Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Демографическая политика системы образования в свете преподавания дисциплины "Основы здорового образа жизни"
Просмотров: 11339     Комментариев: 0

От того, чему и как учат наших детей в школах сегодня, зависит, каким будет наше государство завтра. Именно образование закладывает те мировоззренческие идеалы, на которые будет ориентироваться наше общество в будущем. Поэтому, по нашему мнению, одним из приоритетных направлений в сфере формирования идеологической политики России должно стать воспитание подрастающего поколения в духе традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей [1].

Мы все знаем, что Россия переживает очень тяжелый демографический кризис. Об этой проблеме говорят не только общественные организации, но и политики самого высокого ранга. Известно высказывание нашего президента В.В. Путина о том, что Россия вымирает. Численность ее населения ежегодно снижается примерно на 700 тыс. человек [2].

Однако в мире, к сожалению, существуют силы, которым подобная ситуация в нашей стране выгодна. В первую очередь, здесь нужно упомянуть Международную федерацию планирования семьи (МФПС, или FPPF), а в России ее филиал — Российскую ассоциацию планирования семьи (РАПС), чья конечная цель — снижение уровня рождаемости в тех государствах, которые могли бы составить конкуренцию "цивилизованным" странам Запада, в глобальном понимании — странам "золотого миллиарда".

Многим, наверное, известно, о тех баталиях, что вела в 1996-1998 гг. православная общественность против РАПСовских программ "полового просвещения", которые должны были сократить уровень рождаемости посредством так называемого "планирования семьи" — путем развращения детей и превращения их в потребителей контрацептивной продукции. Тем самым должна была осуществиться главная задача МФПС — ограничение "все расширяющейся площади биологических отбросов", как цинично говорила об этом основательница этой организации Маргарет Сэнджер [3].

Совместными усилиями Православной Церкви и обеспокоенной общественности тем планам не суждено было воплотиться жизнь. Однако подобные попытки со стороны этих деструктивных, представляющих серьезную угрозу для национальной безопасности нашего государства, сил не прекратились. Новое наступление на традиционные семейные ценности, такие как целомудрие, чистота отношений мужчины и женщины, святость супружеской жизни, без которых невозможно решение проблемы демографического кризиса, осуществляется при помощи преподавания таких предметов, как пресловутые "Основы здорового образа жизни" (ОЗОЖ) или "Валеология". Это более завуалированная попытка реализовать программы "планирования семьи" и "полового просвещения" в нашем Отечестве. Против преподавания "Валеологии", которая, по информации Министерства образования РФ, отсутствует как школьный предмет в программах общеобразовательных учреждений страны и не имеет стандартов в области педагогического образования [4], выступили участники Восьмых Рождественских образовательных чтений в 2000 году. Свою обеспокоенность по факту существования программ "планирования семьи" выразил и недавно прошедший Архиерейский Собор Русской Православной Церкви [5].

Однако в некоторых регионах РФ на региональном уровне по инициативе местных властей вышеназванные предметы были включены в программы общеобразовательных учреждений. Печальным примером такой ситуации является Саратовская область. С 2000 года образовательные программы для детей и юношества "Основы здорового образа жизни" и "Основы здоровой семьи" приказом Министерства образования области были "внедрены в общеобразовательных учреждениях области для обязательного обучения" [6].

Естественно, что, узнав о содержании этих программ, общественность, особенно педагоги, была возмущена. Был проведен детальный анализ тех методических указаний и тем занятий, которые рекомендованы для ознакомления педагогам и для изучения школьниками с 5 по 9 классы общеобразовательных школ. Были написаны отзывы на саратовский вариант программы "Основы здорового образа жизни" священником Алексием Абрамовым; философом — доцентом О.В. Хановой; психологом — кандидатом психологических наук, доцентом Н.А. Леоновой; юристами - старшим преподавателем кафедры правоведения и прокурорского надзора СГАП О.В. Шутило и Н.М. Селезневой, а также медиком — кандидатом медицинских наук СГМУ М.А. Кузнецовой. Отзывы специалистов были даны как на всю программу в целом, так и на отдельные ее блоки: этический, психологический, правовой, семьеведческий и медико-гигиенический. Все отзывы данных специалистов были не в пользу ОЗОЖа, так как фактически под прикрытием заботы о здоровье детей внедрялась программа псевдо-научного, антинравственного и антидемографического содержания.

