Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Фильм «Руками» – о вечном в простом труде
Просмотров: 310     Комментариев: 0

В современном российском кинопрокате не так уж много смыслового кино, в том числе документального. Потому эффектная афиша и заставляющее размышлять название привлекает внимание сразу. 27 октября вышел документальный фильм Евгения Григорьева «Руками». Конечно же, вдохновляющий фильм о людях труда, так подумала я – и отправилась на его премьеру в прокате.

Название фильма, премьера которого состоялась в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля, не обмануло. Его героями – во всех смыслах этого слова – являются люди, которые каждый день что-то производят этими самыми руками. Без пафоса, известности, и, увы, зачастую без понимания, что они – эти самые герои повседневного труда и есть.

Фильм снимали несколько режиссеров в разных уголках нашей страны, объединяет их сюжеты лишь общий замысел. И еще периодически появляющаяся в кадре сорежиссер Мария Козлова. Правда, сорежиссером она не выглядит, скорее журналисткой, которую отправили колесить по России с не совсем понятным ей заданием. Оттого мне, как зрителю, не хватило того самого рассказчика, лирического героя, который, задав вопрос в начале, предложил вариант ответа в конце.

Но по мере знакомства, пусть и в жанре «что вижу – о том и пою», с очередным тружеником, у меня зрело ощущение, что в современном мире так и происходит. Люди интеллектуального труда и модных профессий силятся и никак не могут сформулировать в вопрос свое удивление: «Как же вы, работяги, умудряетесь, не понимая ощущения важности своего по-настоящему ценного труда, не чувствуя поддержки от общества, вот так, изо дня в день, к примеру, идти в цех и делать лишь одну деталь самолета, на котором вам никогда не летать? Ведь этот труд не сделает вас известными, богатыми, успешными». А труженики простых профессий не читали так много умных книг и статей, чтобы ответить Марии на абстрактное: «В чем вы видите ценность жизни?» И потому очень часто не складывается пространный диалог.

Сам фильм, снятый и правда непафосно и просто, заставляет задуматься зрителя. В чем ценность этого простого труда (в некоторых случаях, признаюсь, я думала, что его уже давно заменили машины)? Только ли деньгами нужно платить за него? А главное – что должно согревать сердце вот такого труженика? Ведь он же человек, он должен быть важен.

Кто-то сам находит ответ на эти вопросы. Как герой новеллы Никиты Добрынина «Перемена участи», превратившийся из пиарщика в создателя авторской мебели: «Там все слова пустые были. Здесь виден результат». Кому-то понятно из опыта: в авиации мелочей нет, винтик не с той резьбой – равно аварии самолета и гибели экипажа. Кто-то стремится делать что-то свое, потому что это свое легче полюбить, а «с завода на завод бегать – смысла нет». Для кого-то труд – средство обеспечивать любимую жену и растить настоящим человеком сына. Но звучит в картине предсказуемое и горькое: «Не ценят сегодня человека труда. Раньше простых рабочих уважали, передовикам почет был». И дело-то ведь не только в деньгах, хотя и в них, конечно, тоже.

Вспоминались мне и совсем другие примеры. Апостол Павел, который мог жить на средства христианских общин, но почему-то делал своими руками палатки. Праведная Тавифа – скромная и добрая, которая свою любовь к ближним выражала в пошиве одежды для нуждающихся и вдовиц. Монах Валаамского монастыря, в одном из документальных фильмов про обитель в нескольких словах обрисовавший, что значит быть монастырским поваром. Иеродиакон Памва – начальник пекарни Киево-Печерской лавры (фильм «Фотография тысячелетия») признается: «Я раньше думал, что это Божие наказание. Я тесто не любил, для меня это что-то страшное было. А потом по молитвам Божией Матери и Киево-Печерских святых мы полюбили друг друга: я – тесто, а тесто меня». Как же много дает человеку понимание того, что труд его – послушание Богу, соработничество Творцу. Каким важным и нужным становится и каждый болтик, и каждый стежок, и каждый пирожок.

В фильме эта важность и нужность совсем не очевидна – рыбы дохнут, труд американского фермера в российской глубинке вызывает какой-то нервный смех у него самого, заводы закрывают. Но авторы завершают картину жизнеутверждающими словами: «И вечность встанет с нами рядом». Они были бы далеко не очевидны, если бы не последний герой – священник, он же врач в реанимации. В нем, в его повседневном труде как раз и сходятся вместе помощь временному земному телу и вечной душе. Батюшка несет свой труд, невзирая на странные претензии коллег («священником надо родиться, а не из врача в него превратиться») и пациентов («закройте дверь, невозможно дышать, ладаном пахнет»).

Священнику легче увидеть не только временную, но и вечную ценность своего труда. Но как же хочется, чтобы и все его повседневные герои почувствовали заботу и помощь Небесного Отца. И вечность действительно встала с ними рядом. И важным, ценным стал и каждый гвоздик, и каждый глиняный горшок, и каждая булка хлеба, сделанные с любовью и от полноты сердца.

«Православное Заволжье»