Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
История мира — история Церкви
Просмотров: 1069     Комментариев: 0

Сегодня на нашей книжкой полке издание, которое, как видно из его названия, адресовано детям, но, без сомнения, будет полезно и взрослым. За последние годы вышло множество переизданий, что свидетельствует о востребованности читателем книги, написанной, между прочим, более ста пятидесяти лет назад.

Ее автор — русская писательница Александра Николаевна Бахметева (в девичестве — Ховрина). Она родилась 23 марта 1823 года в семье пензенского помещика и получила блестящее домашнее образование. Семья была высококультурной; достаточно сказать, что мать будущей писательницы, Мария Дмитриевна, дружила с С. Т. Аксаковым и Н. В. Гоголем.

С конца 1830-х годов Александра Ховрина жила с родителями в Риме. Здесь она общалась со Н. В. Станкевичем и И. С. Тургеневым. По­видимому, девушка была очень обаятельной («Ее нельзя не любить, как доброе дитя», — писал о ней Станкевич). Тургенев был увлечен ею (в письме к Станкевичу от 26 апреля 1840 года он пишет о своих чувствах к «Шушу», как он называл Ховрину). Он посвятил «Шушу» два стихотворения: «Что тебя я не люблю —/День и ночь себе твержу…» и «Луна плывет над дремлющей землею…». Второе с некоторыми изменениями войдет потом в роман «Дворянское гнездо» в виде романса, который Паншин поет Лизе Калитиной.

В 1842 году Александра Ховрина вернулась в Россию и поселилась в Москве (Н. П. Огарев писал в то время в одном из писем, что она «произвела эффект необычайный; она на всех балах, и все от нее без ума»). Но девушка интересовалась не только балами: в 1840-е годы она сближается с кружком славянофилов, особенно с А. С. Хомяковым и Ю. Ф. Самариным. Позднее она подружилась с семьей И. С. Аксакова и А. Ф. Аксаковой.

Выйдя в 1849 году замуж за Петра Владимировича Бахметева, бывшего военного, затем чиновника, Александра Николаевна жила в основном в Москве, занимаясь благотворительностью и литературной деятельностью. Ее книги и брошюры для народного и детского чтения, в живой и доступной форме передающие события библейской и церковной истории, имели неизменный успех. Рецензенты высоко оценивали их за верность духу Писания, за простоту и ясность изложения. Продавались эти книги по очень дешевым, фактически благотворительным ценам. Они многократно переиздавались: так, например, «Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа», вышедшие в 1857 году, к 1896‑му выдержали 14 изданий. Писала Бахметева и книги, посвященные русской истории: «Преподобные Кирилл и Мефодий, просветители славян», «Начало христианства в России и крещение Руси при великом князе Владимире», «Как Русь освободилась из-под татарского ига в 1480 году», «Рассказы из русской церковной истории» и др.

За весомый вклад в дело народного просвещения Александра Николаевна была удостоена звания почетного члена Общества любителей российской словесности. Кроме литературной деятельности, Бахметева заявила себя и как деятельный член отдела по распространению духовно-нравственных книг Общества любителей духовного просвещения.

Писательница прожила долгую жизнь. Она скончалась 31 мая 1901 года. Отпевал ее ректор Московской духовной семинарии архимандрит (в будущем — митрополит) Трифон Туркестанов, известный, в частности, как автор написанного позднее акафиста «Слава Богу за всё».

Книга, которую мы представляем читателю, была впервые опубликована в 1863 году под названием «Рассказы из истории христианской Церкви». К концу жизни писательницы она была переиздана семь раз.

