14 сентября состоялась очередная беседа в рамках проекта «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом». Собравшиеся смогли задать свои вопросы протоиерею Сергию Кляеву — руководителю епархиального отдела по делам благотворительности и социального служения.
— Прежде всего, надо помнить, — начал встречу отец Сергий, — что основная цель человека — это войти в Царствие Небесное. И любая ситуация, которая Господом человеку посылается, — она для того, чтоб человек увидел свои немощи, свои греховные страсти и через борьбу с ними укрепил свой дух. В здоровом состоянии мы не всегда, к сожалению, боремся со своими страстями. И когда человека посещает болезнь, лучшее, что можно сделать, — это задать себе вопрос: «Для чего?». Для чего мне это послано? Конечно, ответ придет не сразу — он требует духовного труда.
Когда мы, священники, общаемся с родственниками тяжелобольных людей, мы должны, прежде всего, понять, чего они хотят. Чаще всего они желают исцеления близкого человека. Иногда им кажется: вот сейчас батюшка придет, помолится, и раковый больной тут же встанет на ноги и пойдет из больницы домой. Но такого, конечно, не бывает, разве что святые, чудотворцы совершали такое. Если больной действительно безнадежен, цель священника — подготовить его к смерти. Принять его исповедь, соборовать, причастить. При этом следует помнить: если человек без сознания, никакие таинства над ним не совершаются, потому что любое таинство требует сознательного волеизъявления человека. Человек должен сказать, что он верит в Бога, что он православный, что он хочет сейчас исповедаться, хочет причаститься Святых Таин.
Иногда бывает так: родственники настойчиво просят священника прийти к больному, а сам больной, когда священник к нему приходит, говорит: нет, не хочу, мне всё это не нужно. Что должен в этом случае сделать священник? Извиниться и уйти. А родственникам сказать: если он захочет, позовите меня, я незамедлительно приду.
У меня был такой случай в пастырской практике: меня пригласили одну бабушку причастить. Я приехал — бабушка чувствует себя приемлемо, сидит, но на мои вопросы — хочет ли она исповедаться, причаститься — не отвечает, только смущенно улыбается. И я отказался ее причащать, хотя родственники очень настойчиво об этом просили. Мы не имеем права что-либо человеку навязывать — ведь Господь дал человеку свободную волю.
Был и такой случай: люди пришли и попросили причастить умирающую от рака мать. Сами они от Церкви далеки, мать тоже, но — беда заставила их об этом задуматься. Я совершил соборование, исповедал и причастил больную, объяснил, что теперь уж надо жить христианской жизнью до конца. Но после этого родные больной ко мне не обращались. Можно предположить, что отношение к таинству у них было формальное, чисто обрядовое: сделали мы это один раз, и хватит. А если бы они по-настоящему уверовали, поняли, что это такое — тогда они должны были содействовать тому, чтобы больная до самого конца своего причащалась регулярно. Но вот теперь — пусть Господь судит.
По сути, это ведь милость Божия — когда Он жизнь у человека не внезапно забирает, а вот так — давая время на осознание прошлого, на покаяние. Когда человек готовится к смерти через покаяние, через Причастие, он умирает без животного страха смерти в глазах. А когда человек к смерти не готов, ему, конечно, очень тяжело умирать.
И вот, ваша задача — объяснить родственникам, что цель прихода священника — это подготовка души к встрече с Богом. Как вы это им скажете — это зависит от вас, от того, как вы сумеете найти контакт с этими людьми, и, конечно, от их веры в Бога. Не всегда у родных и у самого человека есть мужество принять волю Божию и подготовиться к смерти. Часто задают вопрос: всегда ли надо говорить больному, что диагноз не оставляет ему шансов, что его ждет смерть? Я бы ответил так: не всегда это можно сказать, не всякому человеку. Это зависит от его духовного состояния. Если человек действительно готов услышать правду, надо ему ее сказать. Врачи сейчас исходят также из этого. Чаще всего говорят: у вас рак, прогнозов мы вам не дадим, все может быть. Как определить, готов ли человек?.. Здесь универсального ответа не дашь, каждую ситуацию нужно отдельно рассматривать.
Вопрос из зала: Да, сейчас и врачи, и психологи склоняются к тому, что нужно человеку правду говорить. Но как быть, если родственники стоят стеной: «Скажете ему, что он не выздоровеет, — сами трех дней не проживете»?
— Против родственников я бы в такой ситуации не пошел. Причины такой их позиции могут быть разными. Иногда это просто эгоизм: родственники не могут вынести тяжесть правды, которая ляжет на их плечи, они не понимают, как общаться с умирающим, который знает, что умирает; им нужно перестраивать отношения с этим человеком, а они не знают, как. И второй вариант: близким известно, что больной этого не выдержит, что он избалован, слаб, духовно неподготовлен; что он может впасть в отчаяние и вообще перестать с кем-либо общаться. Спорить с родственниками, тем более близкими — дело неблагодарное: помощь больному требует синергии, объединения усилий семьи, врачей и священника.
