Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Деревенский епископ
Просмотров: 3604     Комментариев: 0

Жизнь и праведные труды одного из викарных саратовских архиереев, епископа Пугачевского Павла, проходили в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Глубокое впечатление о подвижническом служении архипастыря было бережно сохранено в сердцах близко знавших его людей, а душепопечительная деятельность владыки оставила значительный след в истории Саратовской епархии.

Епископ Пугачевский Павел. Рисунок по фото выполнен А.Г. Моченцовым специально для этой публикацииВладыка Павел (в миру Петр Дмитриевич Флеринский) родился 29 июня 1871 года в селе Федоровка Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне в черте г. Тольятти) в семье псаломщика. По окончании Самарских духовного училища и духовной семинарии (в 1893 году) около двух лет служил учителем церковноприходской школы в Самаре. В 1895 году, после вступления в брак, был рукоположен в сан священника и до 1910 года служил на приходах в селах Тарасовка и Александровка. Вел миссионерскую работу среди местных сектантов — баптистов и хлыстов, боролся с пьянством, организовал общество трезвости.

В 1909 году отец Петр занимался на земских курсах в Самаре по борьбе с холерой и, возвратившись в село, подготовил себе помощников из добровольцев-крестьян. При первом же случае заболевания холерой в селе эти добровольцы начали обходить закрепленные за ними участки, выявляли больных, учили родственников уходу за ними, ухаживали и сами. Отец Петр тоже все время ходил по селу, исповедуя больных и следя за правильностью принятых санитарных мер и лечения. В результате в то время, как в соседних селах каждый день умирало несколько человек, в Александровке умер только первый заболевший и еще один в конце эпидемии. Когда эпидемия уже пошла на убыль, тяжело заболел и сам отец Петр, и двое его детей. По словам родных, он остался жив благодаря энергии местного пастуха. Взяв резвых батюшкиных лошадей, пастух разыскал в отдаленном селе измотавшегося земского врача и умолил его приехать к больному. Лошади, не выдержав скачки, пали у самого дома, но врач приехал вовремя, его вмешательство спасло отца Петра и девочку. Мальчик, сын батюшки, стал второй и последней жертвой холеры.

Позже жена отца Петра заболела трахомой и ослепла, несмотря на то что ее возили к лучшим врачам в Казань и Москву. Приехав в Петербург, она решила обратиться ко святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он отслужил молебен в ее комнате в гостинице, окропил слепую святой водой и посоветовал ежедневно промывать глаза чистой водой из родника. Вернувшись, она аккуратно выполняла указанное и через некоторое время зрение восстановилось. Разговаривая с отцом Иоанном, матушка попросила его молиться о ее муже. Он обещал и просил взаимных молитв, прибавив: «Ему приличнее молиться о мне, я просто священник, а он будущий архипастырь», тем самым предсказав отцу Петру архиерейский сан.

В 1910 году отца Петра Флеринского перевели в село Большая Глушица Николаевского уезда Самарской губернии, возвели в сан протоиерея и назначили благочинным. Здесь он прослужил 15 лет, продолжая свою миссионерскую деятельность. Очень тяжелыми выдались в Нижнем Поволжье 1920 и 1921 годы. По официальным данным, Пугачевский уезд пострадал больше всех других, здесь умерла от голода половина жителей. Вместе с прихожанами все невзгоды переживал и благочинный. В 1920 году, когда скончалась его супруга, из пятерых детей только старшая дочь была взрослой.

В 1923 году по недоразумению протоиерей Петр Флеринский на недолгое время подчинился обновленческому Временному церковному управлению. Очень скоро он вернулся в каноническую Церковь и стал усердно бороться с обновленчеством, но при этом всегда выступал против осуждения тех, кто побывал в обновленческом расколе и покаялся. До конца жизни не переставал он раскаиваться в своем кратковременном отступлении; стоило при нем упомянуть о ком-то, что тот был обновленцем, как владыка, смиренно склонив голову, говорил сокрушенно: «Многие из нас были ими».

