Что творится в душе у священника? Того, кто всегда при встрече улыбчив, приветлив и добр со своей паствой. Того, кто после службы, нежно беря матушку под руку, неспешно идет домой. Он знает все о своих прихожанах. Всегда готов прийти на помощь. Но, возможно, ему самому порой нужна поддержка — часто ли мы об этом задумываемся? Он же обычный человек. Историю такого простого священника с личной, скрытой от посторонних глаз драмой рассказывает кинокартина «Дорога к дому». Лента, основанная на реальной истории, стала авторским проектом братьев Ивана и Петра Шерстниковых. Главные роли в ней — священника и его жены — сыграли известные отечественные актеры Егор Бероев и Ксения Алферова. Постараемся узнать, зачем авторы приоткрывают нам завесу тайны в жизни простого приходского батюшки.
Хотя жанр фильма определен создателями как православный детектив, не стоит ждать остросюжетных сцен. Не будет в картине и накала страстей — этот фильм снят в полутонах и звучит полушепотом. Кинолента пронизана тишиной, спокойствием и… смирением. При этом картина «Дорога к дому» незаметно проникает в самые далекие уголки вашего сердца и оставляет послевкусие — свежее и сладостное, как ясное морозное утро. Еще долго потом зритель будет думать о главном герое, о себе, о своих отношениях с близкими и с Богом.
Главный герой картины — священник по имени Александр — служит в небольшом крымском городке. Он здесь уже пятнадцать лет, с самого начала своего пастырского пути. Для прихожан за эти годы батюшка стал практически родным: крестил и венчал их детей, отпевал ушедших родителей. Он тот, кто успокоит, посоветует, разделит с тобой твою радость. Он внимателен и деликатен, когда речь идет о человеческой душе. Так, в эпизоде, где мама Саши — девочки-подростка — приглашает отца Александра, чтобы тот вразумил дочку и отвадил ее от увлечения мотоциклом, мы видим, что вместо назиданий батюшка берет в руки отвертку и помогает юной гонщице починить ее любимую машину, а потом они вместе едут на мотоцикле по улицам городка, вызывая у прохожих недоумение. «Что это было?» — спрашивает матушка Надежда отца Александра за ужином. А тот, улыбаясь, отвечает, что только так удалось достучаться до увлеченного юного сердца, и Саша пообещала, что будет ездить осторожно.
К каждому человеку отец Александр ищет свой подход. «Какой вы у нас хороший!» — с умилением говорит одна из прихожанок. «Я обычный человек», — смущенно отвечает ей отец Александр.
Приглушенный голос Егора Бероева, размеренные движения создали образ смиренного батюшки, принимающего тяжесть священнического креста. Сам актер в одном из интервью сказал о фильме: «Это прорыв, картина оставила во мне огромный след. Для меня это фильм о прощении, о том, что его можно получить, главное — дождаться и неустанно в него верить».
Мы узнаём о сокровенной жизни героя из слов его молитвы. «Господи, прости, что не умею благодарить за все и всегда. Прости за ропот и маловерие!» — обращается к Творцу отец Александр. Идя по делам, возвращаясь домой после службы, оставаясь в одиночестве, герой все время говорит с Богом. Но что произошло у отца Александра, что его так гложет — мы не знаем. Только чувствуем нестерпимую душевную боль героя, какой-то внутренний надлом. Может быть, он винит себя в том, что у них с супругой нет детей? Пятнадцать лет они с матушкой Надеждой вместе, врачи уверяют, что со здоровьем у супругов все в порядке, а детей нет. Столько малышей окрестил за эти годы священник, а в их доме не звучат детские голоса. «Господи, обижается на меня матушка моя. Что делать, чтобы Ты простил меня?» — говорит в одном из эпизодов главный герой. Но за что Господь должен простить этого доброго человека, честно исполняющего свой пастырский долг?
Однажды к отцу Александру после службы подходит незнакомая девушка лет семнадцати. Она просит о помощи: «Тяжело мне от обиды. Пытаюсь забыть и простить, не получается…». И священник будто слышит слова своего сердца, настолько понятны, близки они ему. Но, несмотря на то, как отзывается в нем беда девушки, отвечает он ей общей фразой — что нужно исповедаться, покаяться, позвать на помощь Господа. Отошла от него девушка как будто разочарованная, больше он ее не видел. И не дает отцу Александру покоя будничность, с какой он подошел к проблеме незнакомки. Он начинает ее искать, чтобы извиниться, еще раз побеседовать. И узнает, что ее давно нет в живых, много лет назад она умерла.
Отец Александр потрясен, но понимает, что неспроста она пришла именно к нему, и начинает свое расследование. Чем больше он узнаёт о жизни незнакомки, тем больше проникается к ней сочувствием. Но почему именно он? В смятении едет отец Александр к своему духовнику, рассказывает о своей беседе с девушкой, о том, как формально он ей ответил, и слышит от старца: «А ты веришь в то, что говоришь? И если веришь, то стало ли это твоим путем?». И вот тут зритель видит действительно обычного человека, а не идеального священника. Того, кто, давая советы другим, сам себя исцелить не может. «Теперь я понимаю, что как легче хотел, а потрудиться надо», — говорит в завершение встречи с духовником отец Александр. Этот разговор станет новой точкой отсчета в раскрытии тайны незнакомки. Главному герою на этом пути придется встретиться с теми, кого он когда-то знал, но за давностью лет позабыл. И только в конце пути поймет он, зачем все эти встречи были даны ему Богом.
«Не волнуйся и не унывай. Ведь сам поиск и раздумье — уже счастливая жизнь, которая не всех посещает, — говорит на прощанье старец отцу Александру. — Только редко благодарят за нее, чаще устают и бегут от нее. А поблагодаришь — и найдешь то, чего и представить не мог…». Слова старца будто обращены к нам всем, в нашей будничной суете забывающим говорить Господу спасибо.
Газета «Православная вера», № 01 (729), январь 2024 г.