Вопрос из зала: Что же мы, родные, можем сказать человеку, который знает, что обречен?
— Лучше всего сказать так: «Молись, чтоб Бог дал тебе сил». Не говорить «сил физических», а просто сил. Потому что человек все равно будет еще какое-то время жить. Душевные, духовные силы нужны, чтоб эта жизнь была жизнью, а не чем-то другим. Физическое выздоровление уже невозможно, но, если человек будет молиться искренне, Господь даст ему здоровье духовное. А основной закон в общении с таким человеком — это закон любви.
Вопрос из зала: Мой знакомый болел и просил своих близких: «Если рак, скажите мне правду, я ничего такого не сделаю». И они решились сказать ему правду. Он пошел и повесился. Значит, близкие сделали страшную ошибку? Как им теперь жить дальше? Они же теперь всю жизнь будут себя винить.
— Ошибка их состояла, скорее всего, в том, что они не подготовили человека к этой страшной для него информации. Возможно, это надо было говорить поэтапно: сегодня «У тебя болезнь серьезная». Завтра «У тебя очень серьезная, опасная болезнь», послезавтра «Врачи не так много шансов тебе дают». И смотреть, как человек на это реагирует. Но не подрубать его под корень. Не отнимать у него надежду, потому что если с верой у человека плохо, хотя бы надежда у него быть должна. С другой стороны — он ведь сам попросил их это сказать, сам дал слово, что ничего с собой не сделает, хотя внутри себя, видимо, уже решил: если рак, лучше быстро. Это было его собственное решение. Так что казнить себя родным не нужно, хотя определенная ошибка ими и была сделана.
Вопрос из зала: Моя мама сейчас тяжело больна. Но к Церкви, к вере равнодушна, слышать об этом не хочет. Как ей помочь, как открыть ей Бога?
— С нею нужно разговаривать о Боге, о вере, о духовной жизни, как разговариваем мы об этом с маленькими детьми. Конечно, если она согласна хотя бы как-то это слушать. Навязать человеку и тут ничего нельзя. Это трагедия поколения, выросшего в атеизме, воспитанного на вере в светлое будущее, во всемогущество медицины и науки. Это очень большая проблема. Прихожане не раз говорили мне, что их близкие категорически отказываются перед смертью встречаться со священником, исповедоваться, причащаться. Так и уходят без духовного напутствия. Но есть и противоположные примеры. У одной нашей прихожанки отец — всю свою жизнь совершенно неверующий человек — заболел раком легких и в 76 лет вдруг сказал: «Хочу креститься. Пора мне выходить из оппозиции». В воскресенье я его крестил, во вторник причастил, в четверг он умер. Вот пример того, как Господь чудесным образом спасает людей.
Как быть, если обращения не происходит, если человек не хочет ни о чем слышать? Молиться за него. Вера — это дар Божий. Что сказал Господь в Евангелии: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16). Господь Сам человека призывает. Чтоб Господь даровал вашей маме веру, вы как дочь должны день и ночь за нее молиться. А чтобы ваша молитва была услышана, чтобы она угодна Богу была, вы сами должны жить по заповедям Божиим, духовной правильной жизнью. Все мирское отсечь и умолять Бога о спасении вашей мамы для Вечности. Вы сейчас — главный за нее перед Ним ходатай.
Вопрос из зала: Прихожане нашего храма ходят в детское отделение клиники гематологии, там дети с самыми серьезными, страшными заболеваниями крови. Родители нередко спрашивают нас: что мы должны делать, как жить, чтобы Бог был милостив к нашему ребенку? Мы отвечаем: вести христианскую, церковную жизнь, молиться, прибегать к таинствам Церкви. А потом эти несчастные родители приходят к нам и говорят: «Мы делали все, как вы сказали, почему же Бог нашего малыша не помиловал?»
— Что значит — не помиловал? Господь любит любого из нас, взрослого или ребенка — гораздо больше, чем кто-либо на земле может любить. Любит единственно правильной любовью. И промышляет о каждом. Вспомните, как Матронушка Московская сказала родителям, когда умерла пятилетняя девочка чудесная, которую все любили: «И что же вы все плачете? Она же теперь в Царстве Небесном, она ангел. А что было бы с нею, стань она взрослой — мы не знаем». Разлука с ребенком тяжела, страшна, и успокоить родителей невозможно, конечно, они в любом случае будут страдать. Но есть вещи, которые должен знать каждый верующий человек. В частности — что нельзя относиться к Церкви, к таинствам как к какому-то магическому приему: вот, сделаете все это, и ваш близкий человек выздоровеет. Это такой православный магизм.
Наверное, лучшее, что вы можете говорить родителям больных детей, если вы общаетесь с ними постоянно: просите у Бога помощи, но помните: на всё Его воля, на всё — Его Промысл. Ведь и Христос молился в Гефсиманском саду: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).
Материал подготовлен в рамках проекта «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом». При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» на основании Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».
Газета «Православная вера» №19 (614)