Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

К 10-летию образования Тираспольско-Дубоссарской епархии
Просмотров: 6252     Комментариев: 0

Тираспольско-Дубоссарская епархия существует недавно. Однако земля, на которой она расположена - Приднестровье, имеет глубокие христианские корни и богатые православные традиции.

В период cредневековья территория края входила в православную Киевскую Русь, а потом в Галицко-Волынское княжество. Часть нынешнего Приднестровья находилась долгое время под властью татар и турок, была под влиянием католической Речи Посполитой. Но, несмотря на мусульманское влияние, католическую экспансию, пропаганду колонистов-протестантов, в регионе всегда теплилась православная жизнь.

Особенно плодотворно развивалось Православие во второй половине XVIII-XIX вв. Это связано с возникновением первых православных церквей на территории левобережья Днестра. Известно, что в 1750-1760 годах митрополит "Проевлавия, Томаровский, Хотинский, Побережья Дунайского и целой Украины Ханской" Даниил дал свое благословение и разрешительные грамоты священникам на приходы сс. Маловатое, Дороцкое, Погребы, Магалы и др. Так, постепенно, закладывались основы православного храмового строительства в нашем крае.

Самые ранние известные церкви: Успения Пресвятой Богородицы (1761, с. Маловатое), Михайловская (1768, с. Дороцкое), Михаила Архангела (1770, с. Магалы), которые, к сожалению, не сохранились.

В 70-х годах XVIII в. в край приезжает протоиерей Иван Палюхович, с именем которого связана еще одна страница дальнейшего возрождения Православия в крае. Его стараниями возводится Свято-Троицкая церковь (1779), которая до сегодняшнего дня является украшением старинного приднестровского села Рашков (1402). В условиях католического влияния, гонения православных со стороны ксендзов и польских панов он начинает проповедь истинной православной веры.

В 80-х годах XVIII в. продолжается возведение церквей на левом берегу Днестра. Храмы украшают г. Дубоссары (соборная Успенская церковь, 1780), селения Коржево, Спея, Гояны, Лунга, Терновка и т.д.

После окончания русско-турецкой войны 1787-1791 годов и заключения Ясского мира край переходит под покровительство православной России. С этого времени строительство православных храмов активизировалось. Возводятся церкви: Михайловская (1791, с. Парканы), Михайловская (1792, Слободзея), Николаевская (1792, с. Глиное) и др. Сюда стекаются православные переселенцы, создаются гарнизоны русских войск с присутствием войсковых священников.

С православным Приднестровьем тесно связаны имена таких церковных деятелей как архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебренников), митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бонулеску-Бодони), переводчик, гравер и печатник протоиерей Михаил Стрельбицкий.

Благодаря стараниям архиепископа Амвросия было заложено, и после окончания строительства освящено, много церквей. В 1792 году он назначается членом Святейшего Синода. Владыка был духовным наставником светлейшего князя Григория Потемкина и исповедовал его перед смертью.
Митчрополит Гавриил (Бонулеску-Бодони) принадлежал к числу замечательных иерархов Русской Православной Церкви конца XVII - начала XIX вв. Он получил образование в Киевской духовной академии. Свой путь владыка начал в качестве воспитателя юношества в славянской семинарии Полтавы.
Впоследствии владыка занимал высокие церковные посты и в разное время был епископом Бендерским и Белгородским (Аккерманским), епископом Екатеринославским, Киевским митрополитом, экзархом Молдо-Влахийским, а в конце своей жизни - митрополитом Кишиневским и Хотинским - первым архипастырем Бессарабии, после ее присоединения к Российской империи.

О жизни митрополита Гавриила мы узнаем из книги "Гавриил (Бонулеску-Бодони), экзарх Молдо-Влахийский и митрополит Кишиневский", автором которой являлся преподаватель Кишиневской семинарии Арсений Стадницкий, впоследствии митрополит Новгородский. Также информацию о молдавском митрополите мы находим и в "Русском архиве" за 1898 год, и в "Кишиневских епархиальных ведомостях" за 1899 год.

