В свет вышел заключительный том дневников архиепископа Пимена (Хмелевского)
4 декабря в рамках дней памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), которые уже двенадцатый раз проходят в Саратове, состоялась презентация третьего тома (в двух частях) дневников приснопоминаемого владыки. Они посвящены записям 1965-1993 годов, когда архиепископ Пимен управлял Саратовской епархией.
Выход в свет дневников архиепископа Пимена, который почти ежедневно писал в общих тетрадях о событиях своей жизни и жизни Церкви, начался в 2008 году. Тогда в издательстве Саратовской епархии появился первый том в коричневой обложке — это были дневниковые записи архимандрита Пимена, который в 1955–57 годах возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Второй том вышел в 2011-м и был посвящен следующему периоду жизни архиепископа Пимена — с 1957 по 1964 год он был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Владыка родился в 1923 году в Смоленске, стал насельником Жировицкого монастыря в 20 лет. В 1944 году принял монашество. Он учился в Минской духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, преподавал в МДАиС. В 1955 году Патриарх Алексий I (Симанский) направил его в Иерусалим. Трогательные и живые рассказы о жизни на Святой Земле из первого тома дневников проиллюстрированы уникальными фотографиями, многие из которых были сделаны самим владыкой. Иерусалимские дневники показывают, каким живым, радостным, интересным человеком был архимандрит Пимен (Хмелевской).
В ноябре 1957 года он был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сменив на этой должности будущего Патриарха Пимена (Извекова) — Владыку Пимена даже называли в свое время Пименом «младшим». Назначением и открывается второй том, «лаврский».
Третий том полностью посвящен жизни и служению в Саратове, куда архиепископ Пимен был направлен в 1965 году. Именно с записи 9 января начинаются дневники саратовского периода:
«9 января состоялось мое наречение в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры. Наречение совершали: Святейший Патриарх Алексий, митрополит Пимен и архиепископ Питирим. Я чувствовал себя бодро, хотя было ощущение большого ответственного часа. Вся моя нерешительность и желание остаться в Лавре как бы улетучились»…
Историк Валерий Теплов, автор предисловия, продолжает: «29 января 1965 года новохиротонисанный епископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской) прибыл в Саратов и посетил Свято-Троицкий кафедральный собор, приложился к его святыням, к чудотворному образу Спаса Нерукотворенного и помолился о помощи Божией на своем новом поприще».
Новое поприще оказалось долгим, многотрудным, но плодотворным. Владыка был открытым и радостным человеком, поэтому он со многими встречался, контактировал со всеми, кто приходил к нему. За время его служения было увеличено количество приходов, хотя в советское время это был нонсенс. Он защищал своих собратьев по служению, разрешал множество вопросов. Владыка и сам часто бывал мишенью атеистической борьбы, но с терпением и смирением переживал это, время от времени фиксируя происходящее в своем дневнике.
Часто архиепископ Пимен совершал богослужения, по нескольку раз в год объезжал приходы вверенной его попечению епархии (несколько лет в состав Саратовской епархии входила и Волгоградская область). 29 лет управлял архиепископ Пимен Саратовской епархией. И все эти годы были окрашены чувством родства с Саратовом — причем чувство это возникло очень быстро, через недолгое время пребывания на Саратовской кафедре. Приведу один отрывок из дневника, который очень хорошо это доказывает:
«…Такое впечатление, будто всегда жил в Саратове и всегда был Саратовским епископом» (1965).
До сих пор в епархии сохраняется самая добрая память о нем. Умнейший, образованнейший человек, большой знаток искусства — классической музыки, живописи, литературы, он дружил и общался с совершенно разными людьми. В числе его собеседников и адресатов были Бенджамин Бриттен, Илья Глазунов, Анастасия Цветаева, Николай Бенуа, Корней Чуковский, многие и многие пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви, Поместных Церквей.
Об архиепископе Пимене собрано множество удивительных воспоминаний — все они подтверждаются и его дневниковыми записями. Любовь к природе — особенно вошедшие в легенды походы за грибами; любовь к настоящему искусству — особенно к классической музыке, ироническое отношение к себе — и добрый юмор, предназначенный другим; любовь к русскому слову и умение говорить на нем — все это и многое-многое другое есть в дневниках архиепископа Пимена. Вот, к примеру, запись, относящаяся к приезду в Саратов Мстислава Ростроповича и его супруги Галины Вишневской:
«2 мая встречал в Саратове на вокзале Мстислава Леопольдовича Ростроповича и Галину Павловну Вишневскую. <Вечером обсудили три вопроса, а на завтра оставили два вопроса.> Они приехали ко мне погостить. Они высказали мне просьбу повенчать их, так как в свое время они этого не сделали, а им хочется духовно укрепить брак. Повенчал их в своей домовой церковке. Потом сделали парадный обед. Слушали пластинки с записью Неждановой. Ездили на берег Волги, стояли над обрывом, любовались природой» (1970).
Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям.
Без сомнения, дневники архиепископа Пимена — бесценный документ эпохи. Но при этом также — и портрет человека, архипастыря, который совершал свое служение в трудное время и которого до сих пор помнят и любят. И не только на Саратовской земле, но и всюду, где он хотя бы раз побывал. Чтение дневников — настоящее путешествие во времени жизни и по пространству души.
В заключительном томе также публикуется и ряд уникальных документов из Государственного архива Российской Федерации и Саратовского епархиального архива, избранные статьи из «Журнала Московской Патриархии» тех лет, воспоминания о владыке Пимене, его проповеди, интервью и газетные публикации.
Газета «Православная вера» № 23 (523)