Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Голоса храмов
Просмотров: 320     Комментариев: 0

Представьте, что вы заходите в храм во время богослужения, а там… тишина. Не слышно «Херувимской» на клиросе, никто не читает молитвы к Причастию. Лишь из алтаря доносятся редкие возгласы священника. Непривычно? Неуютно? Непонятно? Да, так бы проходило богослужение, если бы в храме не было певчих и чтецов — тех, кто наполняет службу голосами. Что это за послушания, как люди приходят на клирос и любой ли человек может стать в этом направлении профессионалом? Обо всем этом — в материале Юлии Пиуновой.

Чтобы было понятно каждому

Служба только начинается, прихожане собираются на общую молитву, а в стенах храма уже слышны строки из Священного Писания. Ровно, на одной ноте, его читает чтец.

Для тех, кто ходит в храм давно и регулярно, всё на службе кажется понятным и знакомым. Но как только прихожанин берет на себя послушание чтеца, его церковная жизнь приобретает новые грани.

«Чтение на клиросе — это нелегко. Во-первых, человек, который решил, что он хочет стать чтецом, должен понимать: теперь на него будут обращать внимание. От того, как он читает, зависит настроение на службе, легкость ее восприятия, — говорит Светлана Мариза, руководитель школы чтецов и уставщик храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саратова. — Но не нужно этого бояться. Если человеку хочется читать на клиросе, нужно просто начать это делать. Сначала слушать внимательно, как читает опытный чтец, потом дома стараться повторить тон, манеру. Можно себя даже на диктофон записать, послушать. И обязательно продолжать учиться, если в первый раз получилось не очень».

В школе чтецов храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла нет ограничений по степени воцерковленности, по полу и возрасту. Главное — это желание научиться правильно читать молитвы, служить Богу своим голосом и деятельно участвовать в богослужениях. Учащиеся школы изучают церковный устав, церковнославянский язык, учатся читать на клиросе. Все ученики обязательно проходят практику чтения за богослужением. Порой люди, уверенно читающие на занятиях, скованно чувствуют себя на службе, путаются. Многие опытные чтецы это когда-то пережили и говорят, что бояться этого не нужно.

«Все мы в первый раз выходили читать на службе. Конечно, было страшно. Но это как на любой новой работе. Даже если всю теорию изучил, тренировался, на практике первый раз что-то делать всегда сложно и волнительно, — говорит Екатерина Иванова, участница любительского хора храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. — В чтении на клиросе главное — опыт и терпение. Запнулся — ничего страшного, бывает. Если твердо решил стать чтецом, если это послушание по душе, Господь обязательно поддержит. Конечно, надо трезво оценивать свои силы. Важно, чтобы у человека было время на богослужебное чтение. Чтение на клиросе — это большая нагрузка, поэтому необходимо найти баланс между послушанием в храме, основной работой и домашними делами».

«Я понимаю, что у многих работа, семья. Осознаю и то, что читать одному всю службу бывает очень тяжело, — говорит Светлана Мариза. — Но я уверена в своих учениках, знаю, что каждый из них способен прочесть всю службу. Знаю, что точно могу доверить им любую часть богослужебного текста без сомнений. Конечно, на службе, если у нас достаточное количество чтецов, мы читаем частями. Так что даже если человек ходит на службу только раз в неделю, при желании читать он обязательно будет это делать».

В городских приходах так или иначе появляются люди, которым опыт чтения на клиросе видится интересным. А какая картина в сельской глубинке?

«У нас, в отличие от городских храмов, опыт чтеца зачастую передаётся от одного прихожанина к другому, — рассказывает настоятель храма Иверской иконы Божией Матери ст. Тарханы иерей Алексий Стрижов. — Людей никто не учит читать профессионально, они обучаются сами, по наитию или по просьбе батюшки. Если чтец заболел и читать некому, то прошу одного, другого прихожанина помочь. Один прочитает, и ему не понравится, попросит его только в крайнем случае на это послушание ставить. А другой попробует и втянется».

«В селе мало захожан, там некого стесняться, поэтому новичку проще осваивать это послушание. Бабушки, которые постоянно ходят на службу, очень радуются, когда появляется новый чтец, подбадривают его. Получая опыт чтения на клиросе, человек становится увереннее, служба для него раскрывается по-другому, это воодушевляет и придает силы», — говорит благочинный Татищевского округа Саратовской епархии иерей Дионисий Уразаев.

Мелодия церковной службы

Певчие — это мелодичный голос храма, без них прихожанам очень тяжело было бы молиться. В большинстве городских храмов есть два хора. Один состоит из профессиональных певчих, другой — любительский, и в нем поют прихожане храма, раскрывшие в себе способности и любовь к церковному пению.

«Когда в нашем храме открылся набор на курсы певчих, многие прихожане сразу решили попробовать свои силы, — говорит Екатерина Иванова. — У меня за плечами уже был опыт чтения на клиросе, и это мне помогло».

Каждого, кто желает посещать занятия, обязательно прослушивает регент. «Могу с уверенностью сказать, что бояться петь не нужно. Если есть желание, нужно обязательно подойти к регенту и спросить, нужны ли певчие, можно ли попробовать, — говорит Екатерина Сержантова, регент храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя г. Саратова. — Все мы служим Богу. Разве это не великолепно — послужить Ему своим голосом? В любительских хорах всегда ждут новых людей. Эмоции, которые ощущают прихожане, когда первый раз в хоре поют на службе, не сравнимы ни с чем. Многие говорят, что даже не ожидали, что это так прекрасно!»

При этом люди, не имеющие специального музыкального образования, но располагающие временем и горящие желанием, могут не просто стать костяком любительского хора — некоторых из них, бывало, приглашали в профессиональные певчие. «Я знала мужчину, у которого не было музыкального образования, но он настолько сильно хотел петь и был таким хватким, что ходил на все занятия любительского хора несколько лет, перечитал множество тематических книг. Господь вознаградил его за такое упорство, он потом долгое время пел в основном хоре. И никто не мог бы сказать, что человек начинал с нуля», — вспоминает Галина Баширова, регент профессионального хора Казанского храма г. Саратова.

В сельских храмах певчие тоже есть, но чаще всего их сложно назвать хором — скорее, это дуэт или трио, причем с непостоянным составом.

«Каждый сельский священник будет несказанно рад, если к нему подойдут прихожане и предложат взять их в певчие. В деревенских приходах нет таких требований, как в городе. Здесь поют, как могут, порой учатся петь церковные песнопения прямо на службе, подпевая тем, кто уже что-то освоил, — делится своими наблюдениями иерей Алексий Стрижов. — Бывает на селе и так, что приезжает священник, а певчих нет совсем. Очень тяжело служить в таких случаях. Приходилось порой и служить, и петь кое­как самому. А то, что человек сначала делает ошибки, — это нормально. Главное — не переживать и идти дальше».

Во многих сельских приходах нет регентов, прихожане поют сами. Для такого исполнения нужна смелость и сила духа.

«Помощники на клиросе очень нужны, и если человек не идет петь из-за страха наделать ошибок, он поступает неправильно. Кроме того, клиросное послушание позволяет многим лучше прочувствовать службу, вжиться в нее», — говорит отец Дионисий Уразаев.

Однако есть в Саратовской епархии сельские приходы, где хор — это гордость не только храма, но и целого села. Один из таких — в храме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской с. Елшанка. Несколько лет назад иерей Кирилл Суглобов, настоятель храма, решил написать в чат певчих, чтобы пригласить людей на службу.

«Я знал отца Кирилла с детского лагеря, — рассказывает Михаил Соловьёв, певчий елшанского храма. — Когда увидел его сообщение в чате, решил помочь и поехал. Я сам из Саратова, до Елшанки около 50 км. Сейчас для меня это уже не расстояние. Я езжу туда каждые выходные и в праздники, чтобы петь на службе. Отец Кирилл и матушка Екатерина так умеют заряжать, что не я один влюбился в этот храм. Теперь пять человек еженедельно ездят петь в Елшанку из Саратова. В последнее время нас стали приглашать на светские мероприятия — в Дома культуры, в школы. Мы исполняем для сельчан композиции о Родине, военные песни. Сейчас я уже не представляю своей жизни без воскресного пения в этом уютном сельском храме».

Для тех, кто хотел бы связать часть своей жизни с клиросом, при Николо-Тихвинском соборном храме г. Саратова работает школа певчих.

«В нашей школе очень уютная атмосфера. Мы занимаемся в маленьких группах по 10–12 человек. Обучение длится два года, — поясняет Татьяна Решетникова, руководитель курсов церковного пения при Николо­Тихвинском храме г. Саратова. — В первый год мы начинаем занятия с постановки голоса, изучаем теорию музыки, сольфеджио и хоровое пение. На втором году обучения добавляется изучение гласов и дополнительное занятие — хоровая практика. Хор выпускников курсов поет по субботам на Божественной литургии. Дважды в год мы устраиваем концертные мероприятия. В ежегодном Пасхальном фестивале принимают участие также любительские хоры саратовских храмов».

В школу певчих, как и на занятия любительских хоров при храмах, может прийти любой желающий. Главное — быть готовым трудиться и осознавать, что церковное пение — это сложное искусство, требующее затрат энергии и времени. 

«Секретная» должность

Есть в храме человек, благодаря которому служба проходит в соответствии с церковным уставом. Для многих прихожан этот человек навсегда остается неизвестным. Свою работу он выполняет незаметно, но четко. Этот человек — уставщик.

Уставщик точно знает последовательность богослужения, он следит за чтением Священного Писания и пением хора. Любой вопрос, связанный с построением службы, уставом, — для него не проблема, а пища для размышлений.

«Когда мы учимся читать на клиросе, мы обязаны изучить, что и когда читать, — говорит Светлана Мариза. — Я тоже читала, изучала. Мне повезло, в нашем храме были курсы, на которых изучали устав. Постепенно мне стали задавать разные вопросы, связанные с уставом, которые порой ставили в тупик. Но мне было так интересно самой узнать ответы, что я искала информацию: изучала богослужебные книги, уточняла то, что было непонятно, у настоятеля. Постепенно все меньше вопросов вызывало замешательство. Наверное, тогда настоятель храма понял, что можно доверить мне послушание уставщика. Это служение постоянно требует развития. Я читаю много литературы по богослужению, перечитываю, делаю пометки. Мне кажется, уставщик — то послушание, которое само выбирает человека. Если человек удостоился возможности стать уставщиком, это потребует от него большого труда. Но я уверена, что он будет испытывать от этой работы огромное счастье. Я считаю, что клирос — это по любви».

*  *  *

В храмах Саратова и области всегда ждут певчих и чтецов. Настоятели, регенты и опытные прихожане готовы обучить желающих петь и читать с нуля.

Чтобы научиться петь на клиросе, можно:

1. Записаться в школу певчих при Николо­Тихвинском соборном храме (справки по телефону: 8–919–820–77–04).

2. Посетить занятия любительского хора в:

— Свято-Троицком кафедральном соборе. Адрес: ул. Московская, 6 (справки по телефону: 8–960–350–03–28),

— Покровском соборе. Адрес: ул. Горького, 85 (справки по телефону: 8–960–350–03–28),

— храме Нерукотворного Образа Спасителя. Адрес: ул. им. Академика Семёнова Н. Н., 15/2 (справки по телефону: 8–987–380–44–82),

— храме во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Адрес: проспект им. 50 лет Октября, 107 д (справки по телефону: 8–917–203–41–42),

— храме во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Адрес: ул. Московская, 155 (справки по телефону: 8–906–493–39–01),

— храме Казанской иконы Божией Матери. Адрес: ул. Чернышевского, 2 а (справки по телефону: 8–965–884–14–31),

— Свято-Никольском мужском монастыре. Адрес: ул. Дегтярная, 26 (справки по телефону: 8–902–046–01–92).

3. Научиться читать на клиросе можно в школе чтецов храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Более подробную информацию можно узнать по телефону: 8–987–301–64–36.

 Газета «Православная вера», № 03 (743), март 2025 г.