В нашем распоряжении оказались не только программа, на которую были предоставлены отзывы специалистов, но и программы ОЗОЖ для старших классов и некоторые дополнительные материалы.

Мы располагаем следующими документами:

1. Программа "Основы здорового образа жизни", ч. 1. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. Саратов, "Научная книга", 2000.- 92 с.;

2. Программа "Основы здорового образа жизни", ч. 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательной школы. Саратов, "Научная книга", 2000.- 120 с.;

3. Программа "Основы здорового образа жизни", ч. 4. Методические рекомендации для старших классов общеобразовательной школы. Саратов, "Научная книга", 2000.- 80 с.;

4. Тяпкина М.А. Методические материалы к образовательной программе "Основы здоровья семьи" для подростков. Пособие для преподавателей. Саратов, 2001.- 66 с.;

5. Методические рекомендации по интеграции программы "Основы здорового образа жизни" в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Саратов, 2003.- 22 с. (Так же см.: сайт Некоммерческого партнерства "Родительский комитет").

Все те замечания, которые были сделаны в отношении программы для 5-9 классов, нашли подтверждение и в нашем случае. Например, псевдонаучность содержания данного предмета выражается в господстве эволюционизма, как единственно верной гипотезы происхождения жизни на земле, в рамках которой человек рассматривается исключительно как биологическое существо без учета духовно-нравственного содержания его природы [7]. Кроме этого используется литература псевдо-научного и оккультного содержания с соответствующими терминами, например, "ноосфера" [8], который, по словам диакона Андрея Кураева "есть вежливое приглашение в мир оккультизма" [9]. При рассмотрении темы "Экологический подход к миру" говорится о нравственно-этических нормах взаимодействия с окружающим миром, для чего занятие рекомендуется проводить в форме диалога с Другим (с заглавной буквы), говорится об экологическом подходе к миру, и в списке литературы опять встречается В.И. Вернадский с той же "ноосферой" [10]. Что интересно, в этих диалогах утверждается относительность нравственных ценностей, поскольку "нет правильного и неправильного — есть разные мнения, есть индивидуальное восприятие мира…" [11], то есть педагогический подход при таком преподавании напрочь отсутствует.

Экологическое мышление в сочетании с русским космизмом являются составными компонентами того религиозного движения, которое классифицируется специалистом в области деструктивных культов профессором А.Л. Дворкиным, как движение New age — оккультное неоязыческое религиозное мировоззрение, крайне негативно относящееся к христианству [12]. Сфера образования и стала ареной того конфликта, о котором в свое время мечтали идеологи этого движения [13].

Присутствие идей New age в рассматриваемых программах подтверждается наличием в списке литературы, рекомендованной программой "Основы здоровой семьи" (для подростков 10-11 класса), книги такого проповедника "эры Водолея", как академика И.В. Бестужева-Лады [14]. Явно настораживает присутствие в "Методических рекомендациях по интеграции программы "Основы здорового образа жизни" в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения" таких методик психофизического совершенствования как даосская оздоровительная система и индийская йога, поскольку это предполагает обращение к религиозному опыту данных традиций [15]. Следует сказать, что это не отдельные штрихи программы, а именно мировоззренческая позиция, содержащаяся в ОЗОЖ; собственно говоря, в обосновании программы и говорится о том, что она должна воспитать человека с "определенным мировоззрением" [16].

Неоязычество явно присутствует в теме с названием "Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, пением, цветом" [17]. В обосновании программы откровенно заявляется о том, что феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном, социальном уровнях и не только отдельного человека, но и всего человечества в целом, "что, в конечном счете, — по словам авторов ОЗОЖа, — является воплощением законов существования Земли и Вселенной" [18]. Здесь мы сталкиваемся с так называемой "холистической" (целостной) медициной, в которой не только человек, но и весь мир воспринимается как единый организм. По словам проф. А.Л. Дворкина, это ньюэйджевская медицина, основанная именно на идеологии современного язычества [19].

