Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Из теплицы — в соцсети
Просмотров: 339     Комментариев: 0

Зачем священнику блог в социальных сетях? О чем говорить со своими подписчиками? Как отвечать на негативные комментарии? Об этом и многом другом мы поговорили с Инной Горбик — заместителем руководителя информационно-издательского отдела Саратовской епархии по Интернет-ресурсам и развитию социальных сетей, основательницей «SMM-школы Инны Горбик», которая проводит онлайн-курсы по работе в социальных сетях, супругой настоятеля Сергиевского храма Саратова иерея Никиты Горбика, блог которого в одной из соцсетей насчитывает более 44 тысяч подписчиков.

— Для чего нужны блоги священнослужителей и страницы храмов в социальных сетях?

— Во-первых, социальные сети помогают заниматься миссионерской и просветительской деятельностью — там слушателей найти гораздо быстрее и проще, особенно среди молодого поколения. До храма нужно дойти, разобраться, что там происходит, — для тех, кто еще не знаком с церковной жизнью, это трудно. А в соцсетях мы находимся постоянно: где-то что-то увидели, зацепило — начали больше об этом узнавать. Бывает, что люди таким образом приходят к вере или по крайней мере меняют свое отношение к религии — перестают воспринимать Церковь как что-то закрытое, непонятное, дремучее.

Во-вторых, благодаря соцсетям появляется возможность сбора пожертвований за рамками конкретного прихода — это позволяет строить новые и восстанавливать разрушенные храмы, где-то провести ремонт или оплатить счета. К примеру, настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади Саратова отец Дионисий Каменщиков восстанавливает разрушенную церковь в Стригае и активно пишет об этом на своей странице. Мой супруг когда-то занимался строительством Спиридоновского храма в одном из новых микрорайонов Вологды, и мы тоже обращались к нашим подписчикам.

В прошлом году благодаря помощи подписчиков нам удалось собрать средства на приобретение колоколов для Сергиевского храма в Саратове и храма Рождества Хрис­това в селе Вязовка Татищевского района. Необходимые деньги были собраны буквально за несколько дней, в этом участвовали православные христиане со всего мира.

— Какая информация должна содержаться на страницах храмов? Что делать, если кроме воскресных и праздничных богослужений в храме ничего не происходит?

— Новости нужно публиковать всегда, даже самые незначительные, особенно это касается молодых приходов. А дальше — нужно просто хорошо над этим вопросом подумать. Можно размещать проповеди священника, его ответы на какие-то вопросы, записывать небольшие интервью с прихожанами. В Вологде у нас были бабушки-прихожанки, по 90 лет, у каждой — своя история, неразрывно связанная с храмом, с Церковью. Кто-то делился своими историями про чудесную помощь — как по молитвам святых угодников исцелялись от болезней, находили семейное счастье и так далее. Можно брать цитаты святых отцов, фрагменты проповедей известных священнослужителей, делать подборки книг или фильмов, провести в онлайн-режиме какой-нибудь интересный мастер-класс.

Страница должна жить — если ей заниматься, то она может быть полезна и интересна не только прихожанам, но и остальным горожанам и даже жителям других населенных пунктов. У нас так было в Вологде: нам писали люди из разных уголков города, приезжали на богослужения, оказывали посильную помощь: кто клумбу разобьет, кто цветы посадит. Благодаря соцсетям о новом храме узнал весь город, и мы приобрели хороших помощников.

— Как часто нужно публиковать посты и с чего начинать?

— Вновь созданную страницу нужно обязательно заполнить базовой информацией: добавить аватар и описание страницы, то есть рассказать, что здесь будет публиковаться, выложить актуальное расписание бого­служений, информацию о духовенстве, об истории храма, разместить ссылку на сервис «Требы онлайн». А уже дальше можно публиковать самые разные посты. Это лучше делать с определенной периодичностью — к примеру, раз в два-три дня. Люди должны видеть, что профиль ведется. Перегружать информацией не нужно — это и подписчикам может мешать, и тому, кто занимается этой страницей, ведь у каждого есть еще и своя жизнь — настоящая, а не виртуальная, об этом никогда не нужно забывать. Истории — короткие клипы или фото о событиях, которые происходят с автором блога прямо сейчас, — можно публиковать каждый день; такие сообщения доступны в течение суток, а затем бесследно исчезают, зато все это время они находятся на самом верху новостной ленты ваших подписчиков и привлекают внимание. Эта форма работы для начинающего блогера — отличная возможность потренироваться в общении с подписчиками. Потом уже можно проводить прямые эфиры — общаться на самые разные темы, отвечать на вопросы в онлайн-режиме.

