Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Что мы знаем о первых христианах? Часть 2
Просмотров: 1081     Комментариев: 0

В предыдущей статье о Первом послании к Фессалоникийцам, вышедшей в № 2 нашей газеты от 27 января 2022 года, шла речь об отношениях между первыми христианами и язычниками. Христианство во многом было непонятно для греков и римлян по причине закрытости и таинственности ранних христианских общин. Теперь мы поговорим о настроениях и чувствах самих христиан. 

Напоминание об «очевидном»

Представим, что до апостола Павла дошел слух: среди солунских христиан распространился блуд. Как такое могло произойти? Этот вопрос вполне логичен. В четвертой главе послания мы видим апостольские слова: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда (1 Фес. 4, 3). Кажется очевидным, что любые подобные отношения в хрис­тианских семьях, кроме законных супружеских, должны были считаться христианами грехом. Всем членам общины была известна заповедь: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Что же заставляет апостола напоминать об этом?

Чтобы ситуация стала для нас понятнее, обратимся к Евангелию. Кто как не иудеи должны были придерживаться супружеской верности, но в Нагорной проповеди мы слышим наставление Господа: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27–28). А в следующих евангельских стихах пойдет речь о недопустимости развода (см.: Мф. 5, 31–32). Это говорит о том, что и супружеская неверность, и разводы были не такой уж редкостью среди современных Господу Иисусу Христу и апостолу Павлу иудеев. А ведь эти строгие заповеди были даны израильскому народу, чтобы оградить его от смешения с язычниками. То есть Господь напоминает о соблюдении очевидных норм, которые часто нарушались. 

Супружеская верность у язычников

То же самое делает и апостол Павел, обращаясь к хрис­тианской общине в Фессалониках. Еще раз нарисуем мысленную картину: за небольшой период проповеди в Солуни, довольно крупном городе, формируется хрис­тианская община из бывших язычников. Христианство призывало новообращенных к совсем другому образу бытия. Коренные перемены в жизни каждого из новых христиан не могли остаться незаметными, и кому­то этот путь давался тяжело.

Нужно учесть и нравы окружавших христиан язычников. Еще великий древнегреческий философ Платон писал об «Афродите пошлой» (Афродита — древнегреческая богиня любви) и о том, что «ничтожные люди любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души… заботясь только о том, чтобы добиться своего, и не задумываясь, прекрасно ли это». Следование же высоким идеалам на практике ограничивалось разговорами. Например, согласно языческим обычаям муж мог жестоко наказать жену за измену, а наоборот произойти не могло. Даже если муж явно изменял жене (чаще всего с рабыней или служанкой), обманутая супруга могла лишь побольше загрузить эту самую служанку работой, а призвать любвеобильного мужа к ответственности — практически нет. Сюда же следует добавить неистовство некоторых языческих праздников — в частности, культ бога Диониса с распитием вина и танцами в обнаженном виде.

Поэтому апостол Павел напоминает каждому из солунских верующих о необходимости соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога (1 Фес. 4, 4–5). Вспомним и о том, что собрания первых христиан были закрытыми (посторонние не могли туда попасть) и проходили чаще всего ночью, что становилось причиной самых нелепых слухов среди окружавших христиан язычников. Конечно, апостол Павел понимал, откуда берутся такие слухи, но посчитал не лишним еще раз напомнить о воздержании от обычных для язычников блудных страстей. 

Святость души и тела

Будет ошибкой думать, что хранение чистоты и святости было нужно только лишь для того, чтобы отличаться от язычников. Духовная чистота была не просто нормой, а отражением одного из важнейших постулатов веры: хрис­тианин всегда должен быть готов к встрече с Христом.

Не случайно апостол Павел говорит о соблюдении своего сосуда, под которым подразумевается человеческое тело (в предыдущей статье мы говорили о том, насколько важна была идея телесного воскресения мертвых, ведь и Христос воскрес телесно). Если для язычников тело представляло собой «темницу души», поэтому можно было и не беспокоиться об осквернении его супружеской изменой, то для хрис­тиан тело — творение Бога, поэтому и душа, и тело в равной степени должны быть чисты и святы. Ведь в будущую вечную жизнь человек войдет в полноте своей душевно-телесной человеческой природы. И произойти это может в самое ближайшее время. Первые христиане жили в ожидании скорейшего пришествия Христа, или парусии (так звучит слово «пришествие» по-гречески). 

Причина для скорби

И здесь мы переходим к следующей важнейшей теме обсуждаемого послания. И даже больше — христианского богословия в целом. Господь Иисус Христос говорит о Своем Втором Пришествии — этому посвящена вся 24‑я глава Евангелия от Матфея. Первые христиане, как пишет апостол Павел, жили в ожидании с небес Сына Божия, Которого Бог воскресил из мертвых (Деян. 4, 10). А в четвертой главе послания он говорит, что произойдет с теми, кто умер до парусии, и с теми, кто встретит ее живым (см.: 1 Фес. 4, 15–17).

Но сначала апостол упоминает о скорби некоторых из христиан: Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4, 13). Возможно, причиной стала смерть кого­то из общины или известия об убийствах верующих в Иерусалиме. Если Христос победил смерть, почему она так же сильна, а беззакония продолжаются? Это вопрос, возникающий у христиан и сейчас.

Призыв апостола начинается с напоминания о надежде, которую дает верующим Бог. Нам уже известно о смерти и воскресении Христа, а значит, смерть кого-то из близких не должна ввергать в уныние. Смерть теперь не непреодолимый рубеж человеческой жизни. Ведь умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4, 14).

Время парусии

Апостол просит верующих утешать друг друга словами, что мы всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 17). Но это нельзя понимать так, будто бы сейчас верующие не с Богом. По мысли апостола, жизнь христианина должна быть полностью открыта перед Тем, в Кого он уверовал, поэтому и нужно всегда быть готовым к встрече Христа.

А вот когда эта встреча произойдет, и случится парусия, на самом деле, никто не знает: О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью (1 Фес. 5, 1–2). О сокрытии времени Второго Пришествия говорил и Сам Христос (см.: Мф. 24, 42–43). И эта неизвестность определенным образом организует нашу духовную жизнь. Если бы точные сроки были известны, существовал бы соблазн думать примерно так: поживу в свое удовольствие, а приготовиться успею, ведь время еще есть. Но нет, жизнь верующего во все дни должна наполниться святостью и ожиданием Бога.

В заключительной главе послания апостол призывает всех нас к бодрствованию, молитве и, самое главное, духовной радости: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес. 5, 16–18). Памятуя о парусии, это можно назвать радостью ожидания: когда ждешь самого близкого и любимого человека. И только духовная радость поможет преодолеть скорбь, неизбежную в этой жизни.

Газета «Православная вера», № 03 (695), февраль 2022 г.