В предисловии автор пишет: «История Церкви ясно говорит нам о силе и благости Бога. Мы видим труды и страдания верных служителей Господних; видим Церковь сначала малочисленную, окруженную сильными и многочисленными врагами. Власти и силы восстают на нее, всеми средствами стараются погубить ее: то они употребляют против нее насилие и гонение, то стараются ложными толкованиями помрачить чистоту ее учения. Но всё тщетно: Церковь, одушевленная Духом Божиим, хранимая Богом, не может ни погибнуть, ни заблудиться. Все усилия врагов ее обращаются в ее же пользу и под руководством Господним служат лишь к славе и возвеличению ее. <…> Доселе Церковь Кафолическая или Вселенская, Православная, Апостольская хранит ненарушимо всё, что заповедал Господь ученикам Своим и что впоследствии внушил им Дух Святой. Вера Христова проникла в отдаленные страны. Как дерево могучее, выросшее из малого зерна горчичного, Церковь осенила ветвями своими мир земной, даруя верующим силу, отраду, утешение, жизнь духовную со всеми ее благами».

Книга охватывает период с I по XI век. Повествование начинается от сошествия Святого Духа на апостолов. В первой части описаны события до IV столетия, во второй — до 1054 года — даты, которую принято считать годом разрыва между Западной и Восточной Церквями, хотя Бахметева показывает, что эта дата условна и что реально разрыв произошел ранее. Вместе с автором читатель отправится во времена первых мучеников-христиан, времена жесточайших гонений; во времена первых ересей и противостояния им со стороны Церкви. Автор повествует о значении Вселенских Соборов, о формировании обрядов и обычаев христианства. Одна из заключительных глав посвящена монашеству на Западе и Востоке и состоянию просвещения.

Читать обо всем этом, во-первых, просто интересно, во-вторых, еще и полезно: эта книга вооружит читателя знаниями, которые пригодятся в полемике с уличными проповедниками непонятно чего (меня всегда умиляла их наивная уверенность, что христианство началось вчера-позавчера — с отца-основателя их секты). Католики, понятно, уличным прозелитизмом не занимаются; но наша либеральная интеллигенция почему-то стопроцентно уверена, что в католицизме всё непременно должно быть лучше, чем у нас (сама она не пойдет ни в какую Церковь, но чисто теоретически предпочитает западную). И если при вас речь зайдет о схизме, неплохо знать, как всё это было на самом деле, и довести до сведения филокатолических либералов — Бахметева приводит очень яркие факты на этот счет.

Хотелось бы отметить некоторые погрешности — не самой книги, а того издания, которое продается сейчас в наших магазинах. Оно выпущено в Минске издательством Белорусского Экзархата. В предисловии от издательства читаем: «Конечно, с позиций современных достижений исторической науки многое в ней (книге Бахметевой. — О. Г.) вызовет замечания серьезного историка». Вообще-то такая «реклама» собственного издания напоминает русскую народную сказку «Как старик корову продавал», переложенную стихами С. Михалковым: «А много ль корова дает молока?/ — Да мы молока не видали пока». А если серьезно — разумеется, историческая наука не стоит на месте, время вносит свои коррективы, какие-то факты уточняются, но коль скоро здесь стоит слово «многое» — хотелось бы, чтобы оно было подкреплено хотя бы одним приведенным примером, а то получается как-то недоказательно. И если вы не профессор-медиевист, к тому же специалист по западноевропейской истории да еще с изрядными познаниями в области византологии — смело покупайте и читайте. Знаете ли вы, например, что такое «лжеисидоровы декреталии»? Если знаете, честь вам и хвала, а я вот раньше не знала, хотя книга Бахметевой не первая, прочитанная мною по церковной истории. Утешило меня то, что спрошенные мною знакомые историки тоже не знали. (Лжеисидоровы декреталии — это фальшивка, изготовленная в середине IX века с целью утверждения верховной власти римского папы во Вселенской Церкви и обоснования его преимущественных прав перед прочими епископами). И если и вправду в книге Бахметевой кое-что с точки зрения современной исторической науки устарело, то мы с вами с пользой для себя возьмем то, что не устарело.

Еще в предисловии «От издательства» неверно указан год рождения Бахметевой. Но это мелочь. Главное, что книга теперь доступна читателю. Проповедь христианства, начавшаяся с апостольского века, продолжается два тысячелетия усилиями многих людей. И талантливая русская писательница Александра Николаевна Бахметева внесла в эту проповедь свою посильную долю.

Газета «Православная вера» № 21 (569)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: