+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Что мы знаем об Ангелах?
Просмотров: 735     Комментариев: 0

«Сила Божия» — так переводится с еврейского на русский язык имя Архангела Гавриила. Он сыграл особую роль и в ветхозаветной, и в новозаветной Священной истории. Именно он явился пророку Даниилу и открыл ему тайны о пришествии Мессии, гонениях антихриста и конце мира, он вдохновлял пророка Моисея на написание Книги Бытия, он сообщил Захарии весть о будущем рождении первенца — Иоанна Крестителя. И именно этот Архангел явился в Назарете Деве Марии с вестью об избрании Ее быть Матерью Христа Спасителя. По мнению некоторых отцов Церкви, Архангел Гавриил также укреплял Спасителя во время молитвы в Гефсиманском саду.

Собор святого Архангела Гавриила празднуется Церковью на следующей день после праздника Благовещания. В этом году он приходится на 8 апреля и совпадает с Пасхой. В этот день, прославляя Ангелов, нам, наверное, стоило бы задуматься: а что мы знаем о них? Обратимся за ответами к Священному Писанию и Преданию Церкви.

Профессия: вестник

 

Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник». В греческом языке оно является однокоренным со словом Евангелие («Благая весть»). Как мы видим, это слово емко свидетельствует о той, можно так сказать, задаче, которую они выполняют в отношении человека: возвещать детям падшего Адама волю Божию. В Священном Писании ангелами называют иногда и людей, но в классическом понимании Ангел — это бесплотный дух.

Ангельский мир был сотворен Богом до сотворения человека. Большинство святых отцов считали, что Ангелы сотворены и прежде всего вещественного мира. В начале сотворил Бог небо и землю, — говорит нам Священное Писание (Быт. 1, 1), что указывает на последовательность творения. Еще один довод в пользу этого мы находим в Книге Иова, где сказано, что Бог полагал основания земли, и все сыны Божии в этот момент восклицали от радости (см.: Иов. 38, 4, 7), что также позволяет сделать вывод: Небесные Силы тогда уже существовали. А вот преподобный Федорит Кирский считал, что Ангелы сотворены вместе с вещественным миром, объясняя это тем, что бесплотные духи все же нуждаются в месте, где их нахождение могло бы быть локализовано, а значит, не могли появиться прежде мира с его пространством и временем.

Спорные вопросы о природе Ангелов

 

О природе Небесных Сил мы очень мало знаем наверняка — в этой теме много частных богословских мнений, предположений. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей». При этом мы не можем с уверенностью сказать, единосущны ли Ангелы между собой, или каждый из них обладает своей неповторимой природой.

Ангелы наделены совершенством, силой, могуществом, до определенного предела они могут предвидеть будущее или прогнозировать его с высокой долей вероятности. Ангелы бестелесны, у них нет ни возраста, ни пола. Однако некоторые святые отцы говорят о том, что бестелесность бесплотных духов относительна. Вопрос об этом относится к области богословского мнения. Он подробно разбирался на VII Вселенском Соборе в связи с вопросом о возможности изображения Бесплотных Сил на иконах. Тогда было одобрено мнение епископа Иоанна Фессалонитского, который полагал, что Ангелы имеют тела «воздухо­образные и огнеобразные», а значит, в принципе могут изображаться на иконах.

Ангелы, как и все тварные существа, живут в пространстве и времени. Они не могут находиться в нескольких местах одновременно: когда они славословят Бога на Небе, их нет на земле, а когда Господь посылает их на землю, их нет на Небесах. Однако бесплотные духи обладают несравненно большей свободой передвижения в пространстве по сравнению с людьми: могут перемещаться с огромной скоростью и их, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, нельзя задержать «ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями».

Ангелы вечны и бессмерт­ны. Однако их вечность коренным образом отличается от вечности Бога. Вечность Ангелов имеет начало, потому что они были сотворены. Значит ли это, что их бытие имеет конец? На этот вопрос у святых отцов тоже нет однозначного ответа. К примеру, святой Иоанн Дамаскин полагает, что Небесные Силы бессмертны не по природе, а по благодати. Так как у их бытия есть начало, то должен быть и конец, но благодать Божия дарует им бессмертие. Святитель же Григорий Палама считает, что Ангелы бессмертны по природе: ведь падшие ангелы отпали от Божественной благодати, и тем не менее их бытие не прекращается.