В 1923–1924 годах в село Большая Глушица к протоиерею Петру приезжали тысячи людей. В середине 1923 года архиепископ Уральский и Покровский Тихон (Оболенский), который проживал в Москве, являясь членом Священного Синода при Патриархе Тихоне, вызвал отца Петра к себе. Сельский священник впервые в жизни приехал в столицу. Высокопреосвященный Тихон предложил ему принять епископскую хиротонию. Первоначально отец Петр отказался от принятия епископского служения, но затем, горячо помолившись и посоветовавшись со старшей дочерью Марией, на которую теперь ложилась вся тяжесть воспитания младших детей, дал согласие.

В письме архиепископу Тихону отец Петр писал: «…Поистине, неисповедимы судьбы Божии! Как Вы и предсказывали мне, что я буду жалеть о своем уклонении от принятия предлагаемого мне Вашим Высокопреосвященством служения, действительно, Владыко, по временам скорблю о своем поступке, видя в нем уклонение от исполнения воли Божией, столь ясно тогда для меня выраженной… Имея в виду Еванг[елие] Матф[ея] 21 гл[аву] 29 с[тих], я и решил довести до сведения Вашего Высокопреосвященства, что если Богу угодно чрез Вас вновь призвать меня к епископскому служению, то я готов принять его, хотя и с полным сознанием своего ничтожества.

Прошлым летом об этом своем намерении я уже писал Вашему Высокопреосвященству, но не знаю, получено ли было Вами мое письмо, посему и повторяю его.

Вашего Высокопреосвященства покорный послушник, благочинный протоиерей Петр Флеринский. Большая Глушица, Пугачевский уезд. 7/20 января 1924 г[ода]».

В конце 1923 года по предложению архиепископа Уральского и Николаевского Тихона (Оболенского) отец Петр был избран кандидатом на архиерейскую степень. В заседании Святейшего Патриарха и Священного Синода 1 февраля 1924 года было определено: «Открыть в г[ороде] Дергачи, Уральской епархии, кафедру викарного архиерея, на каковую и назначить протоиерея церкви с[ела] Большая Глушица, Пугачевского уезда, Петра Флеринского, — по предварительном поступлении в монашество. Наречение и хиротонию произвести в Москве».

Однако планам об открытии Дергачевской кафедры не суждено было осуществиться: в конце января вакантной стала викарная Николаевская кафедра Уральской епархии (именовавшаяся по г. Николаевску Самарской губернии, переименованному в 1918 году в г. Пугачев), и к тому же в 1924 году Дергачевский уезд был ликвидирован, а город Дергачи стал селом, и после принятия монашеского пострига с именем Павел новопостриженный был наречен епископом Николаевским (Пугачевским); а 18/31 марта 1924 года митрополитом Тихоном (Оболенским), архиепископом Тверским (впоследствии — митрополитом Саратовским) Серафимом (Александровым) и епископом Березовским Иоанном (Братолюбовым), викарием Тобольской епархии, хиротонисан во епископа Пугачевского, викария Уральской епархии.

Епархия включала нынешние районы Саратовской области, расположенные на левом берегу Волги, и Уральскую область Казахстана. На январь 1924 года она именовалась все еще по старому названию — Николаевской, позже была переименована в Уральскую. Так как митрополит Тихон, как член Священного Синода, практически все время находился в Москве, то епископ Павел фактически, а со смертью в мае 1926 года митрополита Тихона — и официально стал управляющим Уральско-Николаевской епархией.

С лета 1924 года епископ Павел проживал на своем прежнем приходе в селе Большая Глушица, смиренно говоря о себе: «Я ведь архиерей-то деревенский, может быть, я Церкви только тем и смогу послужить, что пострадаю». Однако туда, в Большую Глушицу, в удаленное от железнодорожных и водных путей степное село, хлынули духовенство и миряне, фактически более года не имевшие православного епископа. Село стало центром викариатства и как бы вторым центром всей епархии. Основную массу посетителей составляли уклонившиеся в обновленчество и приехавшие каяться священники и миряне тех приходов, где засели особенно активные обновленцы. Кающимся епископ Павел давал советы, как воздействовать на упорствующих в расколе священников. В конце 1925 года или в самом начале 1926 года епископ Павел переехал в г. Покровск (Энгельс), который принадлежал к Уральской епархии, а в административном отношении подчинялся Саратову.

