Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Играем вместе
Просмотров: 762     Комментариев: 0

Мы продолжаем беседовать об играх и игрушках с родителями, которые воспитывают своих детей в эпоху засилья странного и безобразного. Но выход есть – лишь бы мы не были равнодушными, лишь бы стремились общаться с детьми и открывать вместе такой важный в их возрасте игровой мир. Как это сделать? Наши собеседники дают советы от собственного педагогического и родительского опыта.

Напоминаем об уникальности

Священник Сергий Шальнов, клирик храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса):

– У наших детей такие же игрушки, как и у всех остальных – куклы, машинки, конструкторы, сортеры и другие. Важно самим вместе с детьми принимать участие в играх – где-то усложняя их, потому что маленький человек развивается и учится думать в борьбе с более опытным соперником, а где-то, наоборот, помогая, вселяя в ребенка уверенность.

И компьютерные игры могут быть полезными, образовательными – их можно и нужно внедрять в процесс воспитания. А от хорроров (которые, по сути, созданы не совсем психически здоровыми людьми) ребенок, конечно, ничего полезного не наберется. Он часто «погружается» в виртуальный мир или из-за нехватки родительского внимания, или из-за неправильной мотивации к урокам и домашним делам, просто вопреки родителям, в попытках отстоять свое видение ситуации.

Привыкая к разнообразной игровой фантазийной реальности, дети несознательно переносят многие вещи в реальный мир. Здесь запретами ничего добиться нельзя, но цензура должна присутствовать. Разум ребенка – как губка, и нельзя позволять, чтобы он впитывал грязь, жестокость, пошлость. Компьютерные игры не помогают творческому, креативному, созидательному мышлению. Там обычно у тебя есть цель, ее нужно выполнить. И ты не можешь отступить от предписанных авторами игры решений. Соответственно, и в мире ты будешь жить по шаблонам, в узких рамках.

Без христианской нравственности и опоры на заповеди Божии донести до ребенка воспитательную позицию сложно. Чтобы предотвратить виртуальную зависимость, нужно уделять детям больше внимания и загружать их секциями и творческими занятиями. Возможно, в подростковом возрасте они этого не оценят, но потом скажут спасибо.

Есть ли душевредные игрушки? Безусловно, да. Разрисованные куклы, монстры в татуировках, герои хоррор игр. Я бы такое своим детям не купил, потому что должно быть чувство прекрасного – его привитие зависит от родительского благоразумия и осознанного отношения к воспитанию. С детьми важно говорить о том, что Бог сотворил мир прекрасным, красивым, что к красоте нужно стремиться. Да, вне семьи ребенок может столкнуться с иным мнением, но у него должна быть и своя целостная позиция, привитая мамой и папой.

Чтобы ребенок не был слишком падок на модные течения, нужно напоминать ему, что каждый человек уникален, оригинален, что Бог сотворил всех разными, и превращаться в серую массу нехорошо. И что без Бога истинная радость невозможна, что Он дал нам заповеди по Своей любви, чтобы с нами не случилось ничего плохого и чтобы мы были счастливы. И уже опираясь на Божественный авторитет, строить процесс воспитания души.

Думаем наперед

Юлия Антоновна Титова, директор воскресной школы «Школа радости» при соборе во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска:

– Старшие дети росли в 90-х, в магазинах такого изобилия не было, и мы многие игрушки делали сами, некоторые держались у нас почти по десятку лет. У старших было много подвижных, спортивных игр. С младшей дочерью стараемся найти время на настольные и логические игры.

Есть научные исследования, которые выявили, что дети, которым не читали сказки в детстве, в возрасте 30–35 лет часто становятся жертвами мошенников, потому что у них на каком-то тонком уровне не заложено понимание «свой-чужой». Те дети, которые не играли в массовые подвижные игры, сложнее находят компромисс в коллективе, не умеют договариваться. Те, кто не играли в ролевые игры, не умею просчитывать последствия своих поступков. А современным детям некогда играть, особенно на улице в «дворовом коллективе».

В каждый урок в воскресной школе я включаю народные забавы. Они помогают малышам встроиться в контекст времени. Со старшими детьми интерактивные игры помогают закрепить материал.

Что касается современной моды на эстетику безобразного – я считаю, что это процесс, которым целенаправленно кто-то руководит, специально «меняет полюса» у наших детей, и у них смещаются понятия «хороший-плохой», «добрый-злой», «красивый-ужасный». И нужно противоядие этому. С современными подростками сложно договориться, но можно попробовать порассуждать вместе, задать наводящие вопросы, и ребенок сам дойдет до правильного понимания, тогда в голове у него больше останется.

Работая в детском саду, я заметила, что в красивые и нарядные игрушки дети не играют, восторг, интерес быстро проходят. А безликие деревянные куклы, зайчики из носков и платков, машинки из деревянной чурки увлекают на недели и месяцы, потому что дают больше простора для фантазии.

Во время занятий в воскресной школе мы рассказываем сказку на столе. Героев делаем из подручных материалов – тряпочек, веточек, картона. И после такой сказки дети играют в нее еще неделю, продолжают в этом жить. Хорошие сказки и рассказы, прочитанные близкими людьми, – это противоядие от подмены ценностей.

*   *   * 

Родителям я бы посоветовала познакомиться с сайтом portal-slovo.ru, там можно найти много полезных сказок и игровых идей. 

«Православное Заволжье»

[Подготовила Татьяна Уютова]