— Насколько важен сегодня визуальный ряд?

— Очень важен. Есть даже такие специалисты — визуализаторы профиля, проводятся отдельные курсы на эту тему. Люди сейчас избалованы качественным контентом, и на посредственные фотографии, даже интересные по задумке, внимания никто не обратит. Неспроста в свое время стал популярен «Хлеб Жизни» — современный журнал о красоте Православия, его издают в Костроме. В нем много художественных фотографий. Многие люди покупали его как раз из-за таких иллюстраций — просто чтобы рассматривать, любоваться.

Думаю, на службе всегда найдется тот, кто сможет сделать несколько фото — пономарь, кто-то из певчих или прихожан. Желательно, чтобы снимки были хотя бы выше среднего качества, сейчас это вполне можно сделать и с помощью телефона. Некоторые тематические публикации можно иллюстрировать картинками из Интернета, изображениями природы, но лучше всего, конечно, создавать свой оригинальный контент.

 — Личные блоги священнослужителей сегодня как-то классифицируются по тематике, по аудитории?

— По моим наблюдениям, многие священники начинают вести свои страницы просто по душевному порыву и, соответственно, не выбирают для себя определенной тематики. Специалисты рекомендуют выбрать одно направление, чтобы читатель понимал, какую пользу он получит. Священники обычно публикуют свои проповеди, озвучивают мысли по поводу каких-то событий, принимают записки. Некоторые стараются придумать интересные фишки, чтобы страница была узнаваемой: отвечают с юмором на вопросы, комиксы рисуют или публикуют изображения в единой стилистике — черно-белые, к примеру. Лучше всего говорить подробно именно о том, во что в служении конкретного священника вкладывается больше всего сил и времени. Если он окормляет больницу или трудится в миссионерском отделе, то может рассказывать про эту деятельность, если восстанавливает разрушенный храм, то говорить с читателями об этом сложном деле, искать помощников.

— Если священнослужитель решает завести свой блог, должен ли он для себя определить цель — для чего в практическом смысле он это делает, или действовать по наитию?

— Вообще, любая деятельность должна иметь цель — без нее не сформулируешь задач, а без них не составишь план работы. Человек должен знать, чего именно он хочет достичь, ведя блог в социальных сетях, что он может дать полезного своим подписчикам. Тем, кто хочет вести свой блог, но не знает, для чего, я советую внимательно смотреть за блогами других священников — это позволит понять, на что люди лучше откликаются, что им больше всего нужно.

— Есть такое мнение, что если человек начал вести блог, то он должен рассказывать обо всем: показывать свою личную жизнь, выражать свою точку зрения на общественно резонансные ситуации. Вы с этим согласны?

— На примере блога своего супруга я вижу, что людям больше интересно личное, чем проповеди. Я оценивала это по просмотрам, «лайкам» и комментариям. Муж просто выкладывает фотографию с сыном или из какой-нибудь семейной поездки — и охваты взлетают. Это касается и прямых эфиров: наибольший отклик вызывают ответы на конкретные вопросы, к примеру, о похоронах или о втором браке.

Я считаю, что священник, в том числе и в соцсетях, не может забывать о том, что его миссия — проповедь слова Божия. Исходить только из того, что больше всего «лайкают», здесь не получится. Нужна золотая середина: проповедовать, привлекать людей в храм, заинтересовывать их историями из жизни, развенчивать мифы. Последнее как раз легче всего реализовать в раскрытии «личного бренда»: нет ничего страшного в том, что священник показывает свою семью, рассказывает о своих увлечениях, о спорте или музыке, например. Так люди увидят, что семья священника — это обычная семья, где у каждого есть свои интересы, что верующие люди — не из каменного века.

