Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, пожалуй, один из самых таинственных церковных праздников. Таинственных не только от слова «тайна», но и от слова «Таинство».
О событии, случившемся в те дни в Иерусалимском храме, мы узнаём из Священного Предания Церкви. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени, ведущие к дверям, и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию — Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник, и то однажды в год, — этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решив сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
В чем же здесь тайна и какое Таинство совершается в этом событии?
Входящая во храм Сама становится Храмом, чтобы послужить величайшей и радостной Тайне Боговоплощения. Многие поколения людей родились и сошли в сень смертную до того, как однажды у благочестивых, но бездетных родителей по неустанным и смиренным молитвам родилась Дочь, Которую, по словам святителя Григория Паламы, «прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по богоугодным словам и делам». Значит, Самим Богом через поколения со дня падения Адама готовилось время его восстановления, готовилась Та, Которая в чистоте Своей стала началом нашего избавления. Как через врата своей плоти прежний Адам уходит в смертный мрак, так через пречистую плоть Девы восходит, рождается Адам новый: Бог и Творец становится по плоти человеком, чтобы Жертвой Своей избавить нас от вины, проклятия и греха.
Тайна особого Промысла Божия о Пречистой Деве тесно связана с удивительным и непостижимым даром смирения и доверия Богу, которые стяжали праведные Иоаким и Анна. Они не просто молились о деторождении, но дали обет Богу, что рожденного ребенка посвятят Ему. Это трудно постичь современным сознанием, которое настроено что-либо делать только для себя. В быту существует даже выражение: «родить для себя». А еще есть принцип «пожить для себя» — и многое другое в этом мире очень часто, пусть даже и неосознанно, тоже делается для себя. Эгоизм и безразличие — частые спутники человека. Было ли так прежде? Возможно, ведь нет ничего нового под солнцем. Но итогом этой «жизни для себя» в любую эпоху становится разочарование, подавленность, отсутствие цели и уныние, потому что это всегда тупик — дорога, в конце которой только старое треснувшее зеркало и вопросы к себе, которые столько лет откладывались «на завтра». Даже дети, рожденные «для себя», — пленники нашей гордыни, бесчисленных страхов и комплексов. Так происходит потому, что цель воспитания ребенка — не только рождение, взращивание нового человека, но и подготовка его к самостоятельной жизни, в которую его надо будет отпустить, помня, что все стези наши под недремлющим Божиим взглядом, не оставляющим и любящим.
В чистоте и святости был принесен дар Иоакима и Анны на порог Иерусалимского храма. Дар Божий, ниспосланный им, стал их даром Богу. Какими своих детей в эту жизнь выпускаем мы? Дар ли это Богу? Наверное, правильно подмечено, что надо вовремя говорить с детьми о Боге, чтобы потом не пришлось с Богом говорить о детях… Жаловаться, печалиться, сетовать и обвинять. Дар новой жизни надо принимать как Божий дар, как нечто важное, что Господь доверил нам как тайну.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) как-то сказал: «С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности».
Еще пройдут годы до рождения Спасителя, но проповедь Нового Завета уже начата на пороге древнего храма маленькой Девочкой, любимой и единственной Дочерью, осиявшей нерадостную, многоскорбную жизнь пожилых супругов. Этот дивный дар смирения и полного послушания воли Божией был передан ими Ей — потому-то спустя много лет, повзрослев, она произнесет слова: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). И тогда от девственных чистых кровей произойдет Источник жизни вечной — воплотится Тот, Кто однажды в Эдеме вышел искать согрешившего Адама. А теперь Он идет к его детям на землю, и такова Его любовь, что, и смерть поправ, Он взыщет каждую погибшую овцу, дойдя даже до ада.
Газета «Православная вера» № 22 (546)