Текстовая версия телепрограммы
23 ноября вышла в эфир новая телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.
Вед.: 28 ноября начинается Рождественский пост. На вопросы о Рождественском посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Владыка, есть ли у Рождественского поста какие-то особые отличия?
Митрополит Лонгин: Рождественский пост длительный, но менее строгий, чем Великий: в определенные дни Рождественского поста позволяется вкушение рыбы. Во всем остальном это точно такой же пост, как другие, потому что главное в нем — это приуготовление человека к великому празднику, в данном случае, к Рождеству Христову. А в чем может заключаться это приуготовление? В том, что человек старается очистить свою совесть, исправить свою жизнь, собраться внутренне и внешне.
Цель Рождественского поста, как и любого другого, ? в том, чтобы человек остановился в повседневном беге своей жизни и подумал о Боге. Ведь как мы живем? Даже если мы верующие люди, христиане, ходим в церковь, то все равно потихонечку уклоняемся от нашего пути под самыми благовидными предлогами. Церковь знает об этом, поэтому она установила периоды поста, которые помогают человеку взять себя в руки и поставить на правильную дорогу.
Пост — это время, когда мы через воздержание от некоторых видов пищи, от развлечений, от излишней суеты и злых дел стараемся вернуть своей душе правильное устроение ? ее устремление ее к Богу. Если мы эту цель осознаем и ставим перед собой, тогда наш пост будет полезен. Тогда не так уж важно будет, насколько строго мы постились, хотя, конечно же, телесный пост соблюдать нужно. И надо это делать, учитывая состояние своего здоровья, потому что, как сказано в Древнем патерике, мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Постом мы убиваем не тело, а страсти. Действительно, общеизвестно, что человек постящийся, внимательный к себе, легче справляется со своими недостатками. Поэтому пост — это не только воздержание в пище. Церковь всегда об этом говорит, но не всегда бывает услышанной. Обычно вновь и вновь нас начинают спрашивать о мельчайших подробностях «гастрономического» поста. Но дело в том, что даже если мы ничего не будем есть, но при этом будем вести столь характерный для нас рассеянный образ жизни, то смысла в таком посте не будет.
Вед.: Но близость Нового Года, безусловно, накладывает свой отпечаток… Это и корпоративы на работе, и детские утренники, елки, походы друг к другу в гости...
Митрополит Лонгин: Вы знаете, я слышу это столько, сколько нахожусь в Церкви. И меня всегда удивляет вот что: когда вроде бы совершенно нормальные, абсолютно добропорядочные люди говорят о новогоднем времени, создается такое впечатление, что подразумевается какой-то неистовый разгул, вакханалия. И я всегда хочу спросить: «А вы как проводите Новый Год? Неужели действительно ″до положения риз″ или все-таки поспокойнее?». Нет ничего страшного в том, чтобы сходить к кому-то в гости, сводить детей на елку. Нет совершенно ничего плохого в неукорительном проведении этого праздника, ставшего у нас традиционным. Да, мы, христиане, понимаем, что Новый год ? это замена, некий двойник Рождества, создававшийся в сознании советского человека. Но праздник прижился, и я не вижу ничего страшного в том, что люди его отмечают нормально, по-человечески. Даже если вы пришли в гости к своим родным, неужели сегодня за хорошим праздничным столом человек не найдет себе чего-то, что он может съесть в постное время? Конечно, найдет: и салаты, и овощи, и рыбу, и какие-то морепродукты. Можно выпить бокал вина, шампанского. Ничего преступного в этом совершенно не будет, если при этом человек помнит, что идет пост, знает, для чего этот пост, какие требования надо к себе предъявлять.
Более того, я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, ? большое благо для верующих людей. Последняя неделя Рождественского поста, со 2 января, ? достаточно строгая. И каникулы как раз дают людям возможность ходить в храм, посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым нормально подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях так счастливо помогает нам провести по-христиански.
Вед.: Часто можно услышать: зимнее время в России для большинства людей и так очень тяжелое: холод, короткий световой день... Тут бы сохранить силы для работы, домашних дел. А нужно поститься, чаще ходить в храм…
Митрополит Лонгин: Вы знаете, верующие люди так не говорят. Верующие люди постятся и Бога благодарят. А говорят так люди, которые поститься не хотят. Но ведь их никто и не заставляет! Пожалуйста, если вам трудно, зимнее время, холодно и грустно, так ешьте то, что вам хочется. Тем более, если у верующего человека есть проблемы со здоровьем ? и мы тоже об этом постоянно говорим ? пост или ослабляется, или отменяется совсем. Для больных, престарелых, беременных и кормящих женщин, путешествующих, несущих службу в армии — для очень многих категорий людей пост отменяется. Но поститься при желании можно по-разному. Можно просто отказаться от какого-то одного вида продуктов. Можно сделать так, что даже при полном столе у человека внутри будет настоящий пост, если он будет предъявлять к себе все те требования, о которых христианин должен помнить не только во время поста, но и во все дни своей жизни. Тогда этот пост пройдет для него с большой пользой.
Все зависит от внутреннего состояния человека. Мой первый полноценный пост был в армии, на последнем году службы. Я покупал консервированную болгарскую фасоль в больших банках, и вот ею питался почти весь Великий пост. После демобилизации я собирался подавать документы в семинарию. Я очень хотел поститься ? и нашел возможность поститься даже в армии, мне ничто не помешало это сделать.
Если же относиться к посту как к какой-то неприятной обязанности, обузе, которую хорошо было бы как-то обойти, тогда лучше вообще не думать о посте. Потому что пост — это добровольная жертва, которую человек приносит Богу для переустроения своей души. А если не ставишь перед собой такой цели, то и поститься не надо.