+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+
Брат Господень, столп Церкви
Просмотров: 442     Комментариев: 0

5 ноября Церковь совершает память апостола Иакова, брата Господня по плоти — так значится в церковном календаре. Что за человек это был, в чем его святость, почему его называли братом Иисуса Христа? Ведь у Сына Приснодевы не могло быть родных братьев и сестер… Постараемся разобраться.

Братья и сестры Иисуса из Назарета, а точнее, люди, которые считались таковыми, в Евангелии упоминаются неоднократно: Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? (Мк. 6, 3). Иисус был, как думали, Сын Иосифов (Лк. 3, 23) и, соответственно, как думали — брат детей старца Иосифа, названного мужа Марии, от его первого брака, старшим из которых, по всей видимости, и был Иаков (евангелист Марк называет его первым). Таким образом, «брат по плоти» в данном случае означает: ставший братом по причине воплощения Бога.

В Евангелиях неоднократно сообщается о некоем напряжении между старшими сыновьями Иосифа и Сыном Марии: Ибо и братья Его не веровали в Него,— свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 7, 5). Все три евангелиста­синоптика рассказывают об эпизоде, когда братья Иисуса вместе с Его Матерью желают поговорить с Ним, но не могут даже подойти из­за собравшегося вокруг Него народа (см.: Мф. 12, 46–50; Мк. 3, 31–35; Лк. 8, 19–21). Именно тогда Спаситель произносит знаменательные слова: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8, 21). И в этом — духовном — смысле апостола Иакова можно назвать настоящим братом Богочеловека: он слушал и исполнял волю Бога до последнего своего земного вздоха.

Мы не знаем, когда и как произошло обращение Иакова — в какой именно момент он, благочестивый и праведный иудей, понял, Кто подрастал на его глазах, в доме его отца. Однако апостол Павел в Послании к Галатам упоминает Иакова, брата Господня, в числе апостолов (см.: Гал. 1, 19). Поскольку в числе первых двенадцати апостолов этого имени не было — были только Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, и Иаков Алфеев (см.: Мф. 10, 1–4), остается предположить, что Иаков, сын Иосифа, был апостолом от семидесяти. В следующей главе того же послания апостол Павел сообщает, что Кифа (Петр), Иоанн и Иаков почитались в Иерусалимской Церкви столпами (Гал. 2, 9).

В главе 15 Первого Послания к Коринфянам апостол Павел сообщает о тех явлениях воскресшего Хрис­та людям, которые не отражены в Евангелии, и, в частности, о том, что Воскресший посетил (см.: 1 Кор. 15, 7) Своего названного брата, свидетеля Его детских и юношеских лет.

Еще раз мы встречаемся с Иаковом в главе 15 Книги Деяний апостольских. Когда некоторые из фарисейской ереси уверовавшие (Деян. 15, 5) стали требовать, чтобы обратившиеся ко Христу язычники подвергались обрезанию и принимали закон Моисеев со всеми его ритуальными требованиями и запретами, Иаков вслед за апостолом Петром, опираясь на Священное Писание, окончательно убедил всех в том, что не следует затруднять обращающихся к Богу из язычников (Деян. 15, 19). И с той поры не делил уже никто Церковь Хрис­тову на избранных и неизбранных, на «первичных» и «вторичных», на сыновей и пасынков.

Иаков — святитель: в 34 году по Р. Х. он, по сведениям Евсевия Памфила, епископа Кесарийского, был поставлен во епископа Иерусалимской Церкви и впоследствии служил ей почти три десятка лет, до самой своей мученической кончины. Евсевий сообщает об огромном уважении и почитании, которыми был окружен праведный Иаков в Иерусалиме, причем не только среди христианского населения: иудейские священники, служители Храма, позволяли ему входить во Святая святых — туда, куда только первосвященник мог войти, и то лишь раз в году. Иаков часто молился там за свой народ.

Тот же Евсевий Кесарийский, со ссылкой на записки Егезиппа, «принадлежавшего к первому после­апостольскому поколению», подробно рассказывает о мученичестве святого Иакова. Он принял мученическую кончину в 62 году по Р. Х., еще при жизни апостола Павла, которого как раз тогда отправили под конвоем из Иерусалима в Рим. Книжники и фарисеи, поставив епископа Иакова на кровлю храма, пытались заставить его публично отречься от Христа и тем самым «отрезвить» других христиан, но старец «громким голосом» исповедал Сына Человеческого. Его сбросили вниз, стали закидывать камнями. Он умер не сразу, продолжал молиться за своих убийц; и тогда некий суконщик ударил его по голове скалкой, на которую обычно наматывали сукно. Такие конкретные детали всегда убеждают в истинности рассказанного.

 * * *

Теперь вспомним Соборное Послание апостола Иакова, созданное в 59 году, обращенное к евреям, находящимся в рассеянии (Иак. 1, 1), — и вместе с тем адресованное каждому христианину, в какой бы стране, в какую бы эпоху он ни жил. Это удивительный документ, свидетельство духовной высоты раннего христианства; это краткий, но глубокий и точный учебник христианской жизни вообще.

В первой главе послания епископ Иерусалима призывает своих адресатов к цельной, безоглядной вере — это условие получения ответов на все возникающие вопросы: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,— и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что­нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 5–8).

Автор послания учит своих читателей правильно относиться к собственной греховности. Грех живет в каждом человеке, грех искушает его, но блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). Следует понимать: это не Бог посылает человеку искушение — от Бога не может исходить ничто злое! — но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 14–15).

Неподкупная праведность, за которую епископа Иакова уважали люди разных вероисповеданий, очевидна для нас, читающих главу 2: если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде и вы отнесетесь к ним по­разному, значит, вы поступаете с лицеприятием (ср.: Иак. 2, 2–9) и не исполняете заповедь о любви к ближнему.

Но лично для меня в Послании апостола Иакова главным стало проповедание христианства как практики, как действия, как труда. Широко известная и часто приводимая цитата из этого послания — вера без дел мертва (Иак. 2, 20) — она ведь не только о делах милосердия. Помощь ближнему, брату или сестре, которые наги и не имеют дневного пропитания (ср.: Иак. 2, 15) — это для христианина само собой разумеется. Но в данном случае пример с голодным братом или сестрой приводится лишь в качестве поясняющего сравнения. Вера не есть тео­ретическое убеждение: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Вера требует дела: полного предания себя Богу, следования за Ним до конца, подобно Аврааму, возложившему на жертвенник сына Исаака (см.: Иак. 2, 21). Вера несовместима с грехом: если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину (Иак. 3, 14). Доказательство подлинности веры — кротость человека, его смирение, мудрость, беспристрастие, миролюбие, милосердие. Все это — благодатные дары: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).

Невозможно отразить в рамках небольшой статьи все смыслы этого богатейшего текста; хочется верить, что читатель сам откроет его для себя — и полюбит такого далекого от нас и вместе с тем такого близкого нам апостола, достойного называться братом Господним.

Газета «Православная вера», № 20 (688), октябрь 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.