+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+
Душе своей не повредив
Просмотров: 714     Комментариев: 0

11 сентября по н. с. Церковь вспоминает Усекновение главы Иоанна Крестителя — великого Пророка и Предтечи Господня. Всем известна эта далекая — и одновременно близкая, неотступно присутствующая в нашей жизни трагедия. Все помнят: "Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя…" (Мф. 14, 6–8). Но просто помнить — недостаточно: о чем мы призваны задуматься в этот день, что пережить?

Иоанн — сын священника Захарии и супруги его Елисаветы, последний пророк Ветхого Завета, первый святой свидетель и мученик Завета Нового. Если ветхозаветные пророки предвидели пришествие на землю «отрока Ягве», Мессии, Спасителя, то Иоанну было суждено встретить Его непосредственно и так же непосредственно Ему послужить, прямыми делая стези Ему (ср.: Мф. 3, 3; Ис. 40, 3), подготавливая Израиль ко встрече с Ним, призывая людей к покаянию, совершая над ними святой обряд омовения от грехов, наконец, содействуя исполнению всякой правды (ср.: Мф. 3, 15), Крещению Самого Господа.

Спаситель не только видел и показывал ученикам величие Иоанна (из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11)) но и очень его любил; этот глагол не должен нас смущать, о человеческой любви, о дружеской привязанности Богочеловека к некоторым людям мы читаем в Евангелии неоднократно (Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря (Ин. 11, 5)). Мученическая смерть Предтечи стала для Спасителя болью, о которой евангелист Матфей сообщает кратко, не проникая в нее, но так, что картина предстает перед глазами: Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их (Мф. 14, 12–14). Сын Божий ищет в Своей человеческой скорби уединения, но не может при этом отогнать от Себя страждущих, отказать им в помощи.

Что же стало причиной казни Крестителя? Иродиада, его убийца, была женой Филиппа — одного из старших сыновей Ирода Великого. По тем или иным причинам Филипп после смерти отца не получил никакого удела, то есть никаких земель и городов под свою власть; это не устроило его требовательную жену, и потому Иродиада ушла от Филиппа к его брату, другому сыну Ирода Великого — Ироду Антипе, правителю Галилеи: с ним она могла жить в роскоши. По одной версии, Филипп в это время был еще жив, по другой, он уже умер, но даже и в этом случае по ветхозаветному закону Ирод Антипа не должен был брать Иродиаду в жены — ведь ее брак с прежним мужем не был бездетным, у них была, по крайней мере, одна дочь — та самая плясунья Саломея. По свидетельству евангелиста Марка, Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (6, 17–20).

Иоанн не боится говорить правду сильным мира сего, потому что он всецело предал себя Богу. Так же поступали его предшественники — Илия, обличавший нечестивого царя Ахава, и Нафан, вызвавший раскаяние Давида. Раскаялся ли в своем поступке Ирод Антипа — неведомо; не исключено, что ему было жаль Иоанна, но гордость — нежелание ударить лицом в грязь перед гостями, нарушив хмельную клятву — оказалась сильнее жалости. Есть также основания полагать, что властителя Галилеи после того злополучного пира преследовал страх; именно поэтому он, слыша разговоры о чудесах, творимых Иисусом из Назарета, сразу предполагает, что это на самом деле воскресший из мертвых, готовый снова обличить его Иоанн либо кто­то, кто отомстит ему за Иоанна (см.: Мф. 14, 1–2; Лк. 9, 9).

Но этот день, 11 сентября, заставляет нас задать себе еще один, важнейший вопрос: о страдании. Неизбежное, неотступное присутствие страдания в мире, в жизни каждого из нас — следствие грехопадения первых людей; но для христианина страдание не просто неизбежность, нет, оно имеет смысл.

Почему Христос не спас Своего Предтечу? А почему Он не спас Себя?.. Сколько раз за двадцать веков нехристиане задавали христианам эти вопросы: если Христос — Бог, почему дал Себя распять? Для чего непременно Крест, непременно страдания? Если человечество нуждается в спасении, почему всемогущий Бог Отец не мог спасти его без всех этих ужасов, не принося в жертву собственного Сына?.. И все эти вопросы натыкаются на взгляд Христа, обращенный к взволнованному Симону Петру, который, услышав о предстоящем Учителю страдании, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 22–23). Человеческое, естественное — не хотеть страдать, не хотеть, чтоб страдали близкие, те, кто дорог. Божие, сверхъестественное — знать, что есть нечто высшее, чем преходящее здешнее благо, и это высшее не дается даром; чтобы его обрести — нужно идти до конца, а это невозможно без жертвы: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (там же, 24–25).

И позже, уже по входе Своем в Иерусалим, то есть перед самой казнью, Христос скажет: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12, 24–25).

Профессор Алексей Осипов в одной из своих лекций говорит о неизменных Божественных законах бытия, в частности, о законе, согласно которому «любое повреждение, любое искажение — для своего восстановления в целостности требует страданий». «Христос раждается прежде падший воскресити образ» — значит, Он должен пострадать, иного варианта Его миссия не предполагает, и пророкам израильским это было известно издревле: о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24, 25–26 — беседа воскресшего Христа с Клеопой и Лукой по дороге в Эммаус). И учеников Его так же ждет мученичество, и Учитель предупреждает их об этом (см.: Ин. 16, 2–3) — любя их так, как никто из нас любить неспособен… Современный гуманизм не приемлет мученичества: «Человек имеет право не страдать». Но Христос не гуманист, Он Бог.

Иоанн Предтеча не дожил до эпохи первых хрис­тианских мучеников: он стал мучеником личной праведности, честности перед Богом. Тем самым он наследовал пророкам древности, всем тем, о которых апостол Павел в Послании к Евреям (11, 35–38) писал, что из них замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли… Думая об Иоанне, его предшественниках и последователях, мы должны задать себе еще один вопрос: во что на самом деле обходятся нам все те компромиссы с совестью, в которых мы легко сами себя извиняем, о которых мы скоро забываем? И вспомнить, чем продолжилась проповедь Христа о кресте, который дан каждому христианину: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26)

Газета «Православная вера», № 17 (685), август 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.