Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Без покаяния выздороветь трудно
Просмотров: 2150     Комментариев: 0

12 ноября члены Общества православных врачей Саратовской епархии побывали в поселке Октябрьский городок Татищевского района, где провели для всех желающих бесплатную консультацию. Сегодня редкий селянин имеет возможность получить качественную медицинскую помощь. Тем ценнее стал для жителей Октябрьского городка приезд специалистов высокой квалификации из клиник Саратова. Более сорока человек пришли в местный фельдшерско-акушерский пункт на прием к окулисту, эндокринологу, акушеру-гинекологу, неонатологу, педиатру, получив одновременно возможность пообщаться с председателем Общества православных врачей священником Сергием Кляевым. При этом девять жителей Октябрьского городка изъявили желание принять Святое Крещение.

Редакция "Православной веры" не могла оставить без внимания это замечательное начинание. Мы обратились к священнику саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского отцу Сергию Кляеву с просьбой поподробнее рассказать о работе возглавляемого им Общества православных врачей, поделиться своим видением служения, к которому призваны верующие медики.

— Выездные консультации в сельские районы — новое направление деятельности нашего еще молодого объединения. Планируем выбираться в саратовскую глубинку раз в месяц. И хотя поездки возможны только в выходные дни, идея помощи жителям отдаленных сел, где к тому же далеко не всегда могут бывать православные священники, нашла у наших врачей живой отклик.

Однако на этапе становления нашей организации основное внимание мы все же уделяем общению самих медиков. Нам есть что обсуждать. Врачи вынуждены постоянно решать массу морально-этических вопросов. Зачастую выбор делается в ситуации, когда речь идет о жизни и смерти пациента. Существует немало профессиональных проблем, которые требуют осмысления с православной точки зрения. Очень многих медиков, к примеру, волнует тема эвтаназии. Нас спрашивают: отключение находящегося в критическом состоянии больного от аппарата, поддерживающего его жизнедеятельность,— это убийство или нет? Обсуждению именно этой острой проблемы мы посвятили последнее заседание общества, собравшее около сорока человек.

— И каков был приговор?

— Если больного с бьющимся сердцем отключить от аппарата искусственной вентиляции легких, то это противление воле Божией. Если Господь хочет забрать человека, Он Сам остановит сердце. Если Творец дает время больному находиться в таком тяжелом состоянии месяцы или недели, значит, Он для чего-то держит человека на земле. Нам не дано до конца понять Промысл Божий об этом конкретном страдальце. Может, Вседержитель призывает его родственников к покаянию… Бывает, правда, и обратное: пациент явно умирает, а медики искусственно задерживают смерть.

Тут масса нюансов нравственного характера, которые чрезвычайно волнуют врачей. Об этом говорит и мой десятилетний опыт работы реаниматологом. Убеждаюсь в этом и сейчас. Когда прихожу в больницы причащать людей, медики с явной заинтересованностью задают множество вопросов. Потребность в нашем Обществе есть — это очевидно.

— Но, согласитесь, среди врачей немало добрых, по-настоящему сострадательных людей, для которых вера в лучшем случае — дань традиции, крестик на шее. Наверняка бывшие коллеги не раз спрашивали вас: "Что дает вера и так хорошему и честному врачу?".

— Лично для меня Господь стал той силой, которая поддерживала меня в трудные физически и морально минуты. Тяжело постоянно видеть боль и страдания людей. Вера не дала мне сломаться. Если же пытаться объяснять все людские муки с точки зрения справедливости данного мира, то рано или поздно это приведет к надлому психики. Потому что Господом сказано: "В мире будете иметь скорбь". Не имеющие веры медики, естественно, пытаются защищаться, стараясь уйти от тяжелой реальности: одни становятся циниками, другие ищут утешения в вине.

— Тогда не проще ли уйти, найти работу поспокойнее?

— Так в том и парадокс, что профессия того же реаниматолога затягивает. Это своего рода наркотик.

— Но в таком случае можно предположить, что для некоторых врачей борьба за жизнь других людей, борьба со смертью дает возможность почувствовать себя неким сверхчеловеком.

— Очень легко попасть во власть романтической убежденности, что ты можешь что-то изменить или решить. Некоторые врачи могут пребывать в иллюзии, будто они — вершители чего-то.

— Первые после Бога?

— Да. Есть такой искус. Но с профессиональным ростом большинство врачей начинает понимать, что надо просто хорошо исполнять свою работу, а исход — не в их руках. Были случаи, когда ни прекрасные препараты, ни все усилия не помогали, Господь забирал детей.