Кстати, весь год обучения для седьмого класса проходит под девизом "По Законам Вселенной" — имеются в виду законы нравственные [20]. К нравственным категориям почему-то относится и здоровье [21], и это не спроста! Ибо есть такая "наука" как валеология. В основных понятиях темы она упоминается [22]. Однако именно против такой псевдо-науки выступали участники VIII Международных Рождественских чтений в 2000 г. [23], и именно такую науку классифицируют как оккультную наши отечественные сектоведы — диакон Андрей Кураев [24] и А.Л. Дворкин [25]. Об этом же говорится в итоговом заявлении православной сибирской международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты в Сибири", которая проходила 10-13 января 1999 г. в г. Белокуриха Алтайского края [26].

Кроме этой сектантской лженауки в программах ОЗОЖ для 5-9 классов замаскировалась не менее опасная педагогическая секта, а точнее психокульт Н.И. Козлова "Синтон" [27]. В данной программе в списках используемой и рекомендованной литературы содержится наименование четырех книг Н.И. Козлова:

1. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.

2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям: практическая психология на каждый день.

3. Козлов Н.И. Синтон — программа. М., "Педагогика". 1997.

4. Козлов Н.И. Вопросник "Семейный договор" (приложение к книге "Как относиться к себе и к людям"). М., 1994.

В методических рекомендациях к программе находится 10 ссылок на них (стр. 38, 40, 41, 44, 85, 95, 96, 98, 110, 116) — это наиболее цитируемая литература.

Как пишут бывшие члены секты Н.И. Козлова, в этом психокульте на тренингах пропагандируется групповой секс, воспеваются различные половые извращения от гомосексуализма до зоофилии и все это называется "сексуальными радостями". Особенный интерес проявляется к садомазохизму. Кроме того, в секте практикуется такой тренинг-игра как "Приход Супостата": главной задачей участников должно стать беспрекословное повиновение "Супостату", что выражается в целовании туфли "Гитлера". После окончания тренинга все обязаны выслушать нравоучение о том, что "22 июня 1941 г. нашим дедам нужно было сдаться на милость победителя и не воевать" [28]. В секте учат, что человек должен стремиться к искоренению чувства сострадания, жалости к слабому, склонности к самопожертвованию. Главную цель многих тренингов можно выразить следующим принципом: спасай себя, убивая других.

Можно еще долго говорить о предметах "Валеология" или ОЗОЖ в саратовском исполнении, но ограничимся основными замечаниями:

1. а) очевидная концентрация в них внимания на телесной природе детей и подростков, что в период, когда идет воспитание чувств, является грубейшим нарушением принципов возрастной психологии и физиологии, и может привести к развитию неврозов у обучаемых [29];

2. б) провозглашаемый в программе принцип: "Здоровье — основа счастья" [30] воспитывает у подрастающего поколения негативное и немилосердное отношение к людям с отклонениями в физическом развитии, инвалидам, немощным и пожилым людям. По словам известного специалиста в области биоэтики профессора И.В. Силуяновой, "именно центральное, базовое местоположение ценности здоровья человека и здоровья нации послужило основанием создания известной всему миру "Программы эвтаназии" по отношению к "жизненно неполноценным", т.е. больным людям (в частности, душевнобольным), которая действовала в фашистской Германии в 1933-1939 гг. Результаты и последствия принятия подобных "идеологий", которые начинались с безобидного признания ценности здоровья и особого значения здоровых людей, уже известны культуре" [31].

3. в) встречающееся в программе словосочетание "планирование семьи", является РАПСовским эвфемизмом, означающим на самом деле сексуальное просвещение (развращение) подростков [32].

В результате подобного просвещения у детей и подростков появляется определенный тезаурус, который унижает достоинство личности подростка [33].

Саратовская программа ОЗОЖ, как и Вологодская программа "Основы планирования семьи" есть переработанные и трансформированные программы "Полового просвещения" МФПС и РАПС [34]. Все изменения в программах ОЗОЖ не затрагивают их сути: это нравственное развращение молодого поколения и демографический этнотерроризм. Например, в РАПСовских программах была следующая тема: "Уход за новорожденным" для 2 класса, а в саратовской ОЗОЖ присутствует эта же тема, но для 6 класса [35]. В РАПСовских программах по половому просвещению имеется тренинг-игра с карточками, в которой моделируется ситуация, когда весь класс переспал со всем классом, для того чтобы показать распространение такого заболевания как СПИД. Подобная же игра найдена нами в нашей областной программе для 10-11 классов "Основы здоровья семьи" [36]. При рассмотрении в программе ОЗОЖ для средних классов таких тем как "СПИД" и "Контрацепция" используются литература РАПС: книга президента Российской ассоциации планирование семьи И.И. Гребешевой "Основы планирования семьи и здорового образа жизни" (М., 1994), а так же книга под авторством О.Г. Буториновой, А.В. Козловой и Е.С. Воробцовой "Основы планирования семьи" (М., 1994) [37].

Результатом подобной пропаганды "здорового образа жизни" детей и подростков станет лишь возрастание количества заболеваний, передающихся половым путем, и подростковых абортов, как показывает опыт США и других стран (в США с 1971 по 1976 гг. уровень абортов вырос на 45%) [38]. Именно из-за таких печальных результатов в 1998 г. в США были закрыты все программы МФПС по планированию семьи [39]. Более того, в Америке был принят закон, известный под названием "Социальная реформа", где брак провозглашается основой процветающего общества, говорится об ответственном отцовстве и материнстве, отстаивается принцип полового воздержания [40].

Одним словом прав был Дедим Юний Ювенал (ум. 140 г. н.э.), который не без скепсиса говорил, что "в здоровом теле только лишь предполагается здоровый дух". А с духом в программах ОЗОЖ совсем не все в порядке. Причины демографического кризиса на самом деле коренятся в кризисе духа нации, кризисе, порожденном греховным образом жизни, а не экономической или любой другой ситуацией. Как утверждают ученые, смертность россиян на 80% зависит от неблагополучной духовной обстановки вследствие отступления от заповеданных Богом норм жизни [41]. Поэтому именно сейчас необходимо полноценное нравственное воспитание детей и подростков, без чего выход из затянувшегося демографического кризиса невозможен.

Будущее нашего народа во многом зависит от укрепления института семьи, что в свою очередь невозможно без обращения к традиционным религиозным ценностям — духовно-нравственному наследию Православия, которое является точкой опоры, нравственным основанием для возрождения России.

 


  1. Доклад на секции "Демографическая ситуация и информационно-идеологическая политика России" церковно-общественного форума "Духовно-нравственные основы демографического развития России. Приволжский регион". 14 декабря 2004 г., Нижний Новгород. ^
  2. Ковалевская Ева. Причины демографического кризиса // Православная беседа. 2002. № 1, С. 36. ^
  3. Блуд в законе - дети в беде. М., б. г. С. 45. ^
  4. Письмо от 08.03.2000 № 01-50-14б/32-05 08.03.2000 за подписью 1-го зам. министра образования А.Ф. Киселева (См.: Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты. М., 2000). ^
  5. "Заявление Освященного Архиерейского Собора по вопросам демографии" // ЖМП. 2004. № 10. С. 19. ^
  6. Приказ № 684 от 03.08.01 "О введении региональной программы "Основы здорового образа жизни" во всех дошкольных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ с 2000-2001 учебного года". По решению коллегии Министерства образования области со второго полугодия 2001-2002 учебного года программа введена в 5-7-х классах общеобразовательных школ. По приказу Министерства образования Саратовской области № 54 от 24.08.2002 г. программа "Основы здорового образа жизни" вводится в 8-9-х классах общеобразовательных учреждениий области с 2002-2003 учебного года. В 2003-2004 учебном году программа введена в 10-11-х классах. (Методические рекомендации по интеграции программы "Основы здорового образа жизни" в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Саратов, 2003. С. 7) ^
  7. Программа "Основы здорового образа жизни" ч. 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательной школы. Саратов, 2000. С. 30. ^
  8. Там же. С. 30. ^
  9. Кураев А., диак. Оккультизм в Православии. М., 1998. С. 23-24. Ср.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2002. С. 706. ^
  10. Программа ОЗОЖ. ч. 3, С. 46-47. В методических подходах к теме "Я и мир. Все связанно со всем" слово "Мир" так же пишется с заглавной буквы и школьникам предлагается вести диалог с ним. (Там же. С. 45-46). ^
  11. Там же. С. 47 и 49. Ср.: С. 32. ^
  12. См.: Дворкин А.Л. Указ. соч. С. 712, 713, 727-728. ^
  13. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Н. Новгород, 2002. С. 712. ^
  14. Тяпкина М.А. Методические материалы к образовательной программе "Основы здоровья семьи" для подростков. Пособие для преподавателей. Саратов, 2001. С. 35. См.: Кураев А., диак. Оккультизм в Православии. С. 46-47. ^
  15. Методические рекомендации по интеграции программы "Основы здорового образа жизни" в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. С. 17. ^
  16. Программа ОЗОЖ. ч. 3, С. 5. ^
  17. Там же. С. 27. Ср.: Дворкин А.Л. Указ. соч. С. 727. ^
  18. Там же. С. 5. ^
  19. Дворкин А.Л. Указ. соч. С. 713, 746. ^
  20. Программа ОЗОЖ. ч. 3, С. 18. ^
  21. Там же. С. 86. ^
  22. Там же. См. так же: Программа "Основы здорового образа жизни", ч. 4. Методические рекомендации для старших классов общеобразовательной школы. Саратов, 2000. С. 76. ^
  23. См.: Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты. М., 2000. ^
  24. Кураев А., диак. Указ. соч. С. 128-129. ^
  25. Дворкин А.Л. Указ. соч. С. 88. ^
  26. Там же. С. 781. ^
  27. Там же. С. 88. ^
  28. См.: Cаранская секта "мирных" извращенцев. // © Газета "Вечерний Саранск" от 31 марта 2004 года. ^
  29. См. "Введение": Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты. М., 2000. ^
  30. Программа ОЗОЖ. ч. 4, С. 77. ^
  31. См.: Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты. М., 2000. (См.: И.В. Силуянова. Валеология: научно-методологическая и мировоззренческая несостоятельность.) ^
  32. См.: Там же. Хотя в программе и говорится о вреде ранних половых связей (В 8 классе — ч. 3, С. 27), однако тут же присутствуют такие темы как: "Биология пола и половое влечение", "Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки". В 9 классе изучаются методы контрацепции, и предлагается провести деловую игру "Реклама контрацептивных средств". Там же присутствует тема: "Интимность как нравственное понятие" (С. 28). В основных понятиях темы есть, например, такие: Долина фаллосов (С. 111), культ любви в Древней Греции, "Кама-сутра" (С. 93). Все это идейно настраивает детей на относительность нравственных норм и на сексуальную вседозволенность. ^
  33. Блуд в законе — дети в беде. С. 96. ^
  34. См.: Уроки "Вологодского дела", или о том, как провалились попытки запретить критику "секспросвета". М., 2004. (С. 14, 15 и др.). О проекте "Воспитание здорового образа жизни детей и подростков" См.: Там же. С. 33-38. ^
  35. Ср.: Блуд в законе. С. 95 и ОЗОЖ. ч. 3, С. 17. ^
  36. Ср.: Блуд в законе. С. 63 и Тяпкина М.А. Методические материалы к образовательной программе "Основы здоровья семьи" для подростков. Пособие для преподавателей. Саратов, 2001. С. 57. (В саратовском пособии использование презерватива провозглашается одним из способов предохранения от заражения СПИДом, хотя с медицинской точки зрения это не так! Известно, что поры латексной резины, из которой изготовлен презерватив, в 50 раз больше вируса СПИДа. См.: Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Демографическая война против России. М., 2002. С. 21.) ^
  37. См.: ОЗОЖ. ч. 3, с. 114, 115, 116. ^
  38. Блуд в законе. С. 47, 97. ^
  39. Экспертные заключения на программу "Основы планирования семьи". М., 2002. С. 16. ^
  40. Там же. С. 27-28. ^
  41. Новохатский С.Н. Плоды этнотерроризма // Русский Дом. 2004. № 11. С. 35. ^