Многие писатели посвятили свои наиболее проникновенные строки самому дорогому человеку для каждого ребенка на земле — матери. О подвиге материнства рассказывает и повесть «Матерь человеческая» донского писателя Виталия Закруткина (1908–1984). Это произведение, прежде всего, напоминание потомкам о страшных страницах нашей истории. Но мало кто знает, что писатель зашифровал в восхвалении подвига матери во время войны и прославление Той, Которая стала Матерью для всего человеческого рода…
Есть книги и фильмы, в которых читатель может не понять главного только потому, что игнорирует религию как составляющую жизни человека. Именно поэтому тот, кто не знает, что такое христианство, никогда не поймет, что на самом деле хотели сказать в своих произведениях Достоевский, Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Диккенс, Толкин, Льюис и многие другие.
Все эти писатели были верующими людьми, христианами. Всю свою жизнь посредством творчества они разгадывали большую тайну: что есть человек, что Бог помнит и посещает его? Только через понимание взаимоотношений «Бог — человек» можно приблизиться к пониманию фундаментального смысла культуры.
Именно этот принцип раскрывается в повести «Матерь человеческая», опубликованной в 1969 году. Закруткин получил за нее несколько премий СССР, а в 1975 году на экраны вышел одноименный фильм. Советский человек того времени, знавший по собственному или родительскому опыту боль войны, ощущал в этом произведении, с одной стороны, всю глубину материнского горя, а с другой — необыкновенную, всё превосходящую радость — радость любви.
Когда мы сегодня слышим словосочетание «Матерь человеческая», у нас сразу возникают ассоциации: «Матерь Божия» и «Сын Человеческий». Это сочетание отсылает нас к 19‑й главе Евангелия от Иоанна, где все мы усыновляемся Богородице волею Христа, пребывающего на Кресте.
Повесть «Матерь человеческая» начинается с воспоминаний Виталия Закруткина о женщине, которую ему довелось встретить во время Великой Отечественной войны. Описывая обстановку, в которой он предается воспоминаниям, писатель говорит и о храмах, о вере, о молитве. Взгляд автора скользит по многим разрушенным артефактам культуры и останавливается на изваянии католической Мадонны с Младенцем на руках.
Описывая Мадонну, автор задается вопросом: за что люди поклоняются Ей? А дальше мы читаем вроде бы кощунственные слова, но на самом деле так только кажется, ведь автор ничего не утверждает, а приглашает нас к размышлению.
«Смерть сына — тяжкое, неизбывное горе для матери. Но разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были Тебе? Кто же измерит их горе? Кто исчислит все их утраты? Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ими слезы, за все, что пережили они и свершили во имя жизни на любимой ими нелегкой земле?»
Кто может воздать за всё это, кроме Бога? Автор так и ответил самому себе в первой версии данной повести — «О живом и мертвом», которая вышла в свет в 1944 году. Один из ее героев скажет Марии: «А все-таки ты правильный человек, Мария. Страшно жить среди мертвых! А ты все перенесла, и мы пришли к тебе сюда, как домой приходили. За это Бог пошлет тебе счастье, и Иван твой вернется, и все будет, как было, потому что смертью покорить человека нельзя, потому что живое сильнее мертвого!».
Уже тогда, в далеком 1944 году, Закруткин понимал, что без Божественного вмешательства этой женщине выжить бы не удалось. И уже тогда он не побоялся вставить слово «Бог» в свою повесть.
В «Матери человеческой», через несколько страниц после вопрошания, писатель также ответит на эти вопросы, но уже немного иначе: «Мария, пронзенная острой, внезапной мыслью, поняла, что ее горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского…» Стоит заметить, что Пресвятая Богородица как раз и является Той, Кто утешает всех скорбящих, Кто вмещает в Свое сердце вселенское, бескрайнее человеческое горе.
Если читатель прочтет эту повесть без евангельских ассоциаций, то у него в голове сложится картина, что рассуждения Закруткина как бы ставят под сомнение существование Самой Богородицы и всей евангельской истории. Но на самом деле это только вуаль. Произведение построено таким образом, что за приведенными автором в тексте коммунистическими лозунгами и материалистическими сомнениями лейтмотивом звучит гимн Богородице, проповедь Евангелия и веры в Бога…
Итак, события повести происходят в сентябре 1942 года. В ней показана судьба 29‑летней женщины Марии, чью семью — мужа и сына — во время оккупации хутора, который в итоге был сожжен дотла, немцы повесили на ее глазах на старой яблоне. Яблоня в рассказе становится особым символом. Дерево расцветает, когда у героини рождается ребенок и мать с младенцем находят наши войска…
Из целого хутора только Марии удалось выжить. Под напором односельчан она спаслась бегством, поскольку была беременна. Спустя двое суток, очнувшись среди кукурузы, женщина сначала молит Бога о смерти. После она еще не раз будет обращаться к Творцу в молитве, но уже не смерти ради. Сразу стоит заметить: в повести вполне отчетливо показано, что Мария сознательно обращается к Богу. Она знает, что Он — Господь, Создатель, Спаситель. Вернее, это знает Закруткин.
А еще Мария хорошо знает, как отучали верить в советское время. Но в детских, неизбывных ее воспоминаниях запечатлелась пасхальная радость. «А когда в душной, полутемной церкви вдруг зажигались все свечи, и хор мощно и радостно пел о воскресении распятого Бога, и на высокой колокольне наперегонки один с другим трезвонили большие и малые колокола, а люди говорливой, веселой толпой выходили на паперть и растекались по церковному двору, поздравляя и целуя друг друга, с маленькой Маруси слетал благостный сон, и детская душа ее замирала от непонятного, таинственного блаженства, в котором сливалось все: и весна, и хорошие люди, и сотни огоньков, и то, что неведомый ей, убитый злодеями кроткий Бог воскрес и парил над людьми, ласково оглядывая их с золотой парчи церковных хоругвей…»
Озираясь на прошлую жизнь, Мария мужественно боролась в жизни настоящей, в которой разворачивались поистине грандиозные события. И в этом повествовании мы найдем множество аллюзий на евангельскую историю. Здесь читатель встречает и погреб, который напоминает пещеру (некоторые исследователи проводят параллель с ковчегом), и животных, которые в Евангелии были свидетелями рождения Младенца Иисуса, и спасение детишек, убежавших от карателей, которых Мария усыновила (собственно, как и умирающего молодого немца, встреченного ею в этом же погребе), и рождение ребенка «в хлеву», и чудесное спасение…
Все произведение пронизано промыслительным стечением различных обстоятельств. В нем ощущаются не только присутствие Творца, но и Его явная помощь.
Рожает Мария в апреле 1943 года. Именно тогда «неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня». Именно тогда, 25 числа, была Пасха.
Газета «Православная вера», № 03 (671), февраль 2021 г.