Приближается двунадесятый праздник Преображения Господня — день, когда Церковь вспоминает о том, как Спаситель впервые просиял Своей неизреченной Божественной славой пред лицом избранных учеников. Один из них — апостол Петр — пал на колени и воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!» (ср.: Мф. 17, 4). Не об этом ли — о радости уединенного пребывания с Господом — думает человек, призванный к монашескому подвигу? Не случайно так много православных монастырей во всем мире — на Фаворе, на Афоне, на Валааме, на Соловках — названо в честь Преображения. Спасо-Преображенский мужской монастырь в Саратове был основан в 1814 году и закрыт советской властью в 30‑е годы ХХ века. Возрождение обители началось в 2010 году. О том, как сегодня живут насельники монастыря и прихожане монастырского храма во имя святого Димитрия Солунского, узнала наш корреспондент Екатерина Иванова.
Некогда Спасо-Преображенский монастырь строился за чертой города, дабы монахи могли подвизаться в тиши и уединении. Сейчас восстановленная обитель оказалась в центре одного из самых густонаселенных районов Саратова. Открываешь калитку и сразу понимаешь, как непросто это возрождение: справа — колючая проволока, слева — руины какого-то здания, битый красный кирпич. Всё это наследие Саратовского военного института биологической и химической безопасности. Институт был закрыт в 2009 году, и за то краткое время, пока здания и территория были без хозяина, они пришли в упадок.
Однако стоит пройти несколько метров — и попадаешь совсем в другой мир: ухоженный сад, цветы, храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского.
Монахом нельзя стать по книгам
Сегодня в обители подвизаются девять монахов. Первый постриг в монастыре состоялся в 2012 году. Иеромонах Гермоген (Терещенко) был наречен Митрополитом Лонгином в честь священномученика Гермогена Тобольского, который был правящим архиереем Саратовской епархии и игуменом Спасо-Преображенского монастыря. Братия обители чтит его память и считает его своим небесным покровителем.
Насельники монастыря в основном молоды, их средний возраст — 30 лет. Самому молодому из них — иеродиакону Серапиону (Залесному) — 23 года. В этом году он окончил Саратовскую православную духовную семинарию. Самый старший из братии — монах Киприан (Разинков) — ему 66 лет. Он начал ходить в храм великомученика Димитрия еще в те времена, когда это был храм при военном институте и ни о каком возрождении обители не было и речи. Служил пономарем, потом, в монастыре, остался трудником, а спустя время, видя добрый настрой и молитвенное усердие трудника Евгения, игумен Макарий (Зорин) предложил ему стать монахом. Евгений Федорович согласился с огромной радостью. Позже он признался, что даже и помыслить не мог, что в его жизни случится такое счастье — принять постриг. Монашество представлялось ему чемто неземным, недоступным — ведь большую часть своей жизни он прожил в атеистической стране, даже не помышляя о Боге.
— С одной стороны — действительно, монашеское призвание — и высокое, и неземное, и недоступное, — размышляет отец Макарий. — А с другой — оно доступнее, чем кажется.
Сам отец наместник совершил этот выбор просто, без колебаний.
— Когда меня спрашивают, почему я выбрал монашеский путь, я отвечаю: не знаю, — говорит он. — Монашество — это призвание, и этим всё сказано. У каждого человека есть призвание, надо только постараться услышать этот зов Божий. И слава Богу, что наши насельники — совсем молодые люди — услышали призыв Спасителя: не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16). А избрал Он нас для чего? Для служения, для Церкви, для умножения верующих, для того, чтобы наследовать Царство Божие. Цель монаха — преображение и жизнь с Богом. Это вершина того, к чему призван каждый человек.
Жизнь в возрождаемой обители, по признанию отца Макария, еще далека от совершенного порядка, который установлен в благоустроенных монастырях, где монашеская жизнь не прерывалась. Очень много сил отнимают и отвлекают братию от духовного труда земные заботы — благоустройство территории и зданий, переданных обители. Но без искушений не бывает монашеской жизни.
— Мы опираемся на опыт святых подвижников, пытаемся многое взять из книг, но монашество — это образ жизни. Стать монахом по книгам нельзя. Многое нам приходится постигать на собственном опыте.
