Три года назад Саратовской епархией была достигнута договоренность с руководством регионального Управления Федеральной службы исполнения наказаний о регулярных встречах священнослужителей и волонтеров с людьми, которые состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Это и условно осужденные, и те, кто недавно вернулся из мест лишения свободы. Кто-то из них посещал храм во время заключения, а выйдя на свободу — растерялся. Кому-то просто нужно понять, что он не один на один со своими проблемами, что ему есть куда обратиться за помощью и поддержкой. О содержании этой работы мы поговорили со священнослужителями и психологом.
«Зачем ходить в храм?», «Есть ли смысл молиться, если Бог не исполняет моих просьб?», «Как я могу доверять Ему, если в мире столько зла?»… Вопросы, которые задают пришедшие отметиться в инспекцию люди, почти всегда одни и те же. Человека, совершившего преступление, больше всего волнует, почему Бог такое допустил, не уберег. А еще — «зачем каяться в грехах, если я свое уже отсидел?».
— Многие на таких встречах открывают для себя смысл вероучения, узнают, что такое вера, для чего мы молимся Богу, совершаем богослужения, для чего нужно приступать к таинствам, — поясняет руководитель отдела тюремного душепопечения протоиерей Вадим Коняев. — Когда человек выходит из тюрьмы, на него буквально наваливаются самые разные искушения. Даже если он ходил в тюремный храм, общался со священником, на свободе без духовной поддержки ему будет трудно самому справиться с соблазнами. Общество ждет от бывшего преступника исправления, но порой само же и сбивает его с этого пути. Нам с этими людьми бок о бок жить, работать. И от нас зависит, какими они будут по возвращении — озлобленными на всё вокруг или готовыми преодолеть трудности и стать полноправными членами общества.
К этому направлению церковной работы подключаются не только священнослужители, посещающие исправительные учреждения и имеющие опыт общения с осужденными, но и представители миссионерского, молодежного отделов епархии, отдела религиозного образования и катехизации — духовенство, сотрудники и прихожане храмов. Отец Вадим не скрывает, что дело это трудное, не многие решаются взять его на себя, но тем ценнее становится помощь каждого волонтера.
— Бояться не нужно, — говорит он. — Главное, чтобы человек был неравнодушен и шел с открытым сердцем. Не секрет, что тебя могут принять в штыки, разными способами показывать свое неприятие, но душевная самоотдача и сердечное отношение ломают эти преграды. Человек пришел к ним не за вознаграждение, а по зову души, чтобы помочь и поделиться радостью о Господе — бывшие заключенные это очень хорошо чувствуют. Один из таких примеров — координатор волонтерской службы «Добро» при Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова Екатерина Игоревна Уфимцева. После ее лекций мне звонили из инспекции, рассказывали, c каким интересом люди ее слушали, как доходчиво она все объясняла. Когда своим делом горишь, ответственно относишься, люди на это откликаются. Еще хочется отметить лекции волонтера нашего отдела Игоря Чабана и прихожанина Свято-Ильинского храма Саратова Валерия Кулагина. Это взрослые, состоявшиеся мужчины, им практически всегда удается найти общий язык со слушателями. Сотрудники инспекции, кстати, тоже принимают участие в беседах, задают вопросы.
Помощник руководителя молодежного отдела диакон Артемий Мягченков с недавнего времени проводит встречи с условно осужденными людьми, которые отбывают наказание, не связанное с лишением свободы. На беседы, как правило, собирается молодежь — от четырнадцати лет и старше, но бывают и люди более зрелого возраста.
— Каждую встречу я начинаю с небольшого рассказа о себе, — говорит отец Артемий. — Рассказываю, что рос хулиганом, но потом пришел к Богу, и вот теперь стою у престола. А дальше наша беседа строится от того, какие вопросы мне задают. Один скажет: «Зачем мне Церковь? У меня все хорошо», а другой удивляется, что, несмотря на все ошибки, которые он в жизни совершил, Господь его любит и Церковь от него не отворачивается. Бывает, что после беседы кто-то остается, чтобы лично обсудить свою ситуацию. Один мальчишка, например, рассказал, что его бабушка ходит в храм, а сам он нет, потому что Господь его просьб не исполняет. Я объяснил ему, что Бог — это не золотая рыбка, которая исполняет наши желания, человек сам должен трудиться, стараться изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Отец Артемий уверен, что необязательно быть священнослужителем, чтобы говорить о Боге.
— Люди видят, что у каждого свой путь ко Христу. Почему-то считается, что если человек совершил преступление, то для общества он уже потерян, и сами осужденные начинают так думать и, как следствие, жить по своим законам. И наша задача — дать им понять, что они не «потеряны». Мы не вправе осуждать их поступки, мы можем только помочь и показать другой путь.
Светлана Касутина — старший психолог отделения психологического обеспечения уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Саратовской области — отмечает, что общение со священнослужителями и волонтерами благотворно влияет на ее подопечных.
— У многих осужденных остро стоит вопрос переосмысления своей жизни, — объясняет Светлана Александровна. — И роль Церкви в этом нельзя переоценить. Главная цель лишения свободы — это не наказание, а исправление, и очень важно, чтобы в общество потом вышел социально адаптированный человек. Большинство преступников — люди с поврежденной психикой, с алкогольной или наркотической зависимостью. Многие из них не только не раскаиваются в своих преступлениях, но и пытаются оправдать их — «сытый голодному не товарищ, есть нечего, поэтому и воруем». Не все принимают решение встать на путь исправления, но ведь и не каждому врачу удается вылечить всех своих пациентов. Многие осужденные принимают в тюремных храмах Крещение, а на священников смотрят, как на ориентир, ищут в них поддержку. Знакомство с православным вероучением помогает бороться и с таким страшным явлением, как религиозный экстремизм. Человеку, вышедшему из тюрьмы, духовная поддержка нужна не меньше, поэтому так важно продолжать начатую в исправительной колонии работу. Я всегда стараюсь присутствовать на таких встречах и замечаю, как меняется аудитория, когда туда заходит священнослужитель: люди начинают вести себя тише, скромнее. Даже равнодушные к происходящему атеисты и агностики проявляют уважение. В ходе беседы, конечно, кто-то может вступить в полемику, выразить скепсис, но искренний интерес все же чувствуется. Знаю, что некоторые после этих встреч начинают посещать храм, обсуждают со священником свои личные вопросы. Это и есть наша цель — показать людям, что они будут услышаны, что, преступив закон, они не перестают быть частью нашего общества.
Желающие присоединиться к волонтерам по этому направлению могут обратиться по телефону 8–917–303–19–54.
Газета «Православная вера», № 11 (679), июнь 2021 г.