Небесные Силы обладают совершенной природой. Совершенство ее выражается в том, что они постоянно могут созерцать Бога и воспевать Его. Господь Иисус Христос говорит об Ангелах, что они на Небесах всегда видят лицо Отца Небесного (см.: Мф. 18, 10). Однако совершенство Ангелов тоже ограничено: они, как и люди, не могут постичь сущность Божию. Кроме того, в Евангелии сказано, что они не знают день и час Второго пришествия (см.: Мк. 13, 32).

Все святые отцы согласны с тем, что Ангелы не могут творить чудес своей собственной силой — только по благодати, которую имеют от Бога. Существует мнение, что они вообще не наделены творческими способностями — так считает, например, святой Иоанн Дамаскин, говоря, что «Ангелы не суть создатели». Некоторые святые отцы связывают эту черту ангельской природы с бестелесностью.

Ангелы и люди

 

Бесплотные духи превосходят людей и умом, и силою, но больше всего совершенство ангельской природы проявляется в святости.

Среди святых отцов нет единого мнения по вопросу о том, кто был сотворен более совершенным — Ангелы или люди. Святитель Григорий Палама, попытавшись синтезировать различные точки зрения, пришел к следующему выводу: в момент творения степень богообразности в человеке была больше, но после грехопадения, то есть в своем теперешнем состоянии, человечество находится неизмеримо ниже всего ангельского мира. Однако Господь Иисус Христос как истинный Человек по человечеству Своему выше Ангелов, а Божия Матерь почитается Церковью как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим».

После грехопадения мир ангельский был закрыт для взглядов людей, а Бесплотным Силам стало трудно смотреть на нас из-за людской греховности. Вот как пишет об этом святитель Григорий Двоеслов: «Прежде, нежели Искупитель наш родился плотью, мы имели разногласие с Ангелами, от славы и чистоты которых мы далеко отстояли виновностью первородного греха и ежедневными беззакониями. Поскольку за согрешения мы были устранены от Бога, то и Ангелы, граждане Божии, устраненных нас отвергали от своего общения. Но поскольку мы признали Царя своего, то и Ангелы опять признали нас своими согражданами. Итак, возлюбленнейшая братия, постараемся, чтобы не оскверняла нас никакая нечистота, если мы, по вечному предведению, граждане Бога и равны Ангелам».

Драма на Небесах

 

К сожалению, именно в ангельском мире произошла катастрофа отпадения от Бога, в которую потом был вовлечен и людской род. Из Священного Писания мы знаем, что злые духи первоначально были добрыми, а затем по собственной воле отпали от Творца. Известно, что Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд. 1, 6).

Священное Предание говорит обо всем этом более подробно. Вначале пал один ангел — Денница, который и стал родоначальником греха в этом мире. За ним, как пишет святой Иоанн Дамаскин, «последовало и вместе пало бесконечное множество подчиненных ему Ангелов». Святые отцы говорят, что причиной катастрофы стали гордость и зависть Денницы. Будучи высшим из всех бесплотных духов, он, согласно святителю Григорию Бого­слову, «возмечтал о царственной чести великого Бога <…> и, захотев быть богом, весь стал тьмою». Некоторые богословы — например, святитель Василий Великий — полагают, что причиной зависти стало творение человека, который был удостоен от Бога особой чести. Те Ангелы, которые сохранили верность Богу, выступили против сонма злых духов и одержали над ними победу под предводительствам Архангела Михаила, чье имя означает «Никто как Бог».

Верные Ангелы стали святыми и уже не могут грешить. Падшие духи, напротив, настолько сильно исказили свою природу, что уже не способны на покаяние. По предположению святителя Василия Великого, покаяние было возможно для диавола до того момента, пока он не искусил первых людей.

Наши друзья и хранители

 

Святым Ангелам как существам безгрешным больно созерцать наше жалкое греховное положение. Согласно мнению святых отцов, людской грех они воспринимают так же, как человек воспринимает тошнотворный запах. Вот как пишет об этом святой Василий Великий: «Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни — Ангела — отдаляет многоплачевный и смердящий грех».

И тем не менее Небесные Силы мужественно выполняют возложенную на них Господом задачу защищать падшего человека от бесовских нападений и всячески способствовать нашему спасению и распространению истинной веры. Каждому человеку при крещении дается Ангел-хранитель, который везде сопутствует ему в земной жизни и не покидает его душу после кончины.

Газета «Православная вера» № 07 (603)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.