+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Дни Утешителя
Просмотров: 792     Комментариев: 0

Приближается праздник Пятидесятницы, или Троицы, а за ним следует Духов день — оба эти дня посвящены третьему Лицу, третьей ипостаси Пресвятой Троицы, самой таинственной для нас, людей,— Духу Святому, Господу Животворящему. Постараемся понять, Кто Он для нас.

Вот именно — Кто. Кто, а не что. К сожалению, многим современным христианам кажется, что Дух Святой — это некое вещество, субстанция, воздействующая на нас или на предметы материального мира определенным образом; что-то вроде эфира или даже газа. Нет, Дух — это Личность, это Персона, это Тот, Кому мы молимся, Кому поклоняемся — так же, как и Сыну, и Отцу. В Никео-Цареградском Символе веры говорится, что мы веруем «…И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Дух — это Утешитель. Так назвал Его Сам Христос: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет <…> Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 15–17, 26).

Почему же Дух — Утешитель, в чем Он нас утешает? По Вознесении Христовом у нас, людей, отнялся Жених (см.: Мф. 9, 15). И мы не можем более общаться со Хрис­том непосредственно — как с Человеком, как со всяким человеком, живущим на земле. А вот Дух — Он с нами вовек, и главное — именно Он сейчас, на завершающем этапе Священной истории, делает возможным наше общение со Христом. Дух — сокровенный вершитель Таинств Церкви: все, что в ней делается, делается произволением Духа Святого, то есть благодаря Ему. Духом Святым хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь; Духом Святым дается человеку власть священства. За Таинством Крещения следует Таинство Миропомазания — на новоначального христианина налагается печать Святого Духа.

Но как же Он пришел к нам, Утешитель? Об этом рассказывает книга Деяний апостольских: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1–4).

Именно это событие вспоминаем и вновь переживаем мы с вами в день Пятидесятницы (Троицы). Напомним, что Сошествие Святого Духа (облечение силою свыше) было обещано Христом в последние минуты Его пребывания на земле (см.: Лк. 24, 49; Деян. 1, 8).

Митрополит Владимир (Иким), проповедь в праздник Пятидесятницы, или Троицы: «…как неузнаваемо переменились апостолы, будучи облагодатствованы Духом Господним! Простые, некнижные люди, они заговорили на чужеземных языках, огненным словом Истины низвергая мудрования книжников и философов, обращая к Христу тысячи и тысячи людей, весь мир просвещая благовествованием вечной жизни. Прежде пугавшиеся даже прислужников и рабов фарисейских, духоносные апостолы противостали надменному иудейскому синедриону, бестрепетно исповедовали свою веру перед лицом земных владык, смело и радостно принимали мучения и саму смерть за Христа Спасителя».

А теперь попытаемся поговорить о наших с вами взаимоотношениях с третьим Лицом Пресвятой Троицы (тема непростая!) и вначале вспомним слова апостола Павла из Первого Послания к Фессалоникийцам (5, 19): Духа не угашайте. И обратимся еще раз к книге проповедей Митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима): «…значит, Дух в своем сердце можно и угасить, и — увы! — как часто мы, поддаваясь лукавым соблазнам и диавольским наущениям, делаем все, чтобы потушить в себе святую искру Божию, удалить из своей гибнущей души Утешителя, обитающего в нас со дня Крещения и Миропомазания.

Не механически и не насильственно осуществляется благодатное действие Духа Святого на душу человеческую. Здесь — великая тайна Божия, тайна воссоздания падшего естества, воскрешения "ветхого Адама" к вечной жизни, восстановления поруганного грехопадением святого союза Бога и человека. Чтобы достичь счастливой полноты богообщения, человек должен сам всеми силами своими стремиться к тому, чтобы перед Духом Утешителем настежь распахнулись двери его заскорузлого сердца. Только огненный Дух Божий властен выжечь из человеческой души всю греховную порчу, попалить опутывающие нас диавольские сети, но только сам человек, собственной борьбой против злого греха, своим порывом в Горняя, своей молитвой способен снискать благоволение Духа Утешителя…».

И вот, по сути, о том же — святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский: «Святой Дух — невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий. Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию. Если мы не препятствуем Его действию — Он направляет нас тесным путем самоотвержения <…> Но иные не ждут, не просят даров Святого Духа, пребывают в беспечной праздности, довольствуются обычной мирской честностью, внешне выполняют христианские обязанности. Все это и есть фарисейство. Только Бог может создать в нас чистое сердце, и нужно родиться свыше, чтобы видеть Царствие Божие (Ин. 3, 3). Пока Бог сохраняет бытие Своей Церкви, Дух Святой пребывает в ней. Как при сотворении мира Он носился над водами, так и ныне — над бездной расстроенного естества нашего… Предадим себя Его всесильному действию и воззовем к Нему из глубины отпадения нашего: Царю Небесный!..».

Продолжим перекличку через века — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, проповедь в День Святого Духа: «Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца необходима для человеческой жизни.

Вот так и Дух Святый. Он воздействует на весь тварный мир, и без этого воздействия не может быть жизни. Под это воздействие Духа Святаго попадает каждый человек — как говорит слово Божие, дождь изливается на праведных и на грешных (см.: Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святаго, кто-то убегает в тень, кто-то раскрывает над собой зонтик — зонтик своих страстей, своих грехов, создавая непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, скрываясь от этих Божест­венных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И от каждого человека зависит, открывает ли он лицо свое, и сердце свое, и жизнь свою Божественной энергии или прячется и бежит от нее и даже борется с ней».

Все эти цитаты, все эти размышления о Духе просто не могут не привести нас в благословенный Саров, не сделать свидетелями, а в какой-то мере и участниками беседы старца Серафима с Николаем Мотовиловым, тем самым, который впоследствии назовет себя «служка Серафимов». Николай Александрович задал старцу вопрос, который беспокоил его с юности и на который никто не мог дать ему ответа: в чем цель жизни христианской? И Серафим, не названный еще тогда преподобным, объяснил ему, что цель христианской жизни — в стяжании благодати Святого Духа; «пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего,— так сказал старец Серафим и затем продолжил: — Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа; на нее всякому и всегда есть возможность».

Сына Божиего, когда ходил Он по земле, все видели; а вот Дух незрим и никоим иным образом для нас, кажется, неощутим, и поэтому Николай Мотовилов настойчиво задает старцу свои недоуменные вопросы:

«— Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознать истинное Его явление?
Батюшка отец Серафим отвечал:

— Я уже, ваше Боголюбие, подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием… Что же вам, батюшка, надобно?

— Надобно, — сказал я, — чтобы я понял это хорошенько!..

Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

— Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

— Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..».

«Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины…» — торжественная молитва Святому Духу известна нам всем, она присутствует в нашем домашнем правиле, в Последовании ко Святому Причащению. Но в храме мы ее не слышим со Страстной Субботы до Троицы: на вечере Троицкой субботы этот краткий гимн «Сокровищу благих» вернется в богослужение. Мы отпраздновали Воскресение Сына, Его победу над смертью, и теперь переходим к первому из плодов этой победы: к прославлению Духа, сходящего на апостолов, а через них и на всех нас.

Но есть еще одна молитва — тихая, домашняя, вечерняя молитва святого Антиоха врача, мученика Севастийского: «…спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики».

                                                                                                                                                                          Газета «Православная вера» № 10 (606)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.