30 декабря 1927 года епископ Павел был назначен епископом Котельничским, викарием Вятской епархии, но по усиленному ходатайству духовенства и мирян своего викариатства 27 марта 1928 года был оставлен митрополитом Сергием на прежней кафедре.

В июне 1928 года он возвратился в город Пугачев и поселился при кафедральном (так называемом Новом) соборе Воскресения Христова, в ограде которого ему было отведено помещение при сторожке — небольшая комнатка с двумя окошками, где с трудом помещались кровать, два стула и совсем маленькая кухонька. Общее материальное положение владыки соответствовало этой обстановке. Приходы, за редким исключением, бедные, доставляли скудное содержание, но если в первую зиму жизни в Покровске епископ Павел сильно голодал, то в Пугачеве он имел самое необходимое, хотя часто сидел без денег; при этом ухитрялся из своих скудных средств еще помогать нуждающимся.

Панагия и крест у него были резные, деревянные, на цепочке из точеных, деревянных же, шариков, причем не из какого-нибудь ценного дерева вроде кипариса, а самого простого; четки — самые недорогие. Но, несмотря на такую простоту, а может быть, и благодаря ей внешность владыки была чрезвычайно привлекательной. Голос у него был не сильный, но приятного тембра, мягкий тенор, чуть-чуть как будто надтреснутый; обращение — одновременно и мягкое, и величавое.

«Впечатление от него можно выразить только музыкой», — определила побывавшая у него интеллигентная дама. А постоянно общавшийся с владыкой протоиерей Сергий Самуилов говорил: «Единственным недостатком епископа Павла является его доброта».

Видя мягкость епископа, некоторые вначале опасались, что он распустит епархию, но быстро успокоились. Когда было нужно, епископ Павел умел сказать слово и со властью, и постепенно подтягивал ослабевшую церковную дисциплину. К этому времени в Пугачевском викариатстве почти не осталось обновленцев. Под влиянием владыки резко сократилось и другое зло — самовольный переход священников из прихода в приход.

Один еще молодой многодетный священник рассказывал, как они со старшим собратом явились к епископу Павлу с просьбой уволить их за штат. Много они говорили о тяжести своего положения, а владыка сидел, печально опустив голову, и молчал. Что он мог сказать? Они правы, безусловно, трудно… И вдруг он тихо проронил, не поднимая головы: «А апостолы за штат не уходили!». «Меня как кипятком обварило, — добавил рассказчик, — и я взял свое заявление обратно».

Один из посетителей, ожидавший очереди в крохотной кухоньке, невольно слышал разговор архиерея со старособорным регентом П.Е. Жуковым, надумавшим как-то со своим хором петь народные песни в клубе. По словам неумышленного свидетеля, владыка, не повышая своего мягкого голоса и почти не меняя манеры говорить, пробрал виновного «до разделения души же и духа».

Хотя Новый собор был кафедральным, епископ Павел не хотел никого обидеть и служил по очереди в Старом и Новом, отдавая последнему преимущество в дни великих праздников.

Владыка любил детей: когда он вечерами прогуливался в ограде, к нему забегали дети из ютившихся напротив церкви хибарок, и для всех у него находилось и ласковое слово, и конфетка или яблоко.

«Старый» Иоанно­Предтеченский собор г. Пугачёва. С сайта www.pg4.ruВ Пугачеве он даже при крайне скудном своем материальном обеспечении постоянно благотворил родственникам арестованных либо сосланных священнослужителей. В 1929–1931 годах секретарем владыки был сын соборного протоиерея города Пугачева Константин Самуилов, которого епископ Павел 7 января 1931 года рукоположил во иерея на место его арестованного и умершего в ссылке отца.

