Иконописная школа в Покровской епархии открылась всего полгода назад, но ученики уже успели освоить азы создания канонических произведений и продолжают совершенствовать свои навыки. Мастерская, где проводится обучение, находится на территории Свято-Троицкого кафедрального собора. В будни, по вечерам, сюда спешат люди самых разных профессий. В один из них мы познакомились с первыми учениками и секретами древнего искусства.
От теории к практике
В небольшом классе уже все приготовились к уроку: перед каждым учеником — мольберт, бумага, краски, на доске прикреплен листок с заданием. «Сегодня по рисунку будем изучать построение руки, элементы срисовываем с древних икон. В основном работаем кистью», — поясняет преподаватель Ольга Сергеевна Шишкова. Ее рука с кистью плавно скользит по белому пергаменту, и через несколько минут видны уже очертания будущего изображения. Ее движения пытаются повторить более двух десятков человек, но сразу не у всех получается. «Само направление кисти, пальцев, смотрите, оно — под углом», — Ольга Сергеевна подходит к каждому ученику, чтобы кому-то подправить линии, кому-то показать правильное положение руки, а кому-то с подбором размера кисточки помочь. «Смысл этого — не перерисовать под копирку, а именно руку набить, чтобы линия была живая. Соответственно, всё это медленно, кропотливо», — продолжает объяснять руководитель иконописной школы.
В первые месяцы обучения будущие иконописцы узнавали, как выбирают образ для написания иконы, как готовят доски и левкас, какими материалами пользуются сегодня. Вначале это была теория, затем перешли к практике, где всё началось с азов — освоения карандашного тонового рисунка и работы акварельными красками. На первых уроках рисовали отдельно фрагменты архитектуры, горки, обязательно писали пальму — это один из символов праздника Входа Господня в Иерусалим. Ученики упражнялись в проведении линий, штрихов, мазков, заливок, рисовали элементы академического рисунка и затем перешли к изучению шрифтов и орнаментов, фрагментам пластической анатомии.
Каждый мастер должен на отлично знать агиографию — науку об описании святых. Ведь иконописец не может отступать от строгих канонов. Например, существует девять положений рук, восемь строений глаз, около шести вариантов изображения носа, три поворота головы. По сути, иконописец не пишет икону, а делает списки с работ великих древних художников. Но все равно, одна и та же икона у разных мастеров получается по-разному.
Далее традиционное знакомство с техникой иконописи продолжится освоением рисунка различных элементов икон. И только на следующем этапе — складки одежд, фигуры людей, обучение послойной технике письма ликов. В школе предполагается четырехгодичное обучение по иконографии и колористике, основам православия, литургики.
За тысячи лет иконопись выработала особое понятие о красоте, во многом отличное от светского, привычного для многих из нас. Аскетичные лица, большие серьезные глаза, удлиненные тела… Красота духовная здесь выше красоты телесной. «Иконы — это целая философия, окно в тайный мир. В основе иконописных образов, которые можно разглядывать, расшифровывать, читать, лежат сюжеты из Библии. За два тысячелетия у этого искусства сложился свой уникальный язык, где лики, предметы, цвета и орнаменты имеют особые смыслы, — говорит Ольга Сергеевна. — Наши курсы предполагают именно практическое обучение, но без основной теоретической базы оно невозможно».
От мечты до дела
Еще восемь лет назад сама Ольга Сергеевна была инженером по качеству и работала на заводе. Художественного образования у нее не было, но она с детства хорошо рисовала. Продолжала заниматься живописью во время учебы в СГУ, декрета, работы, но все чаще ей хотелось попробовать себя в иконописи. Знаний не было, но было большое желание писать иконы. «Я всегда считала, что это очень сложно, и думала: дети вырастут, выйду на пенсию и займусь тем, чего желает душа. Но вышло по-другому: отправила свои работы в иконописную школу имени преподобного Алипия Печерского в г. Дубне Московской области, чтобы просто проверить свой уровень, а меня пригласили учиться… Во всем есть Божий Промысл! Шесть лет была студенткой и постепенно постигала искусство иконописи, теперь рада делиться своими знаниями со всеми желающими», — говорит она.
Сейчас в школе постоянно занимаются тридцать человек разного возраста и профессий, люди, имеющие навыки рисования и без них. Занятия проходят два раза в неделю по несколько часов. Ученики признаются: время в школе пролетает совершенно незаметно. Нередко им приходится дорабатывать свои произведения дома: повторить шедевры древних мастеров не так-то просто без хорошей базы. «Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно, — говорит Ольга Сергеевна. — На самом деле, человека можно научить писать иконы, если он умеет рисовать, целеустремлен и у него есть желание трудиться».
Школу посещает 70-летний Юрий Анатольевич Аранян. В молодости его вера в Бога была простой традицией: отмечал большие православные праздники — Рождество, Пасху, иногда посещал церковь. Только уже в преклонных годах он осознал, что без Бога в жизни все бессмысленно. А когда вышел на пенсию, появилось много свободного времени, и, как он сам признается, стало скучно. «Пять лет назад начал рисовать, сначала что-то несложное — пейзажи, потом маслом попробовал, несколько храмов нарисовал. Как только услышал, что школа иконописи открылась у нас, сразу пришел», — рассказывает он и уверяет, что это неспроста. Его дедушка родился и жил в Молдавии, был священником, в 30-е годы прошлого столетия подвергся арестам и пережил ссылки, вернулся домой и почти до последних дней своей жизни служил у престола Божия. Не раз он изъявлял желание, чтобы внук Юрий тоже стал священником, но советский уклад жизни в их семье расставил свои приоритеты. «В те времена священники были не в почете, моя трудовая деятельность прошла на заводах, на руководящих должностях, и только сейчас я понимаю, о чем говорил мой дед. Я хожу в храм! Наверное, он молится за меня и рад, что я пришел учиться иконописи», — говорит Юрий Анатольевич.
Учиться сложному искусству иконописи пришла и Лидия Викторовна Чернышова. Больше десяти лет она работает в епархиальной швейной мастерской, создает священнические облачения. «Рукоделием я занималась всегда, но захотелось попробовать рисовать. Увидела объявление об открытии школы в нашей епархии — и сердце подсказало: это то, что нужно, — говорит она и добавляет, что учиться иконописи не так-то просто: — Иконописец — это не просто художник, а служитель, несущий огромную ответственность за каждое движение кисти, за каждый цвет, за каждый взгляд святого, воплощаемый им на доске. Он создает не просто изображение, а молитвенный образ, призванный соединить земное с небесным».
Наравне со взрослыми в школе учатся студенты, не только будущие художники, но и экономисты, программисты. Пока они еще новички, но стараются и упорно постигают новую для них науку. «Для меня иконопись — это не просто ремесло, а возможность прикоснуться к вечности», — подмечает студентка энгельсского колледжа Вероника Проститова.
Возможно, не каждый из учащихся дойдет до конца обучения, ведь иконопись — искусство непростое, требующее терпения, усидчивости и особого настроя души. Но те, кто найдет в нем свое призвание, сможет создавать образы, наполненные светом и благодатью.