Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Благоволения Божия предображение…
Просмотров: 6381     Комментариев: 0

4 декабря Святая Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Этот великий праздник вошел в число двунадесятых позже остальных, но сейчас трудно представить себе церковный календарь без воспоминания о столь знаменательном событии, послужившем предвестием спасения людей.

Историческим источником, повествующим нам о рождении и детстве Пречистой Девы, является так называемое Протоевангелие Иакова — апокриф рубежа II–III веков, который прочно вошел в Предание Церкви и пользовался авторитетом у святых отцов. Из этого текста мы узнаём, что родители Пресвятой Богородицы — праведные Иоаким и Анна, получив на старости лет великое утешение от Господа — рождение долгожданной Дочери, дали обет посвятить Ее Богу. Когда Деве Марии исполнилось два года, праведный Иоаким предложил супруге исполнить обет, чтобы Господь не отверг их за промедление в обещанном. Святая Анна предложила ему подождать еще год, «чтобы ребенок не стал искать отца или мать». По прошествии года пришло время это обещание исполнить. Торжественная процессия с непорочными иудейскими девицами, держащими в руках зажженные светильники, с пением священных песнопений двинулась из Назарета в Иерусалим, к храму Господню. На пороге храма Деву Марию встретил священник и, поцеловав, дал благословение, а затем ввел ее во храм, где ей теперь предстояло жить.

Уже позже к этому сказанию добавлялись детали, которые воспринимаются теперь как часть церковной традиции. В частности, принято считать, что священником, встретившим Младенца Марию, был Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, и что он не просто встретил Деву на пороге храма, но по особому наитию свыше ввел Ее в Святое Святых, куда мог входить, да и то лишь раз в год, только сам первосвященник, принося жертву за народ Израиля.

***

Авторы канонов утрени праздника Введения — святитель Георгий, митрополит Никомидийский, и Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, — приглашают нас присоединиться к торжественному шествию, сопровождающему Деву в храм: «Богоро́дицы пра́зднующе в невходи́мых предше́ствие, свещеиму́ще у́мно с весе́лием, днесь и мы с де́вами к хра́му прибли́жимся» («Празднуя вступление Богородицы в недоступные места, и мы в сей день с невещественными светильниками в веселии приблизимся с девами ко храму», тропарь 3-й песни 2-го канона утрени). Богослужение праздника пронизано неизреченной любовью к Богородице, почитанием подвига Ее праведных родителей, невыразимой радостью о приближении спасения падшего человечества.

Церковные песнописцы акцентируют наше внимание на нескольких важнейших моментах, связанных с празднуемым событием, стараясь раскрыть всю многоплановость той встречи у ступеней Иерусалимского храма. В первую очередь, это тема жертвенности: Пречистая Дева — Жертва Богу в высшем понимании этого слова. Жертва Богу от Своих праведных родителей («Ро́ждше па́че наде́жди Пречи́стую Де́ву, благочести́во обеща́хуся Бо́гу принести́ и исполня́ют, даю́ще я́ко же́ртву, рожде́нную от них, Иоа́ким днесь и А́нна, в дом Бо́жий», тропарь 4-й песни 2-го канона), дар Господу от всего рода царя Давида и от лица всех ветхозаветных праведников («Да веселя́тся пра́отцы днесь, Влады́чице, и да ра́дуется ро́ждшая Тя со отце́м Твои́м, я́ко плод их Го́споду прино́сится», тропарь 5-й песни 2-го канона).Пречистую Деву приводят в храм как непорочную Агницу, которая заменит ветхозаветные кровавые жертвы — они действительно совсем скоро безвозвратно уйдут в прошлое. «Писа́ние мимотече́ и оскуде́ зако́н, я́коже сень»—оканчивается служба подзаконная, поскольку человечество принесло в храм Божий совершенную Жертву, чтобы от Нее родился Тот, Кто принесет в жертву Себя за все человечество.

