«Алло, здравствуйте! Я хочу петь в церковном хоре»,— обычно так или очень похоже начинается разговор будущих учащихся школы церковного пения, действующей при Петропавловском храме Саратова, с ее руководителем. Как правило, берут всех — независимо от пола, возраста, наличия музыкального образования и даже слуха. Оправдан ли такой подход? Чему можно научиться в этой школе и где себя потом применить? С какой целью она создана и что обретают для себя в процессе обучения люди, которые приходят в нее?
Труд, дисциплина, Интернет
Объявление о наборе на занятия в школу церковного пения висит на дверях храма с сентября. Основной поток желающих приходится на этот месяц, однако присоединиться можно и позже. Когда несколько лет назад школу только создали, людей делили по годам обучения. А потом было решено изменить принцип: на помощь пришли современные технологии. Теперь все ноты, по которым поют учащиеся, все аудиозаписи, помогающие освоить упражнения и произведения для учебы, выложены в группе храма в социальной сети «ВКонтакте» и в группе школы в программе Viber. Поэтому, когда бы человек ни пришел на обучение, он просто вливается в общий поток.
— Это сложнее, я понимаю, — говорит руководитель школы Ирина Катарьян. — Но я сразу объясняю новичку, что обучение здесь предполагает личный труд. Если человек к этому готов, практика показывает, что всё получится.
Бывают ситуации, когда у человека нет компьютера или смартфона. Это, конечно, сильно усложняет процесс. Однако при определенном рвении можно выйти из положения: сделать ксерокопию нот, самостоятельно разбирать произведения на фортепиано.
Ирина приводит в пример одну свою ученицу — бабушку, которая была далека от современных гаджетов. Но она не растерялась: сначала просила внучку заходить в группу школы в соцсеть, коллегу по хору — распечатывать ноты, а потом сама постепенно освоила компьютер, научилась пользоваться Интернетом.
Здесь все демократично и, я бы сказала, с любовью: если человек не может ходить на каждое занятие, а может позволить себе это только раз в две недели или раз в месяц, то ему идут навстречу. При этом Ирина Катарьян убеждена: главное здесь, как в любом деле, система и самодисциплина. Определил человек для себя какую-то периодичность посещения — нужно ее придерживаться, иначе будет хаос, и результатов добиться не получится. Регулярность, определенность нужна еще и потому, что из учеников школы формируется любительский хор храма, и со временем человека начинают привлекать к пению на некоторых службах.
«Литургию поют почти все»
Ни вновь пришедшим, ни тем, кто давно занимается, не бывает скучно — Ирина постоянно старается брать в работу что-то новое для всех. Учащиеся школы не только учатся петь в хоре, но и изучают церковный устав, чтобы разбираться в принципах построения и последовательности богослужения, получают навыки чтения на церковнославянском языке, чтобы полноценно участвовать во всех разновидностях клиросного послушания. Есть и уроки академического вокала, их ведет педагог по хоровому пению в нескольких коллективах Саратова Светлана Варакина по методике Виктора Вадимовича Емельянова. Для непрофессионалов эта методика — просто находка, считает Ирина Катарьян.
— В основном все методики обучения вокалу сводятся к описанию ощущений — и ученик, и учитель действуют «на ощупь», — говорит она. — Это, к сожалению, часто мешает прочно закрепить правильную работу голосового и дыхательного аппарата и даже приводит к ошибкам. Виктор Емельянов — врач-фониатр, и он создал свою систему обучения вокалу как точную науку. Он буквально собирает людей на улице и делает из них настоящий хор, который поет в правильной академической манере.
Именно поэтому в школе Петропавловского храма не боятся брать и тех, кто считает, что обделен музыкальным слухом: обучить можно любого, лишь бы он желал этого и трудился. Главное для правильного пения, уверена Ирина, — координация между слуховым и голосовым аппаратами, и всё это тренируется и развивается.
Недавно учащиеся школы начали осваивать теорию музыки — сольфеджио. Это позволит им более свободно ориентироваться в нотах, комфортнее и увереннее себя чувствовать.
Раз в неделю весь состав хора собирается на спевки: вместе распеваются по методике Емельянова, делают упражнения по сольфеджио, а затем переходят к совершенствованию звучания уже изученных произведений и разбору новых песнопений. Регент добивается чистого и слаженного звучания, четкости артикуляции, подолгу может тренировать цепное дыхание, ансамблевое пение. Немалое значение Ирина придает работе с осмысленным исполнением.
Те, кто посещает школу не первый год и много занимается дома, раз в неделю — по пятницам — поют на вечернем богослужении. Это самое сложное, потому что надо хорошо знать все разновидности гласов — проще говоря, музыкальных мотивов (тропарных, стихирных и ирмосных — по восемь каждого типа), суметь пропеть на эти гласы малознакомые и все время меняющиеся тексты (комбинации текстов из разных богослужебных книг — Октоиха, Минеи, Ирмология — на каждой службе разные, это зависит от сочетания дня недели, месяца и числа). Литургию же, в отличие от вечерней службы, поют почти все.
