Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Божий дар — как дар Богу
Просмотров: 5416     Комментариев: 0

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, пожалуй, один из самых таинственных церковных праздников. Таинственных не только от слова «тайна», но и от слова «Таинство».

О событии, случившемся в те дни в Иерусалимском храме, мы узнаём из Священного Предания Церкви. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени, ведущие к дверям, и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию — Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник, и то однажды в год, — этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решив сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

В чем же здесь тайна и какое Таинство совершается в этом событии?

Входящая во храм Сама становится Храмом, чтобы послужить величайшей и радостной Тайне Боговоплощения. Многие поколения людей родились и сошли в сень смертную до того, как однажды у благочестивых, но бездетных родителей по неустанным и смиренным молитвам родилась Дочь, Которую, по словам святителя Григория Паламы, «прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по богоугодным словам и делам». Значит, Самим Богом через поколения со дня падения Адама готовилось время его восстановления, готовилась Та, Которая в чистоте Своей стала началом нашего избавления. Как через врата своей плоти прежний Адам уходит в смертный мрак, так через пречистую плоть Девы восходит, рождается Адам новый: Бог и Творец становится по плоти человеком, чтобы Жертвой Своей избавить нас от вины, проклятия и греха.

Тайна особого Промысла Божия о Пречистой Деве тесно связана с удивительным и непостижимым даром смирения и доверия Богу, которые стяжали праведные Иоаким и Анна. Они не просто молились о деторождении, но дали обет Богу, что рожденного ребенка посвятят Ему. Это трудно постичь современным сознанием, которое настроено что-либо делать только для себя. В быту существует даже выражение: «родить для себя». А еще есть принцип «пожить для себя» — и многое другое в этом мире очень часто, пусть даже и неосознанно, тоже делается для себя. Эгоизм и безразличие — частые спутники человека. Было ли так прежде? Возможно, ведь нет ничего нового под солнцем. Но итогом этой «жизни для себя» в любую эпоху становится разочарование, подавленность, отсутствие цели и уныние, потому что это всегда тупик — дорога, в конце которой только старое треснувшее зеркало и вопросы к себе, которые столько лет откладывались «на завтра». Даже дети, рожденные «для себя», — пленники нашей гордыни, бесчисленных страхов и комплексов. Так происходит потому, что цель воспитания ребенка — не только рождение, взращивание нового человека, но и подготовка его к самостоятельной жизни, в которую его надо будет отпустить, помня, что все стези наши под недремлющим Божиим взглядом, не оставляющим и любящим.

В чистоте и святости был принесен дар Иоакима и Анны на порог Иерусалимского храма. Дар Божий, ниспосланный им, стал их даром Богу. Какими своих детей в эту жизнь выпускаем мы? Дар ли это Богу? Наверное, правильно подмечено, что надо вовремя говорить с детьми о Боге, чтобы потом не пришлось с Богом говорить о детях… Жаловаться, печалиться, сетовать и обвинять. Дар новой жизни надо принимать как Божий дар, как нечто важное, что Господь доверил нам как тайну.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) как-то сказал: «С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности».

Еще пройдут годы до рождения Спасителя, но проповедь Нового Завета уже начата на пороге древнего храма маленькой Девочкой, любимой и единственной Дочерью, осиявшей нерадостную, многоскорбную жизнь пожилых супругов. Этот дивный дар смирения и полного послушания воли Божией был передан ими Ей — потому-то спустя много лет, повзрослев, она произнесет слова: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). И тогда от девственных чистых кровей произойдет Источник жизни вечной — воплотится Тот, Кто однажды в Эдеме вышел искать согрешившего Адама. А теперь Он идет к его детям на землю, и такова Его любовь, что, и смерть поправ, Он взыщет каждую погибшую овцу, дойдя даже до ада.

