на нашей земле, о физическом существовании храмов и монастырей. Можно себе представить, как надрывалось сердце наших предшественников — отцов, дедов, прадедов, которые были свидетелями разрушения православия на нашей земле… <…> И вот мы, в условиях достаточного благополучия и полной свободы исповедовать свою веру, с благоговением и огромной благодарностью Царице Небесной прославляем сегодня Ее заступничество за землю нашу и весь род человеческий».
В России Покров — это праздник тихой осени, когда сквозят золотом листья кленов, чернеет в поле вспаханная зябь, перекликаются в небе журавли… И звонят по всей Руси колокола, и входит в человеческую душу такой долгожданный, такой желанный мир…
Но увы, сегодня нет мира на нашей с вами общей славянской православной земле. Нет и, возможно, долго еще не будет. Слезы и кровь льются по обе стороны линии фронта… Но это Ее слезы тоже, ибо ни одного человека нет на земле, Ей, Пречистой, безразличного. Будем об этом помнить, начнем учиться у Нее.
Газета «Православная вера», № 19 (711), октябрь 2022 г.