— Люди походили на занятия 2–3 месяца, и я их уже приглашаю петь Литургию, — говорит руководитель школы. — Все-таки они именно для этого приходят. Более сильные «тянут» в хоре более слабых — ничего, это нормально. Совсем недавно был случай, когда мы прямо с занятия все вместе пошли петь внеочередной молебен, и в хоре оказались те, кто вообще первый раз пел на службе. Я видела эти глаза, полные восторга. Потом девушка поделилась: «Это невероятно, спасибо за эту возможность!». Более того, когда человек уже оказывается на клиросе, он часто быстрее начинает прогрессировать — Господь дает.
«Это совсем иное участие в службе»
— Меня пойти петь в любительский хор благословил духовник, — рассказывает прихожанка Ольга, которая занимается в школе с момента ее основания. — Я смутилась: с детства не пела, меня оттуда выгонят. А батюшка в ответ: «Если не выгонят, то иди!». Честно говоря, думала, что единственное, чем смогу быть полезна, — это помочь чтецам на службе. Но потихоньку начала петь — сначала панихиду и молебен, а потом и до Литургии дошло. Получилось! Очень хотелось с другими поделиться этой радостью пребывания на клиросе — ведь все мы из обычных прихожан, а значит, каждый сможет. Я когда только начинала воцерковляться, мне было очень интересно узнать, а что же на службе происходит. Брала книги, читала. Занятия в школе церковного пения позволяют еще глубже это все постигать. Да, нужно время, чтобы сесть и разобраться, но это ведь так интересно и нужно — совсем иное участие в службе, совсем другая молитва, когда это все понимаешь. Бывает тяжеловато — еще есть и семья, и работа, и дом, но никогда за все это время не возникало желания уйти.
Александр — единственный мужчина среди учащихся здесь. В ответах он краток и тверд. На мой вопрос, что привело в школу церковного пения, ответил:
— Надо. Просто почувствовал, что должен это сделать. Уже три года хожу. У меня работы очень много, поэтому получается бывать на занятиях только раз в неделю: на службе и на спевке, которая после нее. Пение в храме настраивает на особый какой-то ритм… Ощущения описать словами нельзя, это надо попробовать. Попробуйте!
Еще один мой собеседник, Андрей, два года очень активно ходил на занятия и на службы, а потом был вынужден взять паузу:
— Очень сожалею, что так вышло. Именно через церковную музыку многое в вере открывалось для меня, не для ума — для сердца. Я сильно переживал, смогу ли научиться петь в церковном хоре, ведь раньше никогда не занимался ни музыкой, ни пением. Но регент сказала, что мужчин в любительском хоре остро не хватает, поэтому надо дерзать. На удивление и себе самому, и собственной маме-музыканту я запел, да еще и вполне приемлемо — помогли занятия по вокалу. Пение давалось с большим трудом, каждый раз приходилось себя преодолевать, но зато после службы я испытывал такую радость от того, что сподобился петь на Литургии… Понимал: мне это нужно. К сожалению, обстоятельства так сложились, что совсем не стало времени и сил этим заниматься. Сначала очень переживал, но потом осознал: значит, такова воля Божия — сейчас я нужнее в другом месте.
Ощущение единства
В этом году на престольный праздник храма было решено спеть Литургию сводным хором, объединив профессиональный и любительский. Репертуар подбирали довольно простой — обиходный, чтобы непрофессионалы чувствовали себя уверенно. Управляла сводным хором регент правого (профессионального) хора Тамара Пенкина.
— Для меня главное в этом — ощущение единства, — делится она. — Таким образом разрушается граница между хором и прихожанами. Думаю, многие испытывают более глубокое ощущение сопричастности происходящему на Литургии, когда поют на ней. И фокус внимания тогда не на красоте, а именно на этом единстве. Профессионалы, сознавая это, совершенно спокойно поют обиходные песнопения.
Большое значение и этому событию, и существованию школы придает настоятель храма игумен Нектарий (Морозов). По его мнению, очень важно, чтобы прихожанин не чувствовал себя в своем храме чужим. Это возможно не только благодаря гармоничным и теплым отношениям между людьми на приходе, но и тем усилиям, которые сам человек прикладывает, чтобы в храме что-то сделать, принести пользу.
— Когда ты не только молишься на службе, но при этом и поешь, — объясняет батюшка, — да еще и так, что это помогает молиться другим, у тебя с людьми возникает чувство того родства, о котором говорил Спаситель: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).
Но не жалуются ли на пение любительского хора прихожане? Ведь в Петропавловском храме все уже привыкли к профессиональному и красивому звучанию песнопений… Нет, и даже благодарят. Вот слова одной из прихожанок: «Очень душевно. Мы чувствуем, что сердцем поют».
Фото автора
Газета «Православная вера» № 23 (618)