Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Как правильно приступать к Святым Христовым Таинам?
Просмотров: 3411     Комментариев: 0

В настоящее время в жизни Русской Православной Церкви происходит много изменений. Растет ее общественное значение, возрастает интерес к Православию у наших соотечественников, насильно оторванных от веры в советские годы. Некогда разрушенные храмы восстанавливаются, строятся новые — и все они заполнены людьми, стремящимися изменить свою жизнь, обрести Истину, научиться любить Бога и доверять Ему. Но при этом в Церкви возникают новые вопросы, касающиеся самого устроения церковной жизни, ее правильного хода. Один из них — пожалуй, самый насущный: как правильно приступать к Святым Христовым Таинам?

Именно этой актуальной теме был посвящен круглый стол "Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса", который состоялся в московском Свято-Даниловом монастыре в конце ушедшего 2006 года. Работу заседания возглавил епископ Егорьевский Марк (Головков), в обсуждении приняли участие известные московские пастыри: игумен Петр (Мещеринов), протоиереи Владислав Свешников, Димитрий Смирнов, Всеволод Чаплин, Владимир Воробьев, Алексий Уминский, Николай Балашов, Александр Марченков, Валериан Кречетов. Мы предлагаем вниманию наших читателей обзор мнений участников дискуссии.

Не оскорбить святость Таинства и не отвратить человека от спасения

Актуальность темы не вызвала у присутствующих никакого сомнения. Об этом свидетельствовало и приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам. В нем говорится: "Вопрос, вынесенный в название дискуссии, несоизмеримо более важен, чем любой другой вопрос бытия Церкви. Именно Евхаристией как мистическим общением со Христом Спасителем Церковь созидается с момента Тайной Вечери и до конца времен. Именно в этом Таинстве Церкви закладывается основание нового человека, нового единства во Христе, "народа святого"".

Содержание послания подтверждает то, насколько велико для Предстоятеля Церкви значение вопросов литургического возрождения, формирования здравого подхода к подготовке ко Причащению: "На приходских священниках, на настоятелях храмов и духовниках лежит огромная ответственность: с одной стороны — не оскорбить святость Таинства, с другой — излишним и неоправданным ригоризмом не отвратить человека от церковного общения, от евхаристической жизни, от соучастия в Божеском естестве, от самого спасения".

То, что Причащение является основой жизни христианина в Церкви — очевидная истина. Но в настоящее время на разных приходах выдвигаются разные требования к мирянину, приступающему к этому величайшему Таинству. Вопрос о Евхаристии, которая является центром жизни Церкви, как отметил епископ Егорьевский Марк, "решается каждым духовником по-своему, в зависимости от его личных представлений", порой весьма экстравагантных.

Игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи, конкретизировал проблемы, возникающие из-за этого в церковной жизни. Сегодня многие священники призывают причащаться как можно чаще. Но если причащаться еженедельно и при этом соблюдать недельный или трехдневный пост, то человек обречен на постоянное пощение, а для многих это непосильно и неправильно. По мнению отца Петра, человек из-за неукоснительного соблюдения всех внешних правил подготовки к Причастию "чрезвычайно устает", что переходит и на отношение к Евхаристии. У верующего не только пропадает желание часто причащаться, но и вся духовная и церковная жизнь его становится теплохладной. Не находя в Церкви ответов на свои вопросы, сталкиваясь с отсутствием реального духовного руководства в своем стремлении жить по Евангелию при чрезмерном внимании духовника к внешней аскетике, люди разочаровываются в церковной жизни, где когда-то они нашли смысл и полноту. Кроме того, из-за подобного формализма при подготовке ко Причащению и исповедь начинает восприниматься как своего рода "покупка билета", пропуск ко Причастию.

В результате подобной подготовки, по мысли отца Петра, у большинства православных складывается неевангельское представление о Евхаристии. Причастие становится тем, что нужно "заслужить" внешними подвигами, особой подготовкой; и "воспринимается оно как выходящая из ряда повседневного существования некая награда, поощрение, результат каких-то наших, почти "спортивных", достижений, как нечто в ряду аскетического и дисциплинарного,— но не как сама жизнь, к которой мы призваны. От этого искажается взгляд на Церковь; люди осмысливают ее не как евхаристическое реальное присутствие Неба на земле, но как-нибудь по-другому, в соответствии со своими, вполне земными, вкусами и пристрастиями: как традиционно-державную, дисциплинарную, национальную и прочее".

О том, как решаются эти острые проблемы в различных московских приходах, и рассказывали их настоятели, подробно останавливаясь на вопросах частоты Причащения, соблюдения поста перед приступлением к Таинству, исповеди перед ним, выражая тем самым свое мнение по теме обсуждения круглого стола.

Возрождение евхаристической общины

По мнению протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского университета, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, решить все эти вопросы пока, без принятого соборного решения, можно только внутри церковной или евхаристической общины, которая может и не быть приходом в традиционном понимании.

Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава, духовный руководитель, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. Если удается такую общину создать, то для нее часто не годятся те подходы и нормы, которые сложились исторически в реалиях совершенно другой жизни. Например, правило долгого говения, вычитывания длинных последований ко Причащению, обязательной подробной исповеди перед ним и т. д. возникло в позднее время, когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни, и Церковь ориентировалась на существующую действительность — на значительное охлаждение к Евхаристии. Тогда надо было принять какие-то "охранительные" меры, для того чтобы не получалось, что Святые Таины — Тело и Кровь Христовы — подавались людям, не живущим настоящей церковной жизнью.

Для церковных людей естественно причащаться как можно чаще. И если человек старается жить в соответствии с евангельскими заповедями, соблюдает посты, имеет искреннее желание причаститься, то, по мнению отца Владимира, перед ним нет препятствий приступить к Чаше. Но Россия очень велика, храмов и приходов в ней мало даже и сегодня, духовенства не хватает. И допускать к Чаше всех, без всякого контроля, было бы гибельно. "Должно обязательно сохранить благословение на Причастие. И наш народ знает, что без благословения причащаться нельзя". По мысли ректора богословского университета, "священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к Причастию, а кого нет. К такой практике мы должны вернуться".

Причастие — самое главное событие в жизни человека

В ранние века христианства люди причащались ежедневно при соблюдении главного требования — жизни по Евангелию, примирения с ближними. "Литургический пост" сводился к причащению натощак. В России в Синодальный период верующие прибегали к спасительному Таинству несколько раз в год: по праздникам и во время постов, поэтому перед Причащением говели подолгу. В XIX веке известные подвижники — святые Феофан Затворник, Тихон Задонский, в начале XX столетия праведный Иоанн Кронштадтский — советовали причащаться как можно чаще.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, считает, что вопрос о частоте Причащения заключается в том, насколько часто человек осознает необходимость своего соединения со Христом, необходимость своего участия в литургической жизни. Невозможно Причастие вменить в обязанность. Многое, по мысли отца Алексия, зависит от священника, от того, как он объясняет пастве, что Евхаристия — это центр духовной жизни. Очень важно, чтобы каждый член церковной общины жаждал Причастия Христу. Это жажда возникает через просвещение и в первую очередь — через исповедь.

Единственное препятствие для Причащения — длящееся состояние смертного греха. Это слова из выступления протоиерея Валентина Асмуса, настоятеля Покровской церкви в Красном Селе. "Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Недопустимо причащаться формально, по внешним причинам: потому что Шмеман велит причащаться каждое воскресенье, или потому что мама попросила, или потому что все идут... Причастие — дело личное, самое главное событие в жизни человека".

