4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, в Саратове прошел традиционный крестный ход. Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Казанская» возглавили Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин и Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. После богослужения верующие прошли крестным ходом до Свято-Троицкого кафедрального собора, где пребывает одна из главных святынь епархии — старинный список с чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.
Среди своих
Этот крестный ход для моей семьи оказался особенным. Мы впервые прошли его вместе, держа друг друга за руки: я, дочка, сын и супруг. Наверное, самыми яркими впечатлениями он был наполнен для дочери — трехлетней Ульяны. Выйдя из автобуса и стоя посреди улицы Чернышевского, она, заботливо прижимая к груди куколку, с нескрываемым удивлением прошептала: «Мама, это всё наши?» И, получив утвердительный ответ, решительным шагом проследовала к «своим». «Наших» оказалось больше семи тысяч человек. Многие из них приехали к Казанскому храму после Литургии в своих приходах на организованных от городских храмов автобусах.
— Молодежи, молодежи-то сколько! — проговорила, видимо, сама для себя, проходившая мимо дама.
Крестный ход тронулся с места под перезвон колоколов и пение молитв. Люди бережно несли в руках иконы Божией Матери. В многотысячном шествии молитвенные песнопения на все голоса переливались с обращенными друг к другу репликами близких и едва знакомых людей.
Две хохотушки-подружки Аня и Вита, на вид лет восемнадцати, переводя дух после пропетого на два голоса тропаря Богородице, делятся со мной советами, как выдержать предстоящий Рождественский пост.
— Я уже не отступлю, хотя много раз не выдерживала, срывалась, потом плакала, — признаётся Аня. — А ведь по натуре я не слабачка. Меня мама два года назад поставила перед фактом: мол, ты уже взрослая, больше никаких «хочу — не хочу», ходим на все воскресные службы, пост выдерживаем всей семьей. Я, конечно, понимала, что это необходимость для православного человека, но ее слова меня не убеждали. А както недавно на проповеди батюшка призвал нас молиться о России, сказал, что сейчас эти молитвы очень нужны. Он рассказал, как постом и покаянием наши предки не раз отстаивали нашу страну. И вот тут, что называется, почемуто услышало сердце, и появилась такая решительность.
Другая участница, Анна Степановна, пришла на крестный ход вместе с внуком. Девятимесячный Даниил практически на протяжении всего шествия спокойно посапывал, уютно пристроившись на плече у бабушки.
— Его родители сами не пошли — внучка дали, и то слава Богу, — говорит женщина. — Он хоть напитается одним воздухом с православными. Я считаю, что даже просто молча пройти крестным ходом — уже великое благо! А у малышей ведь всё откладывается в памяти. И сегодняшний день, может быть, сыграет какуюто роль в его жизни.
Время задуматься
На протяжении всего пути к верующим мысленно и молитвенно присоединялись те, кто не смог в этот праздничный день вместе с ними пройти крестным ходом. Из домов на шествующих смотрели десятки людей, вышедших с иконами в руках на свои балконы. Баба Нюра, несмотря на непроходящую боль в пояснице и ногах, смогла спуститься с пятого этажа и дойти до дороги, по которой пролегал путь крестоходцев. Она и благословения у батюшки смогла испросить, и стояла потом, провожая шествующих взглядом, облокотившись на палочку и вытирая катившиеся слезы.
— Такое ведь не каждый день бывает… — сказала мне она; голос у нее оказался тихий, мягкий. — Сейчас ведь все разрознены, не с кем даже и поговорить, все спешат куда-то — а тут, смотри-ка, может, задумаются о том, что не будут жить вечно. Надо в жизни успеть и помолиться, и прощения попросить.
Будьте как дети
Затянутое тучами хмурое ноябрьское небо лишь иногда проливалось мелким дождем, нисколько не нарушая воодушевленного молитвенного настроя верующих. Укрывшись под зонтами и дождевиками, люди спокойно продолжали свой путь. А маленький Миша, например, уверенно семенивший за мамой и то и дело поправлявший непослушные очки, и вовсе не захотел прятаться «от святой воды». На удивленный вопрос мамы, где же тут святая вода, он дал уверенный ответ: а какая еще вода может литься с неба в такой день? Неожиданное умозаключение смышленого ребенка не только порадовало нас — шедших рядом взрослых, но и стало поводом для совместных размышлений. «Вот тебе и “будьте как дети”!» — абсолютно верно подметила моя соседка.
Мой супруг в этот день тоже услышал важное откровение: «Я люблю тебя, папа!» — произнес наш немногословный сын, неожиданно остановившись прямо посреди крестного хода. И в этот момент уже ни расстояние, ни погода не играли ровным счетом никакой роли. Прозвучали главные слова, для кого-то привычные, а для кого-то — настоящее благословение Божие.
По страницам истории
Живая река верующих была встречена у Свято-Троицкого кафедрального собора колокольным звоном. Начался праздничный молебен, возглавляемый архиереями. Митрополит Лонгин обратился с архипастырским словом к верующим. Он поздравил участников крестного хода с праздником и еще раз напомнил о страницах истории нашей страны — смуте 1598–1613 годов. «Мы остро нуждаемся в уроках и примерах избавления от смутных времен, которые бывали в истории России неоднократно. В общем смысле этого слова смута — это заблуждение, распад, потеря духовных координат. К сожалению, такое может происходить как в жизни отдельного человека, так и в жизни целых стран и народов. Мы, христиане, знаем, что если мы не следим за собой, то нашим греховным состоянием, внутренней смутой обязательно воспользуется враг нашего спасения, чтобы и земную нашу жизнь разрушить, и, по возможности, лишить благой вечности. Размышляя в день праздника о нашей истории и сегодняшнем дне, будем стараться прежде всего быть христианами не по имени только, но и по жизни. Исполнение Евангелия способно оградить нас от смут внутренних и внешних, сделать нашу жизнь по-настоящему созидательной», — отметил архипастырь.
В завершение верующие смогли приложиться к старинному списку чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы. Выстоять семитысячную очередь под обрушившимся дождем помогли искренняя вера, христианское смирение и… полевая кухня, организованная на площади возле собора. Всем желающим раздавали горячую еду и ароматный чай. И это тоже несло в себе определенный смысл: православные смогли оказать посильную помощь детскому дому семейного типа при Свято-Алексиевском монастыре, купив себе румяный блинчик, испеченный участниками благотворительной акции «Добрые блины».
Фото Андрея Гутынина
Газета «Православная вера» № 21 (616)