+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Блаженные — значит счастливые
Просмотров: 915     Комментариев: 0

Блаженны нищие духом… блаженны кроткие… блаженны алчущие и жаждущие правды… Пятая глава Евангелия от Матфея, Нагорная проповедь. Блаженны — что это означает? Счастливые.

Но какое же это счастье, если крестьянская девочка рождается совершенно слепой, в детстве становится жертвой травли, потом вдобавок у нее отнимаются ноги, а потом родные братья выкидывают ее из дома, и она всю свою жизнь живет у чужих людей, в самых разных, подчас ужасных условиях?
Какое же это счастье, если другая девочка — тоже из крестьянской, только нищей и пьющей семьи — в семь лет слепнет от оспы, а затем теряет способность передвигаться и расти от побоев родной мамы?.. И всю жизнь лежит неподвижно в деревянной кроватке-ящичке?.. А потом передовые и сознательные односельчане постановляют выселить ее из села как помеху коллективизации, а потом в документах уголовного дела ее будут вполне официально называть «больным выродком».
В чем счастье человека, который лишен нормальной жизни, крыши над головой, семьи, того, что мы привычно именуем социальным статусом, который питается одним подаянием?
Впрочем, блаженными в Церкви именуют разных святых. В отличие от понятий «святитель» или «преподобный», это слово не связано ни со священным саном, ни с какими-либо иными обстоятельствами земной жизни святого. Святой Августин Гиппонский, автор бессмертной «Исповеди», — тоже блаженный, хотя ни убогим, ни бездомным, ни юродивым он не был. На Руси же это слово пристало именно к таким вот людям — слишком странным, слишком многого лишенным и принимающим это лишение — как свою единственную и действительно счастливую дорогу ко Христу.
Если мы заглянем в Православную энциклопедию, все встанет на свои места. Блаженный — это человек, живущий по Нагорной проповеди. По заповедям блаженств. И прежде всего, конечно, — нищий духом. То есть — не знающий за собой, за собственной персоной никакого имения, материального или нематериального; не числящий за собой никаких заслуг, не чувствующий никакого собственного — то есть независимого от Бога — значения.

***

Выше, говоря о слепой девочке, я имела в виду, конечно, святую блаженную Матрону Московскую. О ней написано немало, но мне хочется порекомендовать читателю книгу одаренного поэта и переводчика Натальи Лясковской. Если некоторые книги и статьи о Матроне Дмитриевне Никоновой грешат домыслами и легендами, то работа Лясковской дотошна и ответственна: с каждым, даже хорошо известным, казалось бы, фактом она разбирается капитально, приводя массу документов, сомнительные вещи называет сомнительными. Судьба незрячей Матроны в ее книге — как красная нитка в ткани эпохи: всякий раз мы видим не просто чудо прозорливости или исцеления, но и те исторические условия, то состояние русского мира, в котором это ее чудо совершалось. А главное — по крайней мере, для меня — что Наталья Викторовна, как истинный поэт, показывает красоту духовного подвига блаженной Матроны:

«Хотя Матрона не могла видеть красок мира глазами, она постигала его иным видением — и ничуть не хуже, а гораздо лучше нас, зрячих <…> Господь воздал ей стократно за ее внешнюю калечность, одарив Свою избранницу другим зрением — духовным, которым она проникала в тайны не только вещественного, но и потайного. И зрела не только свет, но и тьму». Автор книги против того, чтобы изображать Матрону с открытыми глазами (сейчас появилось такое течение): затворенные очи святой на иконах не об увечности плотской говорят, а о погруженности в тайну.

***

Жизнеописание ее тезки и современницы — блаженной Матроны Анемнясевской (Матроны Григорьевны Беляковой), той, которая от побоев родной матери стала тяжелейшим инвалидом, — было впервые составлено прото­иереем Николаем Правдолюбовым и его братом Владимиром Правдолюбовым: отец Николай познакомился с Матроной в 1933 году. Через два года эта рукопись стала главным пунктом обвинения в деле «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Да, Матрону Григорьевну арестовали, хотя это не укладывается в голове: куда ж ее такую еще и арестовывать? И она умерла в 1936 году на 72-м году жизни в доме-интернате для психических больных. Братья Правдолюбовы получили лагерные сроки: впоследствии, после вторичных арестов, оба были расстреляны. А составленное ими житие святой обнаружил в архиве УФСБ их внучатый племянник, протоиерей Сергий Правдолюбов; его трудами оно было издано, и затем, в 1999 году, состоялась канонизация блаженной Матроны из рязанского села Анемнясево. В наших церковных магазинах и лавках нетрудно найти книгу Игоря Евсина, написавшего уже немало книг о рязанских святых, — «Матронушка. Рассказы о блаженной Матроне Анемнясевской».

***

О многих людях Божиих рассказывает книга «Блаженные Санкт-Петербурга», составленная Мариной Данилушкиной. Подзаголовок — «От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской».

В книге собраны истории странных людей, которые сначала озадачивали и даже пугали окружающих своим поведением, а потом окружающие оказывались перед фактом их святости. Эти истории дают ощущение космоса — подлинной свободы во Христе, свободы, не отвергающей, но превышающей наш здравый ум, здравый смысл. А еще — ощущение тайны. Тайны того, что происходит с человеком, который делает шаг за предел этого самого смысла…

Вслед за Ксенией — небесной покровительницей Северной столицы — перед нами чередой проходят блаженная Анна Ивановна, странница Дарьюшка, Матронушка Босоножка, Василий Босой, юродивый Гриша, преподобномученица Мария Гатчинская (Лидия Лелянова), которую тоже, кстати, арестовали тяжелобольной, беспомощной, парализованной... И наконец — Любушка, Любовь Ивановна Лазарева, наша старшая современница (1912–1997). В детстве оставшись сиротой (мать умерла, отца, приходского старосту, сослали в Сибирь), она выросла в семье старшего брата; с юности работала на заводе по производству галош; пережила блокаду. После вой­ны, упав на работе в обморок от недоедания, очнулась в психбольнице (товарищи замечали за нею «странности в поведении»). Из больницы сбежала, но паспорт остался там, и никогда уже после этого не было у Любови Ивановны ни прописки, ни легального положения…

Блаженные действительно счастливы, потому что они с Богом: все, что отделяет или может отделить человека от Отца Небесного, они разом отсекли. Подчас ведь и не заметили в простодушии своем, как это сделали… Секрет их особых способностей, прозорливости — именно в этом. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят — Мф. 5, 8, Нагорная проповедь. А Бог даст Своему человеку узреть все, что необходимо.

Газета «Православная вера» № 13 (633)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.