Опыт самоизоляции — опыт самопознания
Отец Макарий полагает, что недавний карантин был очень полезным в духовном смысле опытом.
— Мы, что греха таить, иногда ропщем на то, что кругом такая толчея, что нельзя сосредоточиться. И вот пожалуйста — Господь дал нам возможность пожить в затворе, всмотреться в себя. Мы увидели, как много у нас духовных изъянов, и поняли, что у нас нет своих сил, чтобы их исправить, и что нужно снова и снова просить Бога, чтобы Он помог не только увидеть свои грехи, но и победить их.
А еще мы поняли, что Господь благословил нашей обители возродиться не где-нибудь в лесу, а посреди города не случайно. Это милость Божия не только для желающих принять монашество, но и для прихожан, которые получают здесь духовное окормление. Поэтому мы не имеем права отгораживаться от мира. Нас, монашествующих, сейчас очень мало, и мы должны свидетельствовать о Боге тем, кто вокруг.
Сближает молитва
За десять лет в монастырском храме сложился дружный приход. Многие приезжают издалека. «Мы — одна семья», — так говорят прихожане. Вместе молятся, учатся читать на клиросе, помогают монахам в ризнице. Здесь работает воскресная школа для детей и взрослых, есть своя пекарня, огород. Каждый год в начале лета прихожане вместе едут в паломническую поездку.
— Все, что делаем мы вместе, нас сближает, но особенно — совместная молитва, — говорит игумен Макарий. — Насельники монастыря горячо стремятся наладить монашескую жизнь, и миряне это чувствуют и тоже стремятся усердно молиться, чтобы здесь возникло духовное тепло.
Мария Михайловна Люшева — прихожанка монастырского храма с 2016 года. Ездит сюда из Заводского района — помогает в хлебной лавке, за свечным ящиком, шьет облачения. В субботу вечером, после всенощного бдения, которое в монастыре длится три с половиной часа, приезжает домой в десять вечера, но не жалеет о времени, проведенном в обители.
Другой постоянный прихожанин, Сергей Иващенко, преподает микробиологию в Саратовском аграрном университете.
— У меня на работе, — рассказывает он, — такая суета, что не успеваешь заметить, как день пролетает. А здесь жизнь замедляет бег, и начинаешь думать о своей душе. Богослужение настраивает на спокойный лад. Можно обменяться с другим пришедшим человеком всего парой слов, рукопожатием, и ты почувствуешь дружеское тепло.
Период карантина, когда монастырь некоторое время был закрыт для посещения, всем мирянам дался нелегко. Кто-то посещал другие храмы, кто-то смотрел трансляции богослужений, кто-то совершал службы на дому мирянским чином. И все-таки прихожане тоже находят в этом испытании позитивный смысл:
— Вы знаете, когда мы все опять встретились 20 июня на всенощной, — вспоминает Анастасия Каламина, — мы были рады друг другу просто до слез. И я благодарна этому времени за то, что мы поняли, как нам не хватало частого причащения, общей молитвы, насколько мы дороги друг другу.
«Я смотрел на храм из окна»
Шестиклассник Саша Бухаров стал нести послушание алтарника в монастыре в прошлом году.
— Мне стало интересно то, что происходит в храме, лет в шесть, — рассказывает Саша. — И я попросил маму отдать меня в воскресную школу.
Первое время папа возил мальчика на машине в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Но в прошлом году добавился еще один учебный день — суббота, и стало совсем тяжело без выходных. Решено было ходить поближе — в монастырь — и вскоре Саша сам попросился на субботние службы, а затем отец Макарий взял его помогать в алтаре.
Период самоизоляции, как и все прихожане, мальчик переживал тяжело.
— Было очень грустно без храма, — вспоминает он. — Но по крайней мере я мог в такие моменты смотреть на наш храм из окна.
Саша увлекается церковной историей и знаком с драматичным прошлым Преображенской обители.
— Я верю, что она восстановится в своем первоначальном виде, — убежденно говорит мальчик. — Ведь мы все, прихожане, в этом заинтересованы и все неравнодушны. Бог нам поможет в этом.
Газета «Православная вера» № 13-14 (657-658), август 2020 г.