Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Цель монаха — преображение
Просмотров: 3268     Комментариев: 0

Приближается двунадесятый праздник Преображения Господня — день, когда Церковь вспоминает о том, как Спаситель впервые просиял Своей неизреченной Божественной славой пред лицом избранных учеников. Один из них — апостол Петр — пал на колени и воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!» (ср.: Мф. 17, 4). Не об этом ли — о радости уединенного пребывания с Господом — думает человек, призванный к монашескому подвигу? Не случайно так много православных монастырей во всем мире — на Фаворе, на Афоне, на Валааме, на Соловках — названо в честь Преображения. Спасо-Преображенский мужской монастырь в Саратове был основан в 1814 году и закрыт советской властью в 30‑е годы ХХ века. Возрождение обители началось в 2010 году. О том, как сегодня живут насельники монастыря и прихожане монастырского храма во имя святого Димитрия Солунского, узнала наш корреспондент Екатерина Иванова.

Спасо-Преображенский монастырь в дореволюционное время

Некогда Спасо-Преображенский монастырь строился за чертой города, дабы монахи могли подвизаться в тиши и уединении. Сейчас восстановленная обитель оказалась в центре одного из самых густонаселенных районов Саратова. Открываешь калитку и сразу понимаешь, как непросто это возрождение: справа — колючая проволока, слева — руины какого-то здания, битый красный кирпич. Всё это наследие Саратовского военного института биологической и химической безопасности. Институт был закрыт в 2009 году, и за то краткое время, пока здания и территория были без хозяина, они пришли в упадок.

Однако стоит пройти несколько метров — и попадаешь совсем в другой мир: ухоженный сад, цветы, храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

Монахом нельзя стать по книгам

Игумен Макарий (Зорин) и иеродиакон Серапион (Залесный)Сегодня в обители подвизаются девять монахов. Первый постриг в монастыре состоялся в 2012 году. Иеромонах Гермоген (Терещенко) был наречен Митрополитом Лонгином в честь священномученика Гермогена Тобольского, который был правящим архиереем Саратовской епархии и игуменом Спасо-Преображенского монастыря. Братия обители чтит его память и считает его своим небесным покровителем.

Насельники монастыря в основном молоды, их средний возраст — 30 лет. Самому молодому из них — иеродиакону Серапиону (Залесному) — 23 года. В этом году он окончил Саратовскую православную духовную семинарию. Самый старший из братии — монах Киприан (Разинков) — ему 66 лет. Он начал ходить в храм великомученика Димитрия еще в те времена, когда это был храм при военном институте и ни о каком возрождении обители не было и речи. Служил пономарем, потом, в монастыре, остался трудником, а спустя время, видя добрый настрой и молитвенное усердие трудника Евгения, игумен Макарий (Зорин) предложил ему стать монахом. Евгений Федорович согласился с огромной радостью. Позже он признался, что даже и помыслить не мог, что в его жизни случится такое счастье — принять постриг. Монашество представлялось ему чем­то неземным, недоступным — ведь большую часть своей жизни он прожил в атеистической стране, даже не помышляя о Боге.

Храм вмч. Димитрия Солунского— С одной стороны — действительно, монашеское призвание — и высокое, и неземное, и недоступное, — размышляет отец Макарий. — А с другой — оно доступнее, чем кажется.

Сам отец наместник совершил этот выбор просто, без колебаний.

— Когда меня спрашивают, почему я выбрал монашеский путь, я отвечаю: не знаю, — говорит он. — Монашество — это призвание, и этим всё сказано. У каждого человека есть призвание, надо только постараться услышать этот зов Божий. И слава Богу, что наши насельники — совсем молодые люди — услышали призыв Спасителя: не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16). А избрал Он нас для чего? Для служения, для Церкви, для умножения верующих, для того, чтобы наследовать Царство Божие. Цель монаха — преображение и жизнь с Богом. Это вершина того, к чему призван каждый человек.

Жизнь в возрождаемой обители, по признанию отца Макария, еще далека от совершенного порядка, который установлен в благоустроенных монастырях, где монашеская жизнь не прерывалась. Очень много сил отнимают и отвлекают братию от духовного труда земные заботы — благоустройство территории и зданий, переданных обители. Но без искушений не бывает монашеской жизни.

— Мы опираемся на опыт святых подвижников, пытаемся многое взять из книг, но монашество — это образ жизни. Стать монахом по книгам нельзя. Многое нам приходится постигать на собственном опыте.

Опыт самоизоляции — опыт самопознания

Отец Макарий полагает, что недавний карантин был очень полезным в духовном смысле опытом.

— Мы, что греха таить, иногда ропщем на то, что кругом такая толчея, что нельзя сосредоточиться. И вот пожалуйста — Господь дал нам возможность пожить в затворе, всмотреться в себя. Мы увидели, как много у нас духовных изъянов, и поняли, что у нас нет своих сил, чтобы их исправить, и что нужно снова и снова просить Бога, чтобы Он помог не только увидеть свои грехи, но и победить их.

А еще мы поняли, что Господь благословил нашей обители возродиться не где-нибудь в лесу, а посреди города не случайно. Это милость Божия не только для желающих принять монашество, но и для прихожан, которые получают здесь духовное окормление. Поэтому мы не имеем права отгораживаться от мира. Нас, монашествующих, сейчас очень мало, и мы должны свидетельствовать о Боге тем, кто вокруг.

Сближает молитва

В паломничествеЗа десять лет в монастырском храме сложился дружный приход. Многие приезжают издалека. «Мы — одна семья», — так говорят прихожане. Вместе молятся, учатся читать на клиросе, помогают монахам в ризнице. Здесь работает воскресная школа для детей и взрослых, есть своя пекарня, огород. Каждый год в начале лета прихожане вместе едут в паломническую поездку.