Дочери отца Сергия, сестры София и Наталия Самуиловы, оставили подробные воспоминания о церковной жизни Николаевска, судьбе своего отца и брата — книгу «Отцовский крест». В ней они описали впечатление, которое производил епископ Павел на окружающих:

«Преосвященному Павлу было около пятидесяти пяти лет. Он был среднего роста, в меру полноватый, причем это впечатление полноты сохранилось и несколько лет спустя, когда он был серьезно болен. Открытое, чисто русское лицо его, окаймленное большой, почти совершенно седой бородой, украшали ясные голубые глаза, добрые и добродушные. Маленький внук называл его “белый дедушка”. Может быть, он говорил так потому, что видел его обыкновенно летом, в белом подряснике, но и независимо от цвета одежды владыка оставлял впечатление какой-то особенной чистоты, света, того, что дает ощущение белизны. <…> Держался епископ Павел просто, приветливо и в то же время с какой-то особенной доброжелательной величавостью. В этой величавости не было ничего напускного, наигранного, она очень шла к нему и казалась прирожденной».

По согласованию с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и митрополитом Серафимом Саратовским (Пугачев в это время принадлежал уже к Саратовской епархии) была выработана и начала применяться практика молитвенных собраний без священника. Находили руководителя, обычно грамотного старичка из певчих. Владыка проверял знание им устава, тщательно инструктировал, что из молитвословий всенощной, часов и обедницы они имели право читать и петь, и, убедившись, что все усвоено, благословлял возглавлять молитву (но отнюдь не «служить» — это различие он всегда подчеркивал). Это была крайняя мера, допущенная ввиду тяжелого положения викариатства, и применялась она только в крайних случаях, и епископ Павел внимательно следил, чтобы не превышались данные им инструкции, чтобы не начинали молиться без его благословения.

Епископ Павел был арестован Пугачевским ОКР ОГПУ 10 января 1931 года; он продолжал числиться Пугачевским до 3 сентября, но епархией не управлял, поскольку находился под арестом. 3 сентября 1931 года он был назначен епископом Покровским, викарием Уральской епархии, но в управление викариатством вступить не смог, поскольку 30 апреля решением Тройки ОГПУ по Нижне-Волжскому краю был приговорен по статье 58–10 (антисоветская агитация и пропаганда) к пяти годам лагерей, с заменой на 5 лет ссылки в Северный край.

В 1933 году владыка был отправлен в ссылку в деревню Решетниково Вологодской области. Арестован в ссылке 10 марта 1934 года. Обвинение — «контрреволюционная агитация, организатор контрреволюционной группировки церковников: придерживался тихоновской ориентации». Приговорен к трем годам концлагерей.

Срок заключения он отбывал в поселке Усть-Кулом Коми края, на реке Вычегде, где шестью годами раньше находился в ссылке митрополит Кирилл (Смирнов). Основной работой заключенных была заготовка леса. Епископ Павел трудился на общих работах, но последние месяцы заключения из-за болезни сердца провел в больнице. И оттуда он поддерживал переписку с некоторыми из своих пасомых, любовно руководил их духовной жизнью.

Весной 1936 года он поселился в Казани у старшей дочери — инвалида труда. Он был уже тяжело болен и не служил, но посещал казанские храмы, переписывался с духовными детьми; у верующих пользовался почетом и уважением. В начале 1938 года закрылась и была снесена и деревянная церковь во имя преподобного Серафима Саровского, и после этого владыка Павел посещал только церковь во имя Ярославских Чудотворцев. До самой смерти епископ Павел, не имея официальной должности, окормлял верующих Покровского и Пугачевского викариатств, а также Куйбышевской епархии, которая в конце 1930‑х годов оказалась без главы. В декабре 1937 года был арестован последний правящий архиепископ Никон (Пурлевский), и владыка Павел (Флеринский) остался единственным проживавшим в Казанской епархии на свободе архиереем. О его деятельности знал и митрополит Сергий (Страгородский), высоко его ценивший, который говорил ему: «Чтобы управлять, необязательно быть штатным».

В письмах духовным детям он так измерял состояние своего здоровья: «Когда соберусь в церковь и иду к трамваю, отдыхаю у каждого телеграфного столба». Или: «Чувствую себя лучше, отдыхаю через один, а то и через два столба».

