12 июля мы вспоминаем двух удивительных святых первого века христианства — первоверховных апостолов Петра и Павла
Наверное, многим известны слова из Откровения святого апостола Иоанна Богослова: Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15–16). Слова страшные и заставляющие снова и снова пересматривать свою христианскую жизнь, «горячить» ее, просить у Бога помощи в избавлении от этой самой теплохладности, уже давно ставшей диагнозом миру, тем паче — современному.
Теплохладность, нечувствительность ни к бедам, ни к радостям других людей, сугубое равнодушие к вечному, к высшему, к Божиему — как преодолеть ее, на какой пример опереться? Конечно, любой святой был лишен теплохладности, несовместимой с духовной жизнью, но сегодня хочется вспомнить о святых первоверховных апостолах Петре и Павле, каждый из которых был настолько горяч, что после их проповеди ко Христу обращались тысячи человек… Конечно, для нас главное — хотя бы научиться жить по словам преподобного Амвросия Оптинского «Знай себя — и будет с тебя», но все-таки именно отсутствие горячей веры делает невозможным для реализации этот бесхитростный завет, как и, в первую очередь, соблюдение евангельских заповедей.
Сын рыбака и сам рыбак
Жизнь апостола Петра полна странных, на первый взгляд, вещей — разумеется, для тех людей, кто апеллирует исключительно к литературной составляющей Нового Завета, сомневаясь в реальности того, что там описано.
Жил в Галилее человек по имени Симон, простой рыбак, как сказали бы сейчас — потомственный. И однажды встретил он на берегу озера Иисуса Христа и пошел по Его призыву за Ним. Встреча с Богом, многократно описанная разными людьми, случилась. И рыбак, приняв Его в сердце, поверив Ему, без рассуждений оставил невод и стал странствовать вместе со своим Учителем. Можем ли мы поступать так же всегда, даже уже нося имя христиан?..
Апостол Петр был одним из любимых учеников Христа, свое второе имя он получил от Него. Случилось это после того, как рыбак Симон ответил Спасителю на вопрос, что думают о Нем другие ученики: «Ты — Христос, сын Бога Живого». В ответ же Иисус произнес: Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18–19).
Петр был горяч не только в своей вере, но и в самом простом, человеческом смысле: он живо и бурно реагировал на все, что вокруг него происходило. Вспомним, что именно апостол Петр пошел по водам Галилейского озера, именно он в запале отрубил ухо стражнику из числа тех, что пришли за Христом в Гефсиманский сад… Но и тот же апостол, любящий и преданный, отрекся от Господа в ночь суда над Ним. Это кажется настолько поразительным, что в это невозможно поверить. Однако обратим снова взор на себя — а мы сами?.. Не отрекаемся ли от Бога в моменты, грозящие — не опасностью, как это было с апостолом — нашему комфорту, нашей теплохладности?..
Святой Петр раскаялся в своем отречении — раскаялся сразу же, и был потому прощен. И одним из первых вышел на благовествование после того, как сошел Дух Святой на учеников Христовых. Он был столь горяч в своей вере, что обращал людей в христианство многими сотнями, воскрешал умерших и исцелял больных.
Апостол Петр был епископом Рима с 43 года до самой своей мученической смерти в 64–67 году (точная дата неизвестна). Смерти на перевернутом кресте — страдая, он считал себя недостойным умереть так же, как Господь, повторить Его страдания…
Гнавший прочь, но принявший в сердце
В Новом Завете есть книга Деяний апостольских. Именно в первой ее половине мы можем прочитать об апостоле Петре, вторая же почти полностью посвящена другому первоверховному ученику Христову — апостолу Павлу.
Святой Павел, носивший с рождения имя Савл, родился в малоазийском городе Тарсе, был иудеем, римским гражданином и одним из образованнейших людей своего города. Будущий апостол был яростным гонителем христиан, в Деяниях описывается, что он никак не препятствовал побиванию камнями первомученика архидиакона Стефана…
Апостол знал о Христе, но гнал тех, кто верил в Него. Однако встреча с Господом все же состоялась — так же неожиданно, как и у апостола Петра. По пути в Дамаск Савл услышал голос с неба: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» — и на три дня ослеп. В Дамаске он был исцелен христианином Ананией и принял Крещение.
Бывший гонитель христиан стал одним из их учителей. Он совершил несколько миссионерских путешествий, до нас дошло более десятка его посланий, в каждом из которых сквозь простые человеческие слова видно горячее, вечное — преданность Христу. Если апостол Петр — это «камень Церкви», то апостол Павел — это стены Церкви, ведь в посланиях своих, к которым мы не перестанем обращаться, он систематизировал христианское учение.
При императоре Нероне святой Павел был убит — по приказу императора неустрашимому апостолу отсекли мечом голову…
Обнявшие друг друга
Церковные историки полагают, что святые апостолы впервые встретились друг с другом в 51 году после Рождества Христова в Иерусалиме — на первом общецерковном Соборе, где обсуждалось отношение к христианам, крещенным из язычников,— должны ли эти христиане соблюдать иудейский закон? Святые Петр и Павел не сошлись во мнениях, да и позднее между ними были разногласия. Однако на иконах первоверховных апостолов изображают вместе, иногда даже — обнявшими друг друга, щека к щеке. Что это значит, возможно ли такое было в реальности?
Однако главный вопрос все-таки не в том, возможно ли было такое. Главное — это наглядный пример для всех нас. Вот вряд ли кто-то из нас, негодуя на собрата по вере, сможет умилительно сфотографироваться с ним лицом к лицу. Петр и Павел же были настолько едины, настолько вместе, что и спрашивать не стоит. Объединяющим началом для них был Господь Иисус Христос, любовь к Нему, лишь при наличии которой возможна горячая вера и любовь друг к другу — при всех разногласиях.