Газета «Православная вера» № 22 (546)

Материалы по теме

4 декабря Церковь встретит один из своих великих двунадесятых праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. О чем мы призваны задуматься в этот день? Об этом событии, как и о событии Рождества Пресвятой Богородицы, в Новом Завете не сказано ничего — его сохранило для нас Священное Предание Церкви

Просмотров: 1817
Комментариев: 0

4 декабря Святая Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Этот великий праздник вошел в число двунадесятых позже остальных, но сейчас трудно представить себе церковный календарь без воспоминания о столь знаменательном событии, послужившем предвестием спасения людей

Просмотров: 6373
Комментариев: 0

Непорочная Отроковица, Которую ныне Церковь ставит с нами во храме молитвенном, принимая от нас жертву хвалы, подает нам образ жертвы живой, святой и благоугодной Богу. Она есть жертва живая. Не тело только приносится в жертву Богу обетом девства и чистоты, но сам дух предается в руки Божий и Богу обручается. Жертва святая. Не присутствие только во храме святыни, но чистота и непорочность сердца, как приготовление Престола Божия, освящает девство Ее. Жертва благоугодная. Пламень искренней любви встречается с любовью Божией и низводит ее на свою кротость и смирение. Всевышний, после благодатного осенения, избрал утробу Ее престолом Божества, плоть и кровь — одеянием неприступного света

Просмотров: 3355
Комментариев: 0

Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения

Просмотров: 3717
Комментариев: 0

4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Всякий раз, когда приходит время этого праздника, я думаю о Ее родителях. А еще почему-то вспоминаю слова праведного Иова: Господь дал, Господь и взял (Иов 1, 21). Но только сейчас эти слова наполнены иным смыслом. Отходит что-то ветхое, меняются отношения, и здесь уже не просто «Господь взял», а «Господь дал, и я отдаю Богу»

Просмотров: 4524
Комментариев: 1

4 декабря Православная Церковь вспоминает событие, сохраненное ее Священным Преданием — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Об этом далеком дне, об исторических обстоятельствах и духовном значении празднуемого события мы беседуем с протоиереем Сергием Ксенофонтовым, преподавателем Саратовской духовной семинарии, клириком храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов

Просмотров: 5590
Комментариев: 1

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы таинственный — и в то же время простой и теплый; многоплановый, многозначный — и оттого близкий каждому верующему сердцу. Что рассказывает нам Святая Церковь о его внутреннем содержании языком богослужения?

Просмотров: 3520
Комментариев: 0

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы одновременно трогателен и таинственен. И еще ― глубоко символичен. Трогателен, потому что невозможно без умиления представлять маленькую Девочку, самостоятельно, шаг за шагом преодолевающую отделяющие Ее от входа в храм пятнадцать ступеней. Таинственен, ибо внутренний Ее мир, Ее стремление к возлюбленному от младенчества Богу удивительны и непостижимы для нас. А символичен ― в силу того, что в храм вводится Та, Которой суждено впоследствии Самой стать нерукотворным Храмом Божества

Просмотров: 3332
Комментариев: 0

Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар чудесно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также Назаретских девиц и приготовили много свечей. Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием

Просмотров: 7188
Комментариев: 0

Иконография Введения и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствуют основным темам песнопений службы праздника

Просмотров: 9542
Комментариев: 0

Священное Писание нам говорит, что "одним человеком вошел грех в мир, и грехом вошла смерть" (Рим, 5,12); а "правдою Одного всем человекам оправдание к жизни" (Рим,5,18). Христос Своим телом вознес грехи наши на крест, чтобы очистить нас от грехов, т к Он - Тот "Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим, 4,25). Но для того, чтобы прийти Христу в этот мир и совершить дело искупления человека, необходимо было Его телесное рождение. Сам Непостижимый Бог становится видимым и осязаемым. И для этого премудрость Божия выбирает и приготовляет из всего рода человеческого богоизбранную Отроковицу - Деву Марию

Просмотров: 3812
Комментариев: 0