Если не мог поехать в храм, владыка молился дома до 12 часов, затем писал письма и только после этого подкреплял себя пищей. Потом он отдыхал до 16 часов, а вечером служил дома всенощную. Молился он со слезами, особенно если думал, что его никто не слышит. Летом все свободное время проводил в садике за чтением Добротолюбия и других святоотеческих книг или за своими помянниками. Трудно сказать, сколько людей было записано в этих помянниках. Из-за них владыка, как бы рано ни вставал, не мог попасть в церковь к ранней Литургии — едва до поздней успевал прочитать их. Там же, в садике, он принимал посетителей.

Епископ Павел скончался 1/14 октября 1940 года от кровоизлияния в мозг. После удара он пролежал десять суток и почти все время молился. Ничем не показывал, что чувствует приближение смерти, но явно готовился к ней: молился о родных и близких, перебирал по памяти помянник о живых и каждого благословил заочно. Много говорил о силе молитвы, о силе любви, о силе и необходимости поминовения усопших. Затем шепотом служил молебен Заступнице Усердной. Еще за день до смерти можно было, наклонившись к нему, разобрать слова молитвы. В последний день ничего не стало слышно, но все время он шевелил губами и крестился, сначала опираясь локтем на руку, а потом с помощью других.

Минут за пятнадцать до смерти он высоко поднял руку и широким большим крестом благословил весь дом; а минуты за три — истово широко перекрестился сам и затих.

Епископ Павел погребен в Казани недалеко от кладбищенской церкви на участке, где хоронили монахинь. Его могила почитается верующими, уверенными в праведности почившего архиерея. Глубокая вера епископа Павла, его преданность воле Божией и готовность всегда и во всем служить Богу, его необыкновенная кротость и доброта — вот чем привлекал и покорял сердца этот пастырь добрый, труженик на своем участке Христовой нивы.

 

Материалы по теме

16 мая 2023 года на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были утверждены обновленные списки соборных памятей святых угодников Божиих; один из таких списков был представлен Саратовской митрополией. По решению Священного Синода в Собор Саратовских святых включено три новых имени: святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого (†1900, память 7 (20) июня), священномученика пресвитера Гавриила Архангельского (†1937, память 22 августа/4 сентября) и преподобномученицы послушницы Софии (Селиверстовой; †1938, память 15 (28) февраля). Таким образом, теперь в Собор Саратовских святых входят 28 угодников Божиих. Расскажем кратко о каждом из святых, ныне включенных в Собор

Просмотров: 1056
Комментариев: 0

Каждый четверг в саратовском храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается молебное пение с чтением акафиста преподобноисповеднику Гавриилу (Ургебадзе) перед его иконой, привезенной в дар храму из грузинского монастыря Самтавро. В этой обители святой старец был духовником последние десять лет своей жизни и там же окончил жизненный путь. Размещая на сайте митрополии приглашение для верующих на эту молитву, мы поинтересовались у настоятеля храма, священника Павла Морозова, как попала эта икона в Саратов. Оказалось, что ее привезли из Грузии и пожертвовали прихожане. От них, из первых уст, мы узнали весьма необычную историю…

Просмотров: 2038
Комментариев: 0

На заседании Священного Синода 23–24 сентября этого года было установлено «в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословить на территории России 30 октября совершение заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». На приходах Саратовской епархии в этот день по благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия совершались заупокойные богослужения. Одно из имен, которое поминалось на них, — имя игумении Анатолии (Кистановой)

Просмотров: 2016
Комментариев: 0

На заседании Священного Синода от 23–24 сентября 2021 года было принято решение включить имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. О святом Геннадии сохранились воспоминания будущего епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (в миру Виктора Дмитриевича Милова; 1897–1955), который общался с ним во время своего обучения в Вятской духовной семинарии

Просмотров: 1892
Комментариев: 0

9 октября Русская Церковь вспоминает святителя Тихона (Беллавина), первого после двухсотлетнего перерыва Патриарха Московского и всея Руси; это день его прославления — день, когда в 1989 году Церковь причислила его к сонму святых. Земная жизнь святителя Тихона оказалась сравнительно недолгой: старости, дряхлости он не узнал — умер в шестьдесят лет. Однако с фотографий, сделанных в последнюю, патриаршую эпоху его жизни на нас смотрит, кажется, глубокий старец. Чему удивляться: они были такими, эти годы, что один шел за пять

Просмотров: 1957
Комментариев: 0

Едва ли не каждый верующий человек согласится: Промысл Божий вкладывает в наши руки именно те книги, которые необходимы нам в конкретный момент нашей жизни. Книга воспоминаний протоиерея Михаила Чельцова, священномученика (1870–1931), оказалась в моих руках именно тогда, когда мне срочно понадобился живой, достоверный пример молитвы, терпения и упования в самых отчаянных обстоятельствах, пример смиренного христианского мужества и верности

Просмотров: 2947
Комментариев: 0

Недавно в Саратове побывала съемочная группа из Козельской епархии во главе с иереем Тихоном Худяковым. По благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты она работает над документальным фильмом, посвященным памяти чтимых деятелей Церкви — архиепископа Михея (Хархарова), протоиерея Игоря Мальцева, митрополита Германа (Тимофеева), протоиерея Леонтия Никифорова и Сергея Андреевича Зегжды. Пастырское служение некоторых из этих подвижников проходило в пределах Саратовской епархии. Сегодня мы предлагаем вам рассказ о выпускнике Саратовской семинарии 1959 года митрофорном протоиерее Леонтии Никифорове

Просмотров: 2537
Комментариев: 0

В 2017 году на Воскресенском кладбище Саратова председателем общества «Возрождение» Евгением Леонидовичем Лебедевым были найдены две могилы — в одной ограде. Кресты и таблички давно проржавели, и надписи на одной не читались совсем, а на зеленом фоне другой виднелось имя некого иеродиакона Софрония восьмидесяти пяти лет

Просмотров: 6036
Комментариев: 0

В социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook» есть группы «Вечная память», посвященные православным священно­ и церковнослужителям и мирянам, похороненным на Воскресенском кладбище г. Саратова. За этими могилами ухаживают прихожане саратовских храмов: каждый приход — за несколькими, закрепленными за ним. Среди захоронений есть и могила протоиерея Димитрия Калмыкова. После одной из публикаций о работах на кладбище к нам обратилась Ольга Янокурос из США — внучка отца Димитрия. Ее рассказ о своем дедушке мы объединили с информацией о священнике из Саратовского епархиального архива

Просмотров: 8646
Комментариев: 0

Имена на ржавеющих табличках, имена на каменных плитах... Сейчас мы зачастую можем видеть только эти вещественные следы прожитых жизней. Жизней тех, кто все же уцелел в мясорубке безбожного террора, потому что могил не уцелевших, а сгинувших в нем почти нет. Последним сестрам Крестовоздвиженского монастыря выпало не тихое и безмолвное житие в стенах древней обители, а свидетельство о Христе посреди мира, причем мира открыто враждебного. Перенося и пытки, и тяготы, и наветы, скитаясь, они смиренно хранили свое сочетание Христу, терпеливо — непрекращающимся трудом и горячей молитвой продолжая служение Подвигоположнику

Просмотров: 9655
Комментариев: 0

Небесный покровитель митрополита Саратовского и Вольского Игнатия — священномученик Игнатий (в миру Сергей Сергеевич Садковский; память 10 февраля/28 января). Он прожил всего пятьдесят один год, и большая часть его жизни была наполнена скорбями, тяжелейшими испытаниями и преследованиями властей. Но, однажды встав на путь поиска Бога, подвижник с него не свернул, явив нам пример истинной веры и мужественного следования Христу

Просмотров: 11410
Комментариев: 0

2 сентября 1918 года в уральском городе Красноуфимске был казнен гонителями веры священник Александр Малиновский — наш земляк, уроженец уездного города Петровска. В преддверии празднования в честь всех Саратовских святых мы предлагаем читателям рассказ о священномученике Александре, чей жизненный путь оборвался, когда ему было всего 26 лет

Просмотров: 11498
Комментариев: 0

«На протяжении семи лет, занимаясь поиском сведений о своих предках, я часто слышал: зачем тебе это надо? Трудно ответить на этот вопрос. Скорее всего, я занимаюсь этим потому, что только пока человек помнит свои корни, своих родных и близких, родителей, которые дали ему жизнь, он может правильно осознавать свое место в той цепочке поколений, которая была до него и будет после». Так начинается рассказ о подвижнике XX века, нашем земляке, иерее Георгии Новохатском, жизнеописание которого по крупицам архивных сведений восстановил его внук Михаил Новохатский

Просмотров: 2762
Комментариев: 0

Его нашли на сельском кладбище небольшого села Нерица Усть-­Цильмского района, в Республике Коми, 1 июля 1997 года. На деревянном кресте было нацарапано еле­-еле, не разобрать: «Епископ Виктор (Островидов)». Время не пощадило захоронение: даже гвозди, которыми была прибита крышка гроба, проржавели. Отслужили панихиду, осторожно приоткрыли гроб и увидели, что мощи святителя Виктора нетленны. Местные жители, которые до этого момента позволяли себе отпускать ехидные замечания, замерли, потрясенные. Нетленные мощи святителя перенесли в Вятский Свято-Троицкий Макариевский женский монастырь, где они и пребывают по сей день

Просмотров: 3034
Комментариев: 0

Святой Алексий Московский, один из праведников ХХ века, на первый взгляд — обычный приходской священник. Что сделало его «правилом веры» для мирян и образцом служения для пастырей? Сегодня, когда так не хватает опытных духовников и так мало людей, воспитанных в церковной традиции, святой московский батюшка может многому нас научить и сам обязательно поможет, если мы обратимся к нему в молитве

Просмотров: 5349
Комментариев: 0

В номере 45 журнала Саратовской митрополии «Православие и современность» мы рассказывали о судьбах монахинь Саратовского Крестовоздвиженского монастыря после его закрытия. Сегодня мы подробнее расскажем о личности и крестном пути настоятельницы, игумении Антонии (Заборской)

 

Просмотров: 3703
Комментариев: 0

Священник Максим Плякин, секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, рассказывает о нашем земляке, иеромонахе Ниле (Поздневе) — исповеднике, страдальце за веру и при этом — труженике тыла Великой Отечественной, участнике послевоенного восстановления страны. В 2019 году в Петровске отмечалась 60‑я годовщина его преставления ко Господу

Просмотров: 3482
Комментариев: 1

«Воистину, преосвященный Афанасий мог сказать вместе с псалмопевцем Пою Богу моему дондеже есмь (Пс. 145, 2), ибо литургическая жизнь была воздухом его души»,— пишет игумения Сергия (Ежикова) в предисловии к своей книге «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец». Книга издана Троице-Сергиевой Лаврой — духовной родиной святителя: именно здесь в октябре 1912 года 25-летний выпускник Московской Духовной Академии Сергей Сахаров, отличавшийся «юношески пылкой привязанностью к Церкви Христовой» (так писали в «Московских епархиальных ведомостях»), стал монахом Афанасием; а ту самую привязанность к Церкви, пусть уже не юношескую, но, безусловно, самую живую и радостную, он пронес через всю свою многострадальную жизнь

Просмотров: 2714
Комментариев: 1

«Ты спрашиваешь, когда же кончатся мои мучения? Я отвечу так: мучений я не признаю и не мучаюсь. При моем “стаже” меня ведь тюрьмой не удивишь и не испугаешь. Я уже привык не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме, как ты живешь в своей квартире. Конечно, нелепого в моей жизни и было и есть немало, но нелепое для меня более смешно, чем мучительно. Зато есть у меня преимущества в моей жизни, из-за которых я согласен терпеть и разные нелепости...»