— Все, что делаем мы вместе, нас сближает, но особенно — совместная молитва, — говорит игумен Макарий. — Насельники монастыря горячо стремятся наладить монашескую жизнь, и миряне это чувствуют и тоже стремятся усердно молиться, чтобы здесь возникло духовное тепло.

Мария Михайловна Люшева — прихожанка монастырского храма с 2016 года. Ездит сюда из Заводского района — помогает в хлебной лавке, за свечным ящиком, шьет облачения. В субботу вечером, после всенощного бдения, которое в монастыре длится три с половиной часа, приезжает домой в десять вечера, но не жалеет о времени, проведенном в обители.

Другой постоянный прихожанин, Сергей Иващенко, преподает микробиологию в Саратовском аграрном университете.

— У меня на работе, — рассказывает он, — такая суета, что не успеваешь заметить, как день пролетает. А здесь жизнь замедляет бег, и начинаешь думать о своей душе. Богослужение настраивает на спокойный лад. Можно обменяться с другим пришедшим человеком всего парой слов, рукопожатием, и ты почувствуешь дружеское тепло.

Период карантина, когда монастырь некоторое время был закрыт для посещения, всем мирянам дался нелегко. Кто-то посещал другие храмы, кто-то смотрел трансляции богослужений, кто-то совершал службы на дому мирянским чином. И все-таки прихожане тоже находят в этом испытании позитивный смысл:

— Вы знаете, когда мы все опять встретились 20 июня на всенощной, — вспоминает Анастасия Каламина, — мы были рады друг другу просто до слез. И я благодарна этому времени за то, что мы поняли, как нам не хватало частого причащения, общей молитвы, насколько мы дороги друг другу.

«Я смотрел на храм из окна»

Юные прихожане монастырского храмаШестиклассник Саша Бухаров стал нести послушание алтарника в монастыре в прошлом году.

— Мне стало интересно то, что происходит в храме, лет в шесть, — рассказывает Саша. — И я попросил маму отдать меня в воскресную школу.

Первое время папа возил мальчика на машине в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Но в прошлом году добавился еще один учебный день — суббота, и стало совсем тяжело без выходных. Решено было ходить поближе — в монастырь — и вскоре Саша сам попросился на субботние службы, а затем отец Макарий взял его помогать в алтаре.

Период самоизоляции, как и все прихожане, мальчик переживал тяжело.

— Было очень грустно без храма, — вспоминает он. — Но по крайней мере я мог в такие моменты смотреть на наш храм из окна.

Саша увлекается церковной историей и знаком с драматичным прошлым Преображенской обители.

— Я верю, что она восстановится в своем первоначальном виде, — убежденно говорит мальчик. — Ведь мы все, прихожане, в этом заинтересованы и все неравнодушны. Бог нам поможет в этом.

Газета «Православная вера» № 13-14 (657-658), август 2020 г.

Материалы по теме

Кто они — люди, избравшие путь монашества? Как и почему посвятили свою жизнь служению Господу те из них, кто родился в Советском Союзе и учил историю КПСС, а не Закон Божий? Этот выбор — тайна человеческого сердца, ведомая лишь Богу, и как хорошо, что есть книги, благодаря которым мы можем приоткрыть ее завесу. Одним из таких откровенных монологов о жизни с Богом стала автобиография монахини Нины (Васильченко) «Перейди за Иордан. Судьба сильной женщины на переломе эпох». Книга вышла в свет в издательстве «Никея» в 2019 году

Просмотров: 3017
Комментариев: 0

Эта книга не похожа на труды средневековых монахов-подвижников, написанные ими для собратьев — таких же аскетов, как они сами. Скорее, я сравнила бы эту книгу с дневником путешественника-экстремала. Весь вопрос — в цели путешествия. Цель автора «Записок пустынножителя» (издательство ПСТГУ) монаха Меркурия (Попова), цель тех его сподвижников, о которых он пишет в книге,— это высшее из достижимых на земле благ: стяжание Святого Духа

Просмотров: 3669
Комментариев: 0

Когда я учился в школе и на младших курсах семинарии, у меня была одна совершенно определенная мечта — я хотел стать монахом. И практически сразу после пострига я вдруг осознал, что главное в моей жизни уже произошло. Монах максимально вступает в отношения с Богом как с Отцом. И Господь со Своей стороны делает все, чтобы ты почувствовал себя Его сыном. Быть монахом — это дар, который Господь дает человеку

Просмотров: 3820
Комментариев: 7

Пока семинарист учится, ему необходимо решить нелегкий вопрос о выборе дальнейшего пути. При размышлении об этом у него возникают различные мысли и сомнения. На этот счет есть такая шутливая история о том, как молодой человек пришел к старцу и стал вопрошать, как ему лучше поступить, чтобы потом не разочароваться: принять монашество или жениться? На что старец ему ответил: «Смотри сам, что тебе ближе. Но знай: что бы ты ни выбрал, все равно потом пожалеешь!» 

Просмотров: 3146
Комментариев: 1

Встреча с архимандритом Иеронимом (Карповым), настоятелем древнего, самим преподобным Андреем расписанного Успенского собора в Звенигороде, случилась в моей жизни, как случаются все чудеса. Два года назад, накануне Троицы, я бежала понизу, мимо горы, на которой стоит собор (место это издревле называется Городок) — на вечернюю службу в Саввино-Сторожевский монастырь. Я знала, что Успенский на реставрации, весь в лесах и брезентах; думала, что там и службы не будет… Но что-то вдруг меня остановило: «В монастыре утром уже была, а теперь зайду-ка вон туда…»

Просмотров: 3453
Комментариев: 0