— Медицина не всесильна?

— Работая врачом, я убедился, что без покаяния выздоровление протекает очень трудно. Одна из основных причин болезни — это отступление от Бога, нарушение закона Божиего, то есть грех. А священник может помочь человеку осознать, что он находится на неправильном пути, удаляется от Господа. Только покаяние дает человеку возможность стать здоровым как духовно, так и физически. Мы обязаны оказывать больному всю необходимую медицинскую помощь, но уповать можно лишь на милость Отца Небесного. Я не раз становился свидетелем, казалось бы, безнадежных ситуаций, когда оставалось одно — просить родственников пойти в храм и принести покаяние. Они следовали совету, и дети поправлялись.

— Но многие по-прежнему надеются на чудо-диеты, супертаблетки, эксклюзивные операции. И вроде не зря. На недавней Европейской онкологической конференции в Париже, в частности, было заявлено, что новые так называемые таргсинные лекарства значительно улучшили статистику лечения рака молочной железы по всему миру.

— Все это не является гарантией стопроцентного выздоровления. Повторюсь: надеяться можно лишь на милость Божию и собственное искреннее покаяние. Помню случай, когда с медицинской точки зрения мы сделали все возможное, чтобы спасти ребенка. Но его состояние постоянно ухудшалось. Я прямо сказал отцу, что мы уже ничего сделать не можем, и предложил покрестить малыша. Позвали священника. Сразу после крещения карапуз резко пошел на поправку и выздоровел. Я до сих пор общаюсь с родителями этого чудом выжившего ребенка.

— Его отец после этого стал верующим?

— Не совсем. Хотя он все понял, все помнит. В его сердце, несомненно, что-то изменилось.

— Но ведь вслед за крещением может наступить и смерть больного. Можно представить разочарование родственников, их обиду…

— Так часто и бывает. Мол, мы просили, но нам не дали. Только вопрос в том, что вы просили и насколько просимое было спасительно для вашей души. Любую молитву надо заканчивать словами: "Да будет воля Твоя". Мы обязательно напоминаем об этом людям, но не все готовы услышать. К молитве порой относятся как к магическому акту. Иногда можно услышать такую точку зрения: надо прочитать 40 раз ту или иную молитву, и результат гарантирован. Это магизм. Подобное воззрение не имеет к Православию никакого отношения.

Богу нужно наше сердце. Он видит, что в нем происходит. Если просимое полезно для нашей души, Господь дает. Однако Всеблагий не исполнит нашу просьбу, если она может повредить нашей душе. Помните пословицу: "Дорога в ад выложена благими намерениями".

— Всех ли утешат эти слова?

— Даже если не всех — обвинять таких людей в непонимании нельзя. Сострадания заслуживает любой человек, вне зависимости, верит он или нет. Впрочем, два-три раза в моей практике были случаи, когда родители умерших детей приходили и благодарили нас за то, что их чада ушли в мир иной крещеными.

— Вы напоминаете членам Общества, что профессия врача дает православному человеку идеальную возможность для проповеди?

— Конечно. Врач соприкасается с людьми в тот момент, когда они наиболее близки к познанию своей немощи и бессилия, желанию просить помощи у кого-то. Больной человек часто задумывается о смысле жизни, о прожитом, готов переосмысливать его. И вот тут православный врач призван подсказать больному, что только Господь может исцелить его больную душу и тело, указать дорогу к храму. Для этого же по инициативе нашего Общества были открыты молельные комнаты во 2-й и 3-й клинических больницах. Возможно, скоро появится молельная комната и в 7-й больнице — ожоговом центре.

Впрочем, любой врач должен быть готов сам духовно поддержать страждущего, не забывать профессиональный девиз: "Светить другим, сгорая сам". В этом отношении профессия врача близка священническому служению. Ведь и в храме людей зачастую приходится "реанимировать", духовно возрождать.

— Но при этом надо находить время, чтобы светить и своим близким. Как отнеслась к вашему рукоположению в священный сан год назад супруга?

— Моя жена — человек православный. Так как "муж и жена — плоть едина", она мое решение полностью одобрила. Видимо, и с затаенной надеждой, что теперь мужу будет поспокойнее. Ну откуда супруге было знать, какая нагрузка, какая ответственность лежит на православном священнике? (Да я и сам этого раньше не представлял.) Терпит. С состраданием и пониманием. Я со своей стороны стараюсь все свободное время проводить с женой, сыном и дочерью.