Просмотров: 3482
Комментариев: 0

8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в издательстве Троице-Сергиевой лавры приурочен выход книги, в которой воспоминаниями о старце поделились его духовные чада — пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви. Им выпало счастье жить под духовным руководством отца Кирилла в святой обители. Материал для книги собирался в течение 10 лет. Юбилей отца Кирилла — это еще один прекрасный повод вспомнить о человеке, сохранившем преемственность традиции старчества в современном монашестве

Просмотров: 3174
Комментариев: 0

Человек с русским сердцем. Патриот Германии. Герой немецкого Сопротивления. Святой Русской Православной Церкви. Александр Шморель — человек, не доживший до своего 26-летия, казненный нацистами в тюрьме Штадельхайм в июле 1943-го и прославленный в феврале 2012-го. Символично, что это была первая совместная канонизация Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей после восстановления канонического общения

Просмотров: 3236
Комментариев: 0

Сегодня, 8 октября, исполнилось бы 100 лет многолетнему духовнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Кириллу (Павлову). Удивительно, что день его памяти совпадает с днем памяти преподобного Сергия Радонежского, в обители которого он провел всю свою монашескую жизнь. Отец Кирилл отошел ко Господу за два года до своего столетнего юбилея. Предлагаем вашему вниманию воспоминания, с которыми наши собеседники в разные годы поделились с нами для журнала «Православие и современность»

Просмотров: 5502
Комментариев: 0

30 сентября — скорбная дата в истории нашего города. Ровно сто лет назад в этот день по приказу Саратовского ГубЧК были расстреляны двадцать восемь ни в чем не повинных людей. Среди них — два пастыря, любимых народом и много потрудившихся на ниве христианского делания: протоиерей Геннадий Махровский и священник Олимп Диаконов

Просмотров: 3233
Комментариев: 0

Нам всем в нашей христианской жизни не хватает по-настоящему значимых встреч — с людьми, которые уже здесь, на земле, несли бы в себе отблеск вечной жизни, «уверенность в невидимом», да и просто согревали бы нас своим теплом — особым теплом любви, которую дает Бог. «Встречи со старцем Назарием» — одна из книг, которые хоть немного, но способны восполнить недостающее. Бывает ведь и так: читаешь — и согреваешься, и радуешься, и учишься…

 

Просмотров: 4155
Комментариев: 0

Могила архиепископа Саратовского и Петровского Досифея (Протопопова; 1866–1942) — на старом Воскресенском кладбище, в двух шагах от весьма почитаемой саратовцами могилы епископа Вениамина (Милова). Те, кто ищет молитвенного предстательства владыки Вениамина, подходят, как правило, и к владыке Досифею: молятся об упокоении его души, просят его молитв о нас. А что мы знаем об этом человеке, о его крестном пути?

Просмотров: 4380
Комментариев: 0

30 сентября текущего года исполнится ровно 100 лет со дня расстрела настоятеля Свято-Троицкого собора города Саратова протоиерея Геннадия Махровского. Накануне этой даты были обнаружены и переданы для изучения Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии его записки к супруге из заключения. После необходимой исследовательской работы предлагаем читателю первую публикацию о них с пояснениями

Просмотров: 4250
Комментариев: 0

17 января этого года исполнилось 80 лет со дня преставления священномученика Николая Маслова — угодника Божия, служившего некогда на Саратовской земле. Обстоятельства этого служения были выяснены благодаря недавней публикации архимандритом Дамаскином (Орловским), автором жития святого, статьи о нем в «Православной энциклопедии», а также благодаря труду саратовского краеведа Евгения Леонидовича Лебедева

Просмотров: 3144
Комментариев: 0

О судьбе последнего перед закрытием в годы гонений настоятеля Казанского храма Саратова — митрофорного протоиерея Льва Архангельского — рассказывает краевед Валерий Теплов

Просмотров: 3720
Комментариев: 0

В июне, в канун празднования Собора всех святых, в земле Российской просиявших, Саратов посетила внучка протоиерея Владимира Воробьева Ольга Алексеевна Дурбажева. Отец Владимир — один из лучших проповедников слова Божия на Саратовской земле в ХХ веке — был расстрелян по приговору «тройки» УНКВД СССР в 1937 году. В настоящее время в Саратове ведется работа над книгой, посвященной его жизни и трудам. Ольга Алексеевна, являясь хранительницей семейного архива, активно помогает ученым-краеведам. Внучка мученика за веру рассказала нашему корреспонденту Екатерине Ивановой о том, как жила семья репрессированного священника в советское время

Просмотров: 3809
Комментариев: 0