В декабре 1791 года архиепископ Амвросий совершил хиротонию в епископа архимандрита Гавриила в г. Яссы.
Впоследствии этот церковный иерарх становится Молдо-Влахийским экзархом. Митрополит Гавриил терпел различные притеснения от Константинопольского патриарха, Молдавского господаря и турецких властей. Он даже был вывезен и четыре месяца содержался в плену в османском Константинополе.

После Константинопольского пленения, из которого он вышел благодаря жесткой позиции российских дипломатических представителей, в мае 1793 года принял управление епархией Екатеринославской и Херсонеса Таврического. В 1799 году Гавриил становится митрополитом Киевским, а уже в 1801 году за большие заслуги митрополит Гавриил получает звание члена Святейшего Синода и становится кавалером ордена Андрея Первозванного. Но в августе 1803 года он отказывается от управления Киевской митрополией, переезжает в Одессу, а потом в г. Дубоссары, где и проводит несколько лет.
В 1806 году начинается новая русско-турецкая война. Русские войска занимают Молдавию. В 1808 году Молдавия, зависимая в церковном отношении от Константинопольского патриарха, была подчи нена русскому Святейшему Синоду. Митрополит Гавриил высочайшим Указом назначается экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. Резиденцией экзарха стали Яссы. Но по заключении Бухарестского мира в 1812 году экзарх Гавриил покидает Молдавию и со своим штатом переезжает в Бессарабию.

Владыка Гавриил энергично берется за устройство новой епархии в пределах присоединенной области. В Бессарабии в то время существовало 749 церквей. К ним присоединились около 100 церквей Екатеринославской епархии.

Направленный в 1812 году в Санкт-Петербург проект учреждения новой епархии был утвержден Александром I в августе 1813 года. Новая епархия получила название Кишиневской и Хотинской. Митрополит Гавриил был назначен первым архипастырем новоучрежденной епархии. В 1814 году в здании Архиерейского дома - митрополии была устроена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

За благие труды в создании и развитии новой митрополии Преосвященнейший Гавриил государем был отмечен Панагией с драгоценными камнями.

Между разными сторонами деятельности митрополита Гавриила следует отметить и православное просвещение. В первую очередь это работа Кишиневской семинарии, открытой в 1813 году. Она была единственным в то время учебным заведением для целого новоприсоединенного к Российской империи края. В 1816 году при семинарии открывается пансион для воспитания детей дворян. Это учебное заведение просуществовало до 1834 года и заменяло собой областную гимназию. В том же 1816 году была открыта и епархиальная типография. При непосредственном участии митрополита Гавриила был создан успенский монастырь в Одессе, который открылся уже после смерти Владыки. Кстати, надо отметить, что за время его управления в Бессарабии было открыто около 200 церквей.

В 1818 году император Александр I впервые посетил Бессарабский край, где и встречался с митрополитом Гавриилом, высоко оценив его труды. Скончался Преосвященнейший Гавриил в марте 1821 года и был погребен в Каприановском Успенском монастыре.
После всего сказанного, понятным становится, что личность митрополита Гавриила в высшей степени замечательна и памятна для Бессарабии и всей Молдавии по своей многотрудной и плодотворной деятельности.

Следующий православный просветитель - протоиерей Михаил Стрельбицкий - издатель, художник-гравер, публицист и переводчик. Этот человек посвятил сорок лет печатанию и распространению книг, в том числе и в Молдавии. По мнению ученых, деятельность М. Стрельбицкого составляет целую эпоху в области молдавского книгопечатного дела.