Отец Валентин также считает, что священник должен напоминать прихожанам о важности Причащения, но не должен требовать полного единообразия в частоте принятия Святых Христовых Таин. И нормы поста для каждого определяются индивидуально: "Если человек причащается раз в год, почему бы ему не поговеть неделю, как это было раньше? Но если причащаются каждую неделю, поститься, наверное, можно не более 3 дней". По мнению отца Валентина, нельзя требовать строгого поста от больных, детей, беременных и кормящих матерей. "Нельзя его требовать и от не имеющих привычки к посту или от находящихся в стесненных жизненных условиях: живущих в неверующих семьях, находящихся в армии, в больнице, в тюрьме. Во всех этих случаях пост или смягчается (и здесь есть возможность многостепенной градации), или совсем отменяется. Вряд ли целесообразно требовать воздержания от пищи и пития от младенцев до 7-летнето возраста: момент мистической встречи со Христом, которую не может не ощущать детская душа, не должен омрачаться для ребенка голодом не только тягостным, но и совершенно непонятным. Бывает, что человеку необходимо срочно принять лекарство. Это тоже никак не должно быть препятствием к Причащению".

Говорил отец Валентин и о посещении богослужения накануне Причащения. Это нужно, это необходимо "поощрять и приветствовать", но вряд ли кто-то будет требовать этого от старушки, которая несколько раз в году собирается с силами, чтобы пойти в церковь и причаститься. Это трудно также и рабочему, трудящемуся в вечерние смены, и матери маленьких детей.

О мере поста говорил и отец Алексий Уминский, призывая не нагружать людей чрезмерным внешним постом: "Это ничего не дает для благочестия, не делает человека более ответственным. Лучше телевизор не смотреть, чем не есть мясо, скажем". Он отметил, что сейчас в Церкви существует много необоснованных препятствий к Причащению, и советовал пастырям обратить внимание на более тщательную подготовку к Таинствам Крещения и Венчания.

Исповедь очень разных людей

На обсуждении особое внимание было уделено исповеди, без которой в современной церковной жизни невозможно приступить к причастию Святых Христовых Таин. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, начав свое выступление на эту тему, призвал не забывать об огромной разнице, которая существует между людьми, приходящими в храм: "Сегодня в храмы приходят очень разные люди. Есть постоянные прихожане, которые причащаются более или менее часто, читают богословскую литературу, знают богослужение, могут что-то посоветовать друг другу, участвуют в жизни прихода… Есть так называемые "захожане" — люди, которые пришли поставить свечку, пришли на крестины, отпевание или венчание родственников или знакомых, а заодно вдруг решили поисповедоваться и причаститься. Таких людей достаточно много, и к ним тоже нужен внимательный и серьезный подход. В конце концов, приходят люди совершенно новые — в результате какой-то личной трагедии или спонтанного порыва, движимые мгновенным желанием покаяться в каком-либо грехе, а подчас просто случайно мимо шедшие и зашедшие в храм". Отец Всеволод считает, что практика исповеди и причастия в отношении этих разных категорий верующих должна различаться. Нельзя, чтобы исповедь превращалась в формальное действо. При этом отец Всеволод отметил существующую на этом пути опасность — отмирание исповеди. Он привел в пример современную практику Католической Церкви: типичным массовым явлением у католиков исповедь является только в детстве и перед смертью.

Избежать такого формализма можно только с помощью просвещения: "Важно помочь людям понять, что ненормально приходить каждую субботу или воскресенье со списком одних и тех же грехов. Нужно больше говорить об исповеди не только как о составлении списка грехов, но как об области христианской жизни, которая требует особого духовного настроя. И то же самое касается подготовки к Причастию. Чистота сердца, испрашивание прощения у ближних, осознание и готовность исправить свои грехи, а не просто перечислить их со всеми подробностями — это, по-моему, должно присутствовать в нашей миссионерской и катехизической деятельности, касающейся исповеди и Причастия. Наверное, стоит чаще и яснее говорить о том, что Господь сподобляет нас причаститься не из-за подробности нашей исповеди, а по милости Своей. И одновременно говорить о том, что можно причаститься в суд и в осуждение: потребительское отношение к Причастию, превращение его в рутину — это тоже большая опасность, которую стоит избегать и о которой стоит говорить".

Чтобы встреча со Христом состоялась

О практике исповеди на своем приходе рассказал и протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Московского Патриархата, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской.

Продолжая мысль отца Владимира Воробьева о благословении на Причастие, отец Димитрий отметил: "Перед Рождеством и перед Пасхой мы говорим всем заранее, что нужно исповедоваться в течение недели-полутора, и потом, если никого не убил, можно причащаться без исповеди".

На большом приходе каждое воскресенье появляется много новых людей: по наблюдению отца Димитрия — около 15% от всех пришедших на исповедь. "Как-то их отделить в отдельный придел или поднять на второй этаж двухэтажного храма пока не представляется возможным. Тем не менее, надо постараться этому человеку, вновь пришедшему, дать максимум. И даже если он пришел поздно, если он никогда не постился и не знает, что это такое, если он действительно пришел с раскаянием, а таких много — по-своему подготовившихся к исповеди, я считаю, что такого человека причастить не только можно, но и нужно. Но при этом снабдив сведениями о том, как надо готовиться впредь. Я всегда спрашиваю: "Есть ли у тебя молитвослов? Читал ли ты Евангелие? Есть ли оно у тебя?". Даем человеку правило читать Евангелие с этого дня каждый день, рассказываем о посте. Но в первый раз причащаем все равно. Как дитя".

Настоятель храма святителя Митрофана Воронежского отметил, что самый распространенный сегодня грех — так называемый "гражданский брак" (или "у меня есть любимый человек"). Как поступать с людьми в этом случае: допускать к Причастию или нет? "Я обычно говорю, что любить друг друга — это очень хорошо, но ваши отношения — это не просто любовь, это уже — супружеские отношения, поэтому решайте с любимым человеком, будете ли вы созидать семью, и если будете, давайте это делать скорее, а я готов обвенчать бесплатно. Если же человек любит кого-то, но не настолько, чтобы создавать семью, я ему говорю, что в церковь, по идее, в таком случае дальше притвора входить нельзя, потому что это противоречит заповедям Божиим. И вот если так поговоришь, по-доброму, объяснишь, очень многие потом женятся...".

Практика исповеди перед каждым Причащением оправдывает себя — так считает протоиерей Валентин Асмус. Но это требует, при частом причащении прихожан, большого напряжения сил от священников. "К сожалению, в некоторых случаях это оборачивается тем, что священник, для облегчения своей жизни, препятствует частому причащению своих прихожан, ограничивая его периодами постов, препятствуя причащаться на Пасху, в другие праздники,— отметил отец Валентин.— Хотя 66-е правило VI Вселенского собора предписывает причащаться каждый день Светлой Седмицы (о посте, естественно, в этом случае не может быть речи)".

Отец Валентин придерживается того же мнения, что и отец Димитрий Смирнов: перед Пасхой и Рождеством постоянных прихожан можно исповедовать за несколько дней до праздника, чтобы уделить все возможное внимание в оставшееся время множеству нецерковных людей, пришедших в храм впервые. "Исповедавшийся и причастившийся в Страстной Четверг может причаститься и на Пасху. Вообще говоря, причащение на Пасху — отрадное достижение нашей церковной жизни последних десятилетий. Но, к сожалению, оно — не всеобщее. Некоторые настоятели вообще не причащают народ на Пасху (вероятно, чтобы не перетрудиться), а другие согласны причащать только тех, кто исправно постился всю Святую Четыредесятницу. В таком случае чтение Пасхального слова святителя Иоанна Златоуста, где к причащению призываются постившиеся и непостившиеся, превращается в пустую и лицемерную формальность. Пасха — день, когда многие наши современники приходят в церковь первый раз. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы встреча этих людей со Христом состоялась".

* * *

На круглом столе в Свято-Даниловом монастыре обсуждали и еще многие частные вопросы, связанные с подготовкой к Причастию. Итог этого пастырского семинара был таков: разработать проект "Памятки христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения Животворящего Тела и Крови Христа Владыки". Весьма вероятно, что в скором времени прихожане храмов Русской Православной Церкви смогут ознакомиться с ней. Это будет начальным этапом в решении существующей проблемы.

Обзор подготовлен по материалам сайтов
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи,
официального портала Московской Патриархии "Патриархия.ру",
агентства религиозной информации "Благовест-инфо",
информационного портала "Православие и Мир".