Готовка, уборка, остальные домашние заботы, занятия и игры с детьми. А еще и работа. Такова жизнь многодетной мамы. Об этом ли мечтали «на заре туманной юности» наши собеседницы? О вере, трудностях и радостях рассказывают три многодетные мамы — прихожанка храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери п. Озинки Ольга Трофимова, педагог воскресной школы храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска Анастасия Сивоплясова, педагог воскресной школы храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус Екатерина Пименова.
Ольга:
— О большой семье я не мечтала, видно, так Господь благоволил. В юности, когда я думала о своей семье, многое виделось по-другому. Мне рисовалась идеальная картинка: чистый дом, ухоженные дети, супермама, которая никогда не устает и всё успевает. В реальности не всегда всё идеально, но мне очень комфортно, и я на самом деле получаю удовольствие от своей большой семьи.
Екатерина:
— Я выросла в большой семье, поэтому для меня это не экзотика. Многодетной мамой я себя, конечно, не представляла, всегда хотела классический вариант семьи — муж и двое детей, обязательно мальчик и девочка.
— Как справляетесь с детьми? Как восстанавливаете свои силы?
Ольга:
— Помогают бабушка, дедушка. Нас родители воспитывали в труде, по дому мы с детства помогали. Если не лениться, можно все успеть, главное — расставить приоритеты на день, на неделю. У нас с мужем практически нет выходных, суббота — рабочая, а в воскресенье — в храм, там и силы восполняем. Мы давно решили, что в этот день встаем рано, собираемся и идем в храм, и никто из детей никогда от этой традиции не уклонялся.
Анастасия:
— Я бы одна не справилась. Выручают родственники, детский сад, школа. Силы восстанавливаю сном. Но не всегда есть возможность поспать, даже в выходной. У малышей выработался режим, и уже с семи утра они готовы к новым приключениям. Хорошо помогает спорт, но на него тоже нужно найти силы и время.
Больше всего выматывает многозадачность. Психологи рекомендуют мамам выполнять несколько дел одновременно, например, пока ребенок купается в ванной, помыть раковину, разобрать пузырьки на полочках. Но бывает такой перегруз, что просто мечтаешь не отвлекаться ни на что, а полностью посвятить себя какому-то одному делу. Многие мамы работают дистанционно. Вот тут-то многозадачность может сыграть злую шутку, недалеко до нервного перенапряжения. Важно делить время на детей и на работу.
Екатерина:
— Честно? Не справляюсь. Стараюсь быстро приготовить, убрать. Дети у меня на первом месте. Прогулки, занятия, игры, в выходные дни — воскресная школа. Некоторые вещи надо оставлять так, как они есть. Лучше обойтись без установки «Пыль везде должна быть вытерта», чем довести себя до хронической усталости. Поэтому всем мамами я желаю мудрости. Я стараюсь никуда не спешить. С трехгодовалой доченькой из детского сада домой мы идем два часа: разговариваем, рассуждаем, измеряем глубину всех луж, собираем красивые листья.
— На ваш взгляд, что теряет и что приобретает многодетная мама?
Ольга:
— Ничего не теряет, мне все по душе, и быт, и заботы. С рождением третьего ребенка я ощутила полноту всех материнских чувств, может, потому что с возрастом ты меняешься внутренне, ведь в 20 лет — ты одна, а в 40 — совсем другая. С возрастом мудреешь. Будучи беременной в четвертый раз, я поняла, что дети открывают дорогу в бесконечность: их много и в каждом — есть ты.
Анастасия:
— Многодетная мама теряет чувство одиночества, а приобретает опыт настоящего жертвенного служения родным и близким людям.
Екатерина:
— Говорят, что с рождением детей теряешь свободу. Но это понятие относительное. Свободу от чего? А на что бы я тратила свое время? Ведь женщина так устроена, чтобы отдавать себя детям. Для женщин характерна мобильность, поэтому без отрыва от семьи можно получать и образование, и работать. У меня тоже с появлением каждого ребенка все больше развивался материнский инстинкт и росла любовь к детям. Дети — вечный и неиссякаемый источник радости, энергии, позитива и счастья. Чем больше детей, тем больше источник. Иногда наш «источник» неуправляем и очень громок, иногда от него очень устаешь, но мы его всегда любим и очень дорожим им.
— Все же радостей больше, чем трудностей?
Анастасия:
— Трудностей много: нехватка свободного времени, знаний по взаимодействию с детьми разного возраста, выгорание, отсутствие самореализации, сложности в обустройстве дома с большим количеством детей, недостаток общения с супругом. Все это, конечно, поправимо. Каждый день — новая задача, поиск новых путей решения. Главное — уметь просить о помощи. Бывает очень непросто и с одним малышом, особенно если мама с ним все дни одна. Я считаю, что обязательно нужно общение с другими мамами, единомышленницами.
Радостей тоже много: особенно, когда дома все вместе. Говорят, все вместе — душа на месте. Ощущение полноты жизни, собственной значимости, конечно, любви.
Екатерина:
— В большой семье постоянное движение — жизнь кипит, и это очень здорово. У моих детей всегда есть компания для игр, дети моей сестры. В нашей семье есть место пусть скромным, но таким тихим и теплым домашним радостям. Как отрадно сидеть за одним столом со своими детьми и пить чай с пирогами, отвечать на их бесконечные вопросы и слушать рассказы об их жизни. Приятно видеть их детские поделки, рисунки. А уж детки, спящие в своих уютных кроватках, — это отдельная тема!
— Каким образом дети повлияли на ваше понимание веры?
Ольга:
— Интерес у нас с мужем к православию появился, когда дети пошли в воскресную школу. После занятий приходят, рассказывают, а мы понимаем, что ничего не знаем. Садимся вместе с ними за книжки, читаем, ищем в Интернете разъяснения того, что непонятно. Столько нового для себя обнаружили, открыли целый мир. Наша вера только укрепляется благодаря детям. С моими детьми в воскресную школу стала ходить соседская девочка, а за ней и мама ее потом пришла в храм.
Анастасия:
— С моей высокой тревожностью я не представляю, как бы справилась без веры, без молитвы, без Причастия, без милости Божией. Рождение ребенка — это уже настоящее таинство, чудо. Я знаю многих женщин, которые искренне уверовали после рождения первенца.
Екатерина:
— Нас в храм дети привели. По мере взросления старшего ребенка я начала осознавать, что мало его одеть, накормить, обучить, подарить свою любовь, нужны духовные ориентиры, и мы всей семьей пришли в храм. Там началось наше с супругом развитие, я бы сказала — взросление. Именно вера подарила нам свободу в духовном росте.
— Было ли у вас переосмысление православных праздников — Рождества, Благовещения?
Екатерина:
— Третья беременность была тяжелой, врачи ставили неутешительные прогнозы, советовали прервать, хотя срок был большой. Я категорически отказывалась и сказала, что пойду до конца. Я понимала: если соглашусь, то убью не только малыша, но и себя. Как я буду жить с этим? В тот период много молилась Богородице, была психологически готова к любому исходу родов. Вопреки всему родилась здоровая девочка. Сегодня я молюсь Богородице как Матери, пронесшей через Свою земную жизнь тяжелый крест переживаний за Сына. Это Ее великий подвиг и пример для нас, матерей.
Ольга:
— Что касается Рождества, со временем я поняла всю суровую реальность происходившего тогда с Марией и Иосифом. Долгое время Рождество — это путешествие на ослике, звездная ночь, хлев, бычок, овечки — воспринималось мной, как какая-то сказка. Если же представить себе все это в реальности...
— У вас есть рецепт семейного счастья? А «фирменного» блюда?
Анастасия (смеется):
— Выспавшаяся мама. А из рецептов в ходу то, что можно быстро приготовить, без лишних хлопот.
Ольга:
— Любовь и молитва.
Екатерина:
— Вера и смирение. Тоже готовлю то, на что требуется мало времени. Берете тонкий лаваш, разрезаете его на прямоугольники, внутрь кладете натертый банан, заворачиваете и обжариваете с двух сторон. Отличное угощение к чаю. Попробуйте, это вкусно!