Впервые имя Михаила Стрельбицкого как гравера и переплетчика встречается в книге Х. Маипоедеса "Апостольская сеть", изданной в 1756 году в Яссах на греческом языке. В качестве автора предисловия и графика мы находим имя М. Стрельбицкого в изданном "Катехизисе" за 1777 год.
В 1778 году протоиерей Михаил арендует митрополичью типографию и начинает активную издательскую деятельность, а уже в 1785 году он организовывает собственную типографию. В отличие от митрополичьей, где он издавал церковные книги, в своей отец Михаил выпускал литературу и гражданского содержания. В 1792 году императрица Екатерина II за заслуги жалует протопопу Михаилу Стрельбицкому землю в Дубоссарах и разрешает ему завести там типографию.

В Дубоссарах Михаил Стрельбицкий продолжил выпуск книг. В 1792 году он печатает измененный букварь 1755 года. В 1794 году в типографии отца Михаила увидел свет новый славянский "Букварь, или Начальное обучение, хотящим учиться книг письмены славянскими...", а также "Часослов".
С 1796 года Михаил Стрельбицкий продолжает свою издательскую деятельность в Могилеве. Там выходит последний датированный М. Стрельбицким "Букварь", изданный в 1800 году.

В том же году (1800) посетив Нямецкую Лавру, протоиерей Михаил передал этому старейшему монастырю часть своей Дубоссарской типографии, а также обучил некоторых иноков типографскому делу. Именно в этой монастырской типографии было издано на молдавском языке "Описание Молдавии" Дмитрия Кантемира.

Михаил Стрельбицкий трудился на издательской ниве примерно до 1805 года. Умер предположительно в 1807 году. После его смерти еще несколько десятилетий встречались гравюры и виньетки М. Стрельбицкого в нямецких изданиях.

Продолжается церковное строительство и в уездном Тирасполе. В 1798 году в нем открывается единоверческая Покровская церковь, украшением города стал Николаевский собор (ок. 1804).

В XIX веке Православие полностью укрепляется в Приднестровье как доминирующее вероисповедание. К началу ХХ века количество приходов в крае достигло 117.

После революции 1917 года Православная Церковь подверглась гонениям и уничтожению. В 20-х годах в регионе разрушается, взрывается и закрывается свыше 80 церквей.

В 1921 году образуется Тираспольское викариатство Херсоно-Одесской епархии, во главе с епископом Алексием (Баженовым).
В IX томе многотомного юбилейного издания "История Русской Церкви", посвященном русскому Православию в новейший период (1917-1997 гг.), в перечне епархий Русской Православной Церкви упоминается Тираспольская кафедра, образованная 26 июня 1921 года, как викарная кафедра Херсоно-Одесской епархии и существовавшая с 1921 по 1949 годы.

В 1921 году титул "Тираспольский епископ" носил владыка Алексий (Баженов). Он даже временно управлял Одесской епархией.
Владыка Алексий родился 21 мая 1872 года в Севастополе. Окончив в 1894 году Таврическую духовную семинарию, он нес послушание в Покровской церкви г. Керчи в качестве учителя церковноприходской школы и псаломщика. Впоследствии владыка был надзирателем в Таврической духовной семинарии. В 1898 году он поступил в Московскую духовную академию, а затем перевелся в Санкт-Петербургскую, по окончании которой в 1902 году был рукоположен в иеромонахи. Получив степень кандидата богословия, Алексий преподавал литургику, гомилетику и церковную историю в Псковской духовной семинарии. Еще 11 марта 1900 года, во время обучения в академии, он принял монашеский постриг. Последовательно назначался на различные послушания в Рязанское духовное училище, Благовещенскую духовную семинарию, Бахмутское духовное училище. 22 июля 1911 года владыка был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Черниговской духовной семинарии.

В 1913 году Алексия призвали к архиерейскому служению. 8 декабря состоялась его хиротония во епископа Николаевского, третьего викария Херсонской епархии. Впоследствии он был переведен на первую викарную кафедру Херсонской епархии - Елизаветградскую, а в 1921 году назначен епископом Тираспольским. До 26 июня того же года Алексий параллельно управлял Одесской епархией, но за сотрудничество с обновленцами был отстранен от этой должности.

В начале 1922 года епископ Алексий окончательно перешел в обновленческий раскол, после чего Высшее церковное управление обновленцев возвело его в сан архиепископа и направило в Одессу. В связи с этим он был уволен с Тираспольской кафедры священноначалием Русской Православной Церкви.

Продолжая свою карьеру в обновленческом расколе, Алексий вскоре стал митрополитом Казанским, а в 1933 году - митрополитом Симферопольским. На II Обновленческом съезде, которому раскольники дали наименование "Всероссийский поместный священный собор", он подписал постановление о лишении сана святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Этим поступком бывший Тираспольский архиерей полностью отверг себя от Матери-Церкви.

Последнее упоминание об Алексии (Баженове) датировано 9 февраля 1938 года - днем, когда он был уволен на покой (т.е. пенсию). Вероятнее всего, он был репрессирован и окончил свою жизнь вне общения с Русской Православной Церковью.

Естественно, что в безбожные годы возобновить деятельность многих архиерейских кафедр было невозможно. Поэтому неудивительно, что по данному периоду отсутствуют какие-либо сведения о епископах, носивших титул "Тираспольский".

С началом Великой отечественной войны на стороне фашистской Германии выступила Румыния. При захвате юго-западной части СССР румынские войска оккупировали территорию Бессарабии, Приднестровья и Одесской области. Все православные приходы, располагавшиеся на этой территории, были подчинены юрисдикции Румынского патриархата. Данные антиканонические действия совершались без всякого согласования со священноначалием Русской Православной Церкви.

Для управления приходами Транснистрии Румынской Церковью была образована специальная комиссия с центром в г. Одесса. Начальником ее в сане архимандрита был Юлий (Скрибан), а с 1942 года начальником был назначен митрополит Виссарион (Пую) с присвоением ему титула "митрополита Транснистрянского". Владыка Виссарион в 1919 году исполнял обязанности экзарха бессарабских монастырей и ректора Кишиневской духовной семинарии. В 1921 году он был рукоположен во епископа Аржешского. С 1923 по 1935 год он занимает Хотинскую епархию, а затем назначается правящим архиереем Буковинской епархии с возведением в сан митрополита. До своего назначения начальником миссии митрополит Виссарион пребывал на покое во Введенском скиту Нямецкого монастыря в Румынии.

Юрисдикция Румынской Православной Церкви на территории бывшей российской Молдавии, естественно, была антиканонична, но вместе с тем необходимо отметить и положительные моменты в жизни Православия в этом крае. При непосредственном участии митрополита Виссариона на территории современного Приднестровья были основаны несколько монастырей и храмов, а также были восстановлены ранее закрытые приходы. Более того, в г. Дубоссары была создана Духовная семинария. Будучи выпускником Киевской духовной академии, владыка Виссарион не препятствовал совершению богослужений на церковнославянском языке, сам он проповедовал на русском языке.

По его благословению, при Румынской духовной миссии были организованы курсы изучения русского и церковнославянского языков для священнослужителей-румын, работающих под его руководством. Такая деятельность митрополита не вызывала одобрения священноначалия Румынской Церкви, и в 1943 году он был освобожден от занимаемой должности. Скончался иерарх в 1964 году в католическом монастыре в Париже, где монахи оказали изгнанному из Румынии митрополиту приют. Церковные историки и правоведы до сих пор размышляют о каноничности юрисдикции Румынской Православной Церкви на территории Бессарабии, но любовь к Церкви митрополита Виссариона (Пую) мы должны оценить по достоинству.

3 июля 1948 г. архипастырем на Тираспольскую кафедру был назначен епископ Нектарий (Григорьев). Находясь в Тирасполе, он управлял и всей Кишиневско-Молдавской епархией, в которую вошли все оставшиеся приходы Приднестровья. В последние годы своей жизни Нектарий занимал Кишиневскую кафедру в сане митрополита и скончался 9 марта 1969 г.

На территории Приднестровья после хрущевских гонений на Православие действовало всего четыре прихода: Преображенский собор г. Бендеры, Рождественско-Богородичная церковь с. Гыска, Успенская церковь с. Воронково Рыбницкого района и Рождественско-Богородичная церковь с. Подоймица Каменского района.

Возрождение Православия в регионе приходится на 90-е годы ХХ века, когда создается Бендерское викариатство Молдавской митрополии РПЦ (2 сентября 1990 г.), куда вошли и районы Левобережной Молдавии. Епископом Бендерским становится владыка Викентий (Морарь).

Владыка Викентий находился во главе Бендерского викариатства с сентября 1990 г. по июль 1995 г. Ныне Владыка Викентий - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Бендерское викариатство не распространялось на все приходы Приднестровья. Его было явно недостаточно для духовного окормления православного народа края.

С 18 июля 1995 г. существует Дубоссарское викариатство в составе Молдавской митрополии, возглавляемое епископом Юстинианом, который был хиротонисан 1 сентября 1995 г. А в 1998 г. Дубоссарское викариатство преобразовано в Тираспольско-Дубоссарскую епархию.
Исторически сложилось так, что территория левобережья Днестра немного раньше, чем правобережная Молдавия, ощутила на себе все ужасы богоборческой власти. Чтобы укрепить в сердцах приднестровцев возрождающуюся веру, Правящий архиерей старается ежегодно привозить для поклонения верующих святыни из других епархий Русской Православной Церкви.

Год от года ширится и социальное служение Церкви. Отделом по социальному служению совместно с воспитанниками воскресных школ приходов епархии регулярно организовываются посещения всех находящихся на территории Приднестровья детских домов, домов престарелых и интерната для слаборазвитых детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На протяжении 12 лет продолжает действовать Епархиальное духовное училище. Программы училища разрешены к преподаванию министерством просвещения ПМР. На сегодняшний день это учебное заведение является единственным русскоязычным на территории Молдавской митрополии. Училище восполняет вакансии священнослужителей Тираспольско-Дубоссарской епархии.

В Тираспольско-Дубоссарской епархии плодотворно работают более 30 воскресных школ. Одной из забот Правящего Архиерея остается формирование приходских библиотек. В системе православного образования большое внимание уделяется сотрудничеству с Приднестровским государственным университетом. Регулярно проводится научно-просветительская конференция "Покровские чтения", которая с каждым годом собирает все большее количество участников. Кроме того, уже дважды проходили "Православные чтения", приуроченные к храмовому празднику Михаило-Архангельского молитвенного дома с. Парканы Слободзейского района.

В ноябре 2004 г. в Приднестровье (г. Рыбница) по инициативе Тираспольско-Дубоссарской епархии был проведен I съезд православной молодежи ПМР. Свое благословение участникам съезда направил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Огласил его председатель Отдела по делам молодежи Священного Синода РПЦ архиепископ Костромской и Галичский Александр. В работе съезда приняло участие более 400 молодых людей.

Каждый год в ПМР проводятся Дни славянской письменности и культуры. Их празднование начинается служением Божественной литургии во всех храмах епархии. Клирики и сотрудники епархии принимают участие во многих просветительских мероприятиях, расширяют формы сотрудничества со СМИ в деле православного просвещения. Стало привычным, что, как правило, наиболее значимые события в жизни народа Приднестровья освящаются церковной молитвой, а церковные праздники и мероприятия заинтересованно освещаются светскими СМИ.

Продолжают издаваться газеты "Православное Приднестровье" и "Рыбница православная". В 2004 г. учреждено еще два издания: газета "Благовест" Слободзейского благочиния и "Путь к храму" домовой церкви бессребреников Космы и Дамиана г. Григориополь.

За прошедшее десятилетие в нашем крае втрое увеличилось число православных храмов и священнослужителей. Вопреки всем житейским трудностям, Тираспольско-Дубоссарская епархия, с Божьей помощью, продолжает развиваться.

Тираспольско-Дубоссарская епархия