Пресвятая Дева, приводимая в храм, Сама воспринимается как Храм Божий: «Превы́шши, Пречи́стая, Небе́с бы́вши, храм и пала́та, в храм Бо́жий возложи́лася еси́ Тому́ угото́ватися в Боже́ственное жили́ще прише́ствия Его́» («Высшим Небес храмом и дворцом нареченную посвящают в храм Божий Тебя, Всечистая, да будешь приготовлена Ему в жилище Божественное при Его пришествии», тропарь 1-й песни 1-го канона). Вводимая во Святое Святых, где хранится Ковчег Завета,— Сама есть Скиния и Ковчег: «В храм зако́нный вхо́ды соверша́ет храм Бо́жий, Небе́сная ски́ния, из Не́йже нам, су́щим во тьме, Свет возсия́» (тропарь 6-й песни 2-го канона). А в 8-й песни канона святитель Георгий приводит диалог праведной Анны и Захарии, который удивляется, как храм Божий вместит Ту, что родит Бога, «пресла́вно превосходя́щую Свята́я благода́тию».

В богослужении этого праздника раскрываются перед нами и взаимоотношения Христа и Его Матери. Пречистая уподобляется Невесте Христовой, Которая вводится в Чертог Жениха: «Невестокраси́тель днесь яви́ся кра́сный Де́вы храм и черто́г, прие́м одушевле́нный черто́г Бо́жий, Чи́стую, и Непоро́чную, и Светле́йшую всея́ тва́ри» («Храм явился в сей день прекрасным украсителем Невесты и покоем брачным, одушевленный Чертог Божий приняв, — Чистую, и Непорочную, и Светлейшую всего творения», тропарь 3-й песни 1-го канона). Царица приводится к Своему Царю: «Дави́д, предначина́я ликова́ние, игра́ет, и ликовству́ет с на́ми, и Цари́цу зове́т Тя укра́шену, Пречи́стая, предстоя́щу, Всечи́стая, в хра́ме Царю́ и Бо́гу» (тропарь 3-й песни 1-го канона). Здесь песнописец отсылает нас к псалму 44, в котором прообразовательно повествуется о вхождении Пресвятой Владычицы нашей в Чертог Царя и Бога: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему. <...> Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. <...> Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века (Пс. 44, 10–11, 14–15, 17). Пройдет еще десяток лет, и Дева повторит сказанные задолго до Ее рождения пророчества из этого псалма: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 46–48). Необычайны, недостижимо высоки, невероятно трудны для нашего понимания эти отношения Христа и Пречистой Девы — Невесты Христовой, Дочери Царя Христа и вместе с тем Матери, вскормившей Богомладенца.

***

Сопереживая событиям этого дня, мы в удивлении преклоняемся перед Младенцем Марией, «трилетствующей телом и многолетствующей духом», так осознанно вошедшей в храм Божий. Преклоняемся и перед Ее праведными родителями, не замедлившими исполнить обет и переживавшими при расставании с любимой и единственной Дочерью лишь о том, чтобы Дитя не обратилось назад. Немыслимая жертва для большинства современных родителей, относящихся к детям, как к своей собственности. Но мы должны всегда помнить, что наши дети — не только наши, как и мы — не дети наших родителей, вернее, не только их.

Введение Девы Марии во храм является следующим после Ее Рождества звеном в соединении Ветхого и Нового Заветов, еще одним шагом к Боговоплощению. С этого дня начинается воспитание и приготовление Пречистой Девы к тому дню, когда Она скажет явившемуся Ей Архангелу Гавриилу: Буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38). И не случайно именно в праздник Введения мы впервые слышим, как поются в храме ирмосы рождественского канона: «Христос раждается, славите...».

Газета «Православная вера» № 22 (642), 2019 г.

Материалы по теме

4 декабря Церковь встретит один из своих великих двунадесятых праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. О чем мы призваны задуматься в этот день? Об этом событии, как и о событии Рождества Пресвятой Богородицы, в Новом Завете не сказано ничего — его сохранило для нас Священное Предание Церкви

Просмотров: 1828
Комментариев: 0

Непорочная Отроковица, Которую ныне Церковь ставит с нами во храме молитвенном, принимая от нас жертву хвалы, подает нам образ жертвы живой, святой и благоугодной Богу. Она есть жертва живая. Не тело только приносится в жертву Богу обетом девства и чистоты, но сам дух предается в руки Божий и Богу обручается. Жертва святая. Не присутствие только во храме святыни, но чистота и непорочность сердца, как приготовление Престола Божия, освящает девство Ее. Жертва благоугодная. Пламень искренней любви встречается с любовью Божией и низводит ее на свою кротость и смирение. Всевышний, после благодатного осенения, избрал утробу Ее престолом Божества, плоть и кровь — одеянием неприступного света

Просмотров: 3362
Комментариев: 0

Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения

Просмотров: 3725
Комментариев: 0

4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Всякий раз, когда приходит время этого праздника, я думаю о Ее родителях. А еще почему-то вспоминаю слова праведного Иова: Господь дал, Господь и взял (Иов 1, 21). Но только сейчас эти слова наполнены иным смыслом. Отходит что-то ветхое, меняются отношения, и здесь уже не просто «Господь взял», а «Господь дал, и я отдаю Богу»

Просмотров: 4530
Комментариев: 1

Еще пройдут годы до рождения Спасителя, но проповедь Нового Завета уже начата на пороге древнего храма маленькой Девочкой, любимой и единственной Дочерью, осиявшей нерадостную, многоскорбную жизнь пожилых супругов. Этот дивный дар смирения и полного послушания воли Божией был передан ими Ей — потому-то спустя много лет, повзрослев, она произнесет слова: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему. 4 декабря Церковь вспоминает введение во храм Пресвятой Богородицы

Просмотров: 5425
Комментариев: 0

4 декабря Православная Церковь вспоминает событие, сохраненное ее Священным Преданием — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Об этом далеком дне, об исторических обстоятельствах и духовном значении празднуемого события мы беседуем с протоиереем Сергием Ксенофонтовым, преподавателем Саратовской духовной семинарии, клириком храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов

Просмотров: 5601
Комментариев: 1

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы таинственный — и в то же время простой и теплый; многоплановый, многозначный — и оттого близкий каждому верующему сердцу. Что рассказывает нам Святая Церковь о его внутреннем содержании языком богослужения?

Просмотров: 3526
Комментариев: 0

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы одновременно трогателен и таинственен. И еще ― глубоко символичен. Трогателен, потому что невозможно без умиления представлять маленькую Девочку, самостоятельно, шаг за шагом преодолевающую отделяющие Ее от входа в храм пятнадцать ступеней. Таинственен, ибо внутренний Ее мир, Ее стремление к возлюбленному от младенчества Богу удивительны и непостижимы для нас. А символичен ― в силу того, что в храм вводится Та, Которой суждено впоследствии Самой стать нерукотворным Храмом Божества

Просмотров: 3340
Комментариев: 0

Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар чудесно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также Назаретских девиц и приготовили много свечей. Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием

Просмотров: 7201
Комментариев: 0

Иконография Введения и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствуют основным темам песнопений службы праздника

Просмотров: 9558
Комментариев: 0

Священное Писание нам говорит, что "одним человеком вошел грех в мир, и грехом вошла смерть" (Рим, 5,12); а "правдою Одного всем человекам оправдание к жизни" (Рим,5,18). Христос Своим телом вознес грехи наши на крест, чтобы очистить нас от грехов, т к Он - Тот "Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим, 4,25). Но для того, чтобы прийти Христу в этот мир и совершить дело искупления человека, необходимо было Его телесное рождение. Сам Непостижимый Бог становится видимым и осязаемым. И для этого премудрость Божия выбирает и приготовляет из всего рода человеческого богоизбранную Отроковицу - Деву Марию

Просмотров: 3821
Комментариев: 0