Помню, когда училась в старших классах, общалась с дочкой настоятеля нашего храма. Мы собирались поехать в православный лагерь, договаривались о встрече, и вдруг она говорит: «Я напишу тебе смс». Я тогда окаменела — думала, что в таких семьях не пользуются телефонами. Мне потом было так смешно… А ведь и сейчас есть люди, которые всерьез считают, что семьи священников — это люди из другого мира. Социальные сети могут их в этом разубедить.

— Есть ли какие-то запретные темы, о которых священнику лучше вообще не писать?

— Религия сама по себе относится в блогосфере к пограничным темам, поэтому блог священнослужителя — непростое дело. Священнику часто задают острые, интимные вопросы — про ЭКО, бесплодие, второй брак и так далее. Основной принцип здесь — отвечать мягко, деликатно, не отталкивая человека. Ответ на сложный вопрос лучше начинать издалека. Если, к примеру, девушка говорит, что хочет сделать аборт, не надо кричать, что она убийца и совершает страшный, непоправимый поступок. Она, может быть, еще многого не осознаёт, ей просто страшно. И нужно ее сначала успокоить, а потом аккуратно объяснить, как это решение отразится на ее дальнейшей жизни и внутреннем состоянии, рассказать о той помощи, которую ей могут оказать центры социальной поддержки.

— Как быть, если подписчики просят высказаться по какой-то ситуации, к примеру, политической, а ты этого делать не хочешь?

— Если человек решил отмолчаться — на что у него могут быть самые разные причины, и это нормально, — нужно объяснить своей аудитории, почему это так. Например, среди моих подписчиков есть сторонники противоположных политических взглядов, и я не хочу высказывать свою позицию, чтобы не разжигать между ними вражду — этим я все равно ничего не изменю в мире. Сейчас что бы ты ни написал, в любом случае найдутся недовольные и несогласные. Каждый имеет право смолчать, но публичным людям, от которых ждут слова очень многие, желательно обосновать свое молчание по конкретной теме.

— Как реагировать на хейтеров — на людей, которые пишут уничижительные комментарии и неконструктивную критику?

— Бывают совсем безнадежные, которые под каждым постом пишут брань или воззвания к темным силам. С ними нет смысла вести диалог, лучше сразу блокировать или не обращать внимания. С остальными — кто пишет какой-то стереотипный негатив о Церкви, о священниках, выражает атеистическую позицию — вполне можно общаться. Тогда и другие люди, прочитав, поймут, что ты не боишься таких вопросов, с тобой можно обсудить любую тему.

У супруга было несколько таких комментаторов: он вел с ними разговор, они задавали много вопросов, не уходили со страницы, и в итоге некоторые смягчились, оскорбления от них закончились. Думаю, какое-то зерно удалось посеять в их души.

Читала недавно статистику, что большинство хейтеров — школьники. Если человеку сложно воспринимать негативные комментарии, надо просто представить перед собой школьника и понять, что это не какой-то серьезный оппонент, а просто подростковые выпады, даже если их автор уже вышел из школьного возраста.

— Какую социальную сеть выбрать для продвижения? Или лучше дублировать контент в нескольких?

— В свете последних событий лучше иметь аккаунты в разных соцсетях. Во «ВКонтакте» и «Телеграм» вполне можно развиваться, на мой взгляд, сейчас это лучший выход.

— Расскажите о блоге своего супруга: как вы его создавали, какие сложности были?

— Создавали мы вместе, но отец Никита — человек цепкого ума, он старался во всем сам разбираться, свои пути придумывал, иногда мы даже спорили. Блоги священнослужителей тогда только начали появляться, муж смотрел и говорил, что не сможет так — рассказывать про свою жизнь и так далее. Но выбора у нас не было — нужно было где-то искать средства, чтобы построить храм с нуля, ведь спонсоров не было. Каждую неделю мы собирались на месте будущего храма, служили молебны. Новый микрорайон, ветер, люди начинали замерзать уже через десять минут. Тогда муж купил обычную теплицу, поставил ее там, и стали молиться в теплице. Это произвело такой фурор! Мы были во всех новостях — и в местных, и в федеральных. Кто смеялся, кто издевался, кто жалел. Потом к нам пришел местный предприниматель и выразил готовность помочь — купил два вагончика, где мы смогли разместить временный храм. Поэтому мой совет — не бойтесь экспериментировать!

Газета «Православная вера», № 06 (698), март 2022 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.