Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
«Этот храм — как маяк»
Просмотров: 356     Комментариев: 0

30 мая Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения храма во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста города Хвалынска.

Храм построен неподалеку от места, где располагалась старинная Трехсвятительская кладбищенская церковь, разрушенная в годы советской власти. Строительство началось летом 2016 года, а уже в конце октября был совершен Чин освящения крестов и куполов. И вот теперь — работы завершены.

— Мы с вами, дорогие братья и сестры, только что совершили освящение нового храма, — обратился к собравшимся Митрополит Лонгин. — Усердием Вячеслава Викторовича Володина храм этот сегодня восставлен почти на старом месте. Это знаменательное событие для всех жителей города.

Владыка отметил, что христианское погребение всегда совершалось около храма. До XVIII века при каждой церкви был свой погост, где хоронили ее прихожан. Лишь потом, когда города начали разрастаться, стали выделять особые места под кладбища, но и на них обязательно строили храмы. В годы советской власти народ постепенно отвык от этого, хотя одна привычка все-таки осталась — ходить на кладбище на Пасху. Она сформировалась уже в советские годы, но частично имела свое основание и в старинной практике, поскольку естественно, что когда человек побывал на пасхальном богослужении в своем приходском храме — там, где рядом лежат его близкие, он после службы шел на родные могилы. Потом храмов не стало, церковная жизнь практически замерла, но это воспоминание и до сегодняшнего дня еще теплится в сознании людей.

Наличие храма на кладбище — большое утешение и усопшим, и их близким. Ведь в храм можно принести усопшего, оставить гроб на ночь и читать по душе новопреставленного Псалтирь, совершить заупокойную Литургию и отпевание. Для большинства современных людей более привычно другое: краткое прощание с усопшим в морге, когда гроб не заносится ни домой, ни тем более в церковь. Это следствие десятилетий безбожия, но нет ничего хуже, чем эта привычка не встречаться со смертью. А настоящее христианское отношение к усопшим заключается в том, чтобы помнить о них, почитать их, молиться о прощении их грехов, посещать место упокоения, постоянно содержать в памяти и не разрывать ту внутреннюю связь, которая образовалась при жизни.

— Сегодня мы молились об этом храме как о живом человеке, — сказал Митрополит Лонгин. — Мы помазывали его стены миром, как помазываем новорожденных при крещении. Мы молились о том, чтобы Господь утвердил его до скончания века, чтобы Господь не дал еще раз случиться на нашей земле такому помрачению, когда мы сами, своими собственными руками разрушали свои святыни и думали, что от этого наша жизнь как-то улучшится. Дай Бог, чтобы никогда подобных помрачений не находило на наш народ.

После Великого освящения — первая Божественная литургия. Небольшая церковь едва вмещает желающих разделить радость праздника. Нового храма жители города ждали давно. В сентябре 2002 года в память о разрушенном кладбищенском храме на месте, где он стоял, был установлен крест.

— Трехсвятительская церковь была построена в 1840 году на средства хвалынского купца Василия Михайловича Попова, — рассказал историк, генеральный директор фонда сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района «Сосновый остров» Алексей Наумов. — Он построил ее в память об умершем сыне. Храм, спроектированный в стиле классицизма, был одним из самых красивых в Хвалынске. Стоящая на вершине горы кладбищенская церковь была видна со всех концов города. Храм просуществовал сто лет и был разобран в 1940 году, когда понадобились кирпичи для строительства городской бани. Разбирали Крестовоздвиженскую церковь, кирпича не хватило — решили разобрать еще и кладбищенский храм. Восстановление этой церкви, безусловно, очень важно для облика Хвалынска, потому что это возвращение доминанты города, воздвижение креста в его самой высокой точке. Этот храм — как маяк, и он снова вернулся на свое место. Сейчас пока непривычно поднимать голову и видеть на холме храм и крест, но это очень красиво — и здорово, что это есть.

На западной стене старинного храма находилась икона Страшного суда работы местного иконописца П. И. Суконцева. Образ, написанный в 1858 году на цельной дубовой доске внушительных размеров, сохранился до наших дней. Долгое время его можно было увидеть в постоянной экспозиции хвалынского художественно-мемориального музея имени К. С. Петрова-Водкина, а теперь, пока в музее идет реставрация, он пребывает в Саратове. В новый же храм из ризницы Крестовоздвиженского храма принесли другую старинную икону — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

— Мы знали заранее, что храм будет освящен во имя трех святителей, — объясняет благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко, — и решили, что эта икона должна быть здесь. О строительстве храма на кладбище мы думали уже давно, и вот наконец нашелся человек, благодаря которому эта церковь здесь появилась. У Вячеслава Викторовича на этом кладбище похоронен близкий и дорогой для него человек — его папа. Жители города тоже помогали, жертвовали на утварь. Слава Богу, что есть такая связь времен, и опять возобновляется молитвенная жизнь на этом месте. Думаю, что это Богу угодно.

— Освящение нового храма — для нас большое событие, — говорит Татьяна Титаренко. — В городе оставался всего лишь один храм, и вот теперь у нас открылся второй. Храм на кладбище был очень нужен — люди приходят навестить своих родственников и хотят помолиться, подать запис­ки, свечи поставить. Мы очень долго к этому готовились и вот наконец дождались.

— Я хожу в храм уже много лет и очень довольна, что нам построили еще одну церковь, — делится своей радостью Вера Петровна Кузьмина. — У меня на этом кладбище родители похоронены, бабушки, дедушки, муж, другие родственники. И это нам большая радость, благодарим Бога.

 


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68 рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото Андрея Гутынина

Газета